Старый фотограф Две новеллы

Владимир Федорович Токарев
Старый фотограф

В журнале «Управления компанией» сменился главный редактор. 
К публикации приняли мою новую статью,  в письме главного редактора была только одна просьба: «Пришлите вашу фотографию для статьи».

С журналом я познакомился случайно – из редколлегии, когда еще был первый редактор (сейчас он большая шишка),  пришло письмо с просьбой, предложить для пилотного номера какой-то интересный материал по теме менеджмента (меня нашли по многочисленным публикациям в интернете). Я опубликовал  в «Управлении компанией» пару статей, и вот пришло это письмо от нового редактора.
Это был первый случай, когда моя физиономия должна будет появиться в печатном издании. 
Я, конечно же, похвалился сразу жене, а она  сказала – подбери фотографию получше.
И вот тут-то начались проблемы.

Оказалось, что хотя фотографий было много, но это были или семейные снимки, либо я был совсем в неподобающей форме -  с лопатой в саду, а если в галстуке – то для смеха без рубашки. Попытки сделать новую фотографию к успеху не привели – я получался при свете домашних софитов ужасно.

И тогда я вспомнил про старого фотографа, Григория Максовича. Он работал в  том самом НИИ, где когда-то зарабатывал свои денежки и я. Главное, чем «промышлял» этот фотограф – были фотографии для пропуска в НИИ.

Я подумал, быть может,  остались негативы с моего пропуска,  и он мне сделает нужное фото. На всякий случай я оделся красиво.

В то время я консультировала одну из фирм, которая располагаясь в этом НИИ  и потому у меня был пропуск (НИИ подзарабатывал,  как все НИИ с момента перестройки до сих пор, тем, что сдавал часть своих помещений, что оказались в эпоху рыночных перемен лишними, в аренду).

Фотография оказалась открыта.
Григорий Максович постарел.  Удивительно что он меня узнал и сказал:
 - Вы  - Токарев.

 - Да, удивительно, что вы меня запомнили.

Далее я объяснил,  что мне нужно.
Помнится, что он мне что-то сказал про  серебро с негативов, которое он должен смывать и куда-то сдавать, но я могу путать, так как не силен в химии и фотографии.

Григорий Максович спросил  меня, когда я последний раз фотографировался на пропуск. Я примерно ответил – и он быстро нашел негативы – с негативами у него был «аптекарский порядок».
Пока шла вся эта работа по поиску, я огляделся по сторонам. Фотография НИИ состояла из комнаты, где собственно происходит фотографирование, и предбанника для посетителей. На стенах предбанника висели фото работников НИИ, некоторые мне были знакомы. Но это были не фотографии для пропуска, а художественные фотографии. Несколько фотографий было с известными людьми.

-Это вы их фотографировали?
 Григорий Максович ответил, где и когда он фотографировал  относительно известных людей региона.

 - А можно мне сделать новую фотографию? - спросил я.
 - Давайте, оборудование у меня в рабочем порядке.

 - Понимаете, Григорий Максович, это моя первая фотография для журнала – я  написал статью, и редактор попросила фото. Но сейчас все стараются улыбаться для фотографии. Можно меня снять улыбающимся?

 - Давайте  снимем вас улыбающимся, - засмеялся  старый фотограф.
 - После недолгих приготовлений,  съемка началась. Я старательно улыбался.

После недолгой возни со мной,  рассматривая как лучше меня сфотографировать, как повернуть голову и пр.,   Григорий Максович, мне сказал:

 - Извините, конечно, но почему-то, не знаю почему, когда наши люди начинают специально улыбаться для фотографии,  они выглядят идиотами.

  Я тоже засмеялся:
 - Не стоит значит улыбаться?

 - Нет. Просто давайте сделаем так. Я сейчас вас буду фотографировать, а вы представите,  как будто у меня из фотоаппарата вылетает  птичка.
Я улыбнулся, решил,  что фотограф шутит.

 - Вы меня не поняли. Вы представьте, что это реальная птичка,  и вы этому очень удивлены,  что она тут появилась. Попробуйте.

