Злато Крыма Делагарда и Британии

Ирина Обухова
   Скромный человек, выдающийся  крымовед и военный инженер оказался связан с Великобританией богатствами, найденными им во время строительных работ под Херсонесом, Мариуполем, Керчью и Феодосией. Но как же они оказались связаны, если он родился в 1842 году в семье военных французского происхождения? Позже этот русский француз Александр Бертье-Делагард окончил училище и Военно-инженерную Академию в Литве. С детства был приучен родителями к дисциплине, и это качество, возможно, связано с его дедом, который, не согласившись с результатами Великой Французской революции 1789 года, вскоре после неё переехал в Россию.  Может быть, уже тогда чувствовал обратную сторону её идеалов  - чрезмерной демократичности и свобод во всех сферах?
 В жизни Александра Львовича Бертье-Делагарда его  французское происхождение наложило главный отпечаток на его  дальнейшие достижения. Ведь каждый, кому довелось побывать во Франции, понимает: французы – великие эстеты всех времён и народов.  То, как приучены были они строить здания, создавать скульптуры, писать романы, шить одежду – всё  до сих пор приводит в восторг человеческое восприятие.
  Александр Бертье-Делагард явился Крыму в 2017 году в виде репринтного издания  1913 года - брошюры «Память о Пушкине в Гурзуфе»(вступительное слово – д.ф.н. С.А. Макуренковой). Этот педантичный военный инженер, автор фортификационных сооружений в Севастополе,  коммуникационных – в Ялте, Одессе, Алупке и Ростове, коллекционер древностей и нумизмат,  написал литературное исследование, снабжённое точными сведениями о пребывании великого поэта в Крыму, в Гурзуфе, в августе-сентябре 1820г. И это - главное доказательство "французости" его души, имеющей тягу  к изяществу и изыску. На страницах книги можно найти точные даты перемещений семьи генерала Раевских из одного крымского города в другой -  барками, кораблями, на лошадях. Где-то рядом с ними – Александр Пушкин, которого генерал  на Кавказе взял с собой в виду случившейся там лихорадки молодого поэта. В Гурзуфе, расположившись под знаменитым кипарисом в парке дома Ришелье, где Раевские остановились, внимал он то рассказам  старого генерала – героя Отечественной войны 1812 года,  то голосу его дочери Марии, то игре Екатерины на фортепиано… Именно здесь, в чудесном крае, зародились в восхищённом сознании  Поэта будущие сцены и образы «Евгения Онегина». Но не только Крым был описан Делагардом в книге, а и Петербург и предположительно, муза поэта –  шагающая  лёгкой поступью по саду царица Елизавета…
 Часто случайность помогает отыскать ниточку, за которую, потянув, можно обнаружить верёвочку, а затем  и целый мешочек. Вот и благодаря этому труду Бертье-Делагарда о Пушкине в Ялте вдруг начали говорить о том, сколько сделал этот человек для города, как строил свою виллу с майоликой, как после революции, в 1920 году его вызвали из дома красноармейцы, очевидно сбитые с толку его чёрной повязкой на глазу, и о том, что больше его никто не видел…
  Строительство всегда бывает связано с поднятием масс земли для расчистки места под фундамент или прокