Рота Связи ГВС в Афганистане

Виктор Хлуднев
“…Рота связи ГВС была уникальным подразделением по своему штату и вооружению…”
Так пишет в своей книге “О деятельности советников и роты Главного Военного Советника в Афганистане (война глазами лейтенанта)” мой заместитель по политической части в период моего командования ротой  Мурзин В.А.
Известно, что штаты воинских подразделений разрабатываются как на период мирного времени, так и на военное время. Разрабатываются штаты не наобум, а исходя из опыта прошлых лет, из опыта прошедших войн и военных конфликтов. С учетом специфики выполняемых тем или иным воинским  подразделением задач.
На войне свои законы, штаты подразделений формируются применительно к конкретной обстановке. Берется во внимание то, какие задачи предстоит решать подразделению, а также то, на каком театре военных действий будут происходить события.
Рота связи ГВС, действительно, была уникальным подразделением. Помимо выполнения основной своей задачи – обеспечение связью оперативной группы, возглавляемой  заместителем Главного Военного Советника в ДРА по боевым действиям генерал-лейтенантом Шкрудневым Д.Г. – личному составу роты приходилось выполнять функции охраны и обороны, как во время совершения марша, так и в районе применения. А каждый боевой выход – это не в булочную сходить. Это несколько суток марша, марша по горам, по пустынной местности, через перевалы, через тоннели, через города и кишлаки. И каждый выход – это борьба. Каждый выход занимал по времени ни неделю, ни две. Порой приходилось срочно сниматься с одного места и перебазироваться в другой район, не заходя на базу в Кабуле. Бывало по завершении очередной операции, чтобы не возвращаться “домой”- дабы избежать ненужных потерь – мы “присасывались” к ближайшему советскому гарнизону, расположившись около него лагерем (почему-то на свою территорию “советские” нас не пускали. До сих пор не понимаю – почему). Чистились, стирались, мылись, занимались мелким ремонтом. Продовольствие, боеприпасы, запчасти, медикаменты нам доставляли по воздуху, вертолетами. И уже на следующую операцию мы выходили оттуда. Вот и получалось, что по два-три, а то и четыре месяца мы не заходили в ППД(пункт постоянной дислокации).
Главным плюсом штата роты связи ГВС было то, что мы были полностью автономны. В штате роты было все, что делало нас мобильными, оперативными, способными выполнять боевые задачи самостоятельно в отрыве от остальных сил. Как сейчас бы сказали – “все - в одном!” Была своя кухня (ПХД)-вотчина ст. прапорщика Зверева В.Г., своя автомастерская со всем необходимым оборудованием, где всем управлял ст. прапорщик Яворский А.А.  Свои наливники, водовозки. Постоянно на связи с нами были экипажи двух вертолетов, готовых в любую минуту, в любое время оказать нам помощь – доставка всего необходимого, эвакуация раненых, облет наших КШМ, разбросанных по всему Афганистану ( доставить им продовольствие, спирт для обслуживания спецаппаратуры, почту и т.д.).
Предметом особой гордости всего личного состава роты связи ГВС были наши ЗАЩИТНИКИ – БТРы-70(по одному в каждом взводе), на которых по рекомендации г/л-та Шкруднева Д.Г., при содействии полковника Соловьева Ю.А., подполковника Борисова В.П., ст. прапорщиком Яворским А.А. были установлены 16-ти зарядные кассеты НУРСов с вертолетов, спаренные с пулеметами КПВТ.  ОЧЕНЬ внушительно, а главное – ОЧЕНЬ эффективно! С помощью тумблера можно было переключаться на ведение огня двумя снарядами или же сразу выпустить все шестнадцать. Перед залпом делали пристрелочный выстрел “трассером” из КПВТ. Вот, куда ложился этот выстрел, туда, с учетом поправки, посылали НУРСы. Когда духи впервые почувствовали это на себе, они были в панике, в прострации: вертолетов не видно, не слышно, а НУРСы падают на их головы! Со временем, когда они все-таки поняли что к чему, они стали организовывать самую настоящую охоту за нашей ротой. Сам Ахмад-Шах Масуд (Панджшерский лев) всем своим головорезам дал отмашку – найти и уничтожить! Но ничего у него из этого не получилось!!!
А главной уникальностью, главным богатством Роты связи ГВС были люди – офицеры и прапорщики, сержанты и солдаты, с которыми мне посчастливилось вместе служить ТАМ – в далеком АФГАНЕ!!!
По прошествии стольких лет я всегда вспоминаю ИХ с ЛЮБОВЬЮ и ТЕПЛОТОЙ!!!
Низкий поклон ВАМ всем, мои боевые друзья!!!