 - Я попробовал. Старый фотограф сделал несколько снимков.
В этот же день я принес свои фотографии домой (их осталось отсканировать и отправить в журнал). У фотографа не было цифровой камеры –  а была самая обычная, но фотоаппарат  у него был,  как он сам отметил,  очень хороший.

Жене страшно понравилась моя фотография, на которой я действительно улыбался. И совсем не был похож на идиота.
К сожалению, пока я не могу привести эту фотографию к своей новелле. Она куда-то затерялась, а журнал,  хотя и не убрал свои статьи из инета, но статьи прошлых лет размещены в нем без фотографий авторов. Да и сам журнал принадлежит (может,  поэтому нет фото)  другому владельцу.

Крутая фотохудожница

С той фотосессии  прошло около 10  лет. А с 2012 года я стал очень активно публиковаться в профильных журналах. И тогда для первых же номеров (а всего мы сотрудничали с 14 наименованиями профильных журналов – не сразу,  по очереди, но часто одновременно  с несколькими) решился снова сфотографироваться.
Я писал заказные статьи, наш редактор их редактировала.

Итак,  я  решил снова сфотографироваться – за 10 лет я тоже постарел, изменился, борода и голова поседели.

Но старый художник, как выяснилось,  уже умер. Было очень его жаль. Как-то через несколько лет после той фотосессии я его случайно встретил на улице, он еще больше постарел. Стал рассказывать про свои дела на мои вопросы о них, вернее про свои проблемы. Немного скупо заплакал. Очень жаль талантливого фотографа, перестройка его не пощадила.

Я поискал по инету художественные фотосалоны. Позвонил. Мне понравился разговор с одним фотографом, женщиной, мы договорились, что мне нужно немного снимков,  и она обещала скидку, что меня и привлекло.
Название фотостудии  было крутое, как выяснилось, фотограф имела другую фамилию, а для привлечения публики для названия фотосалона взяла фамилию очень известного писателя,  но  взяла   ее  в женском роде.  Не буду называть,  как именно,  но,  скажем,  Пушкин – Пушкина,  или Набоков – Набокова, не важно.

Фотография располагалась на первом этаже в центре  самой центральной пешеходной улицы города,  и я удивился, что мне пообещали хорошую скидку.  Да и внутри фотографии места было много. У женщины–фотографа была помощница, они посмотрели на мой костюм, быстро подготовили черный фон, фотохудожница сказала, что  сейчас это тренд.
Подготовили нужное освещение и фотосессия началась.

Вариантов они сделали даже в 2-3 раза больше, чем мы договаривались. Потом прямо при мне выбрали лучшие на компьютере,  показали и забросили все фото на мою флешку – техника творит чудеса.

Меня все устроило. Но теперь нужны подробности.
Первые снимки, где я,  разумеется,  улыбался,   представляли зрителю полного идиота.  Всё как говорил мне старый фотограф. Меня фотографировали и стоя и сидя.

Но вторую половину снимков фотограф выполнила в варианте, когда она меня усадила на очень высокий стул верхом, как на лошадь. Стул был  очень высокий. Ноги мне пришлось поставить на проножки этого  высокого деревянного стула. Я понял, что выгляжу на этом стуле много хуже, чем идиот, и не смог удержаться и стал улыбаться, представив себя мысленно,  как я выгляжу со стороны. Но фотохудожницу это не смутило, она делала свою работу – часто нажимала на пуск крутого цифрового фотоаппарата.

Что оказалось. Поскольку я    улыбался на себя самого на самом деле,  а не деланно, улыбка во второй половине фотосессии получилась искренней. И эта отличная фотография получилась, как вы понимаете,  совершенно случайно, вопреки работы «фотохудожницы». Не специально.
Но какая мне разница, главное – результат.

Жене эти две фотографии очень понравились. А на фотографии, где меня просто снимали  - стоя, сидя обыкновенно на стуле  - она не смогла удержаться и громко засмеялась,  и тоже вспомнила,  что мне говорил  тогда старый фотограф.

Я конечно же «наварился» на той фотохудожнице, так как  не могу сказать, сколько десятков раз та фоторабота со скидкой мной была использована  для статей, а позже для обложек книг, и еще будет использоваться, думаю, не  раз.
На  картинке к этому рассказу та сама   вторая случайная фотография в одном из журналов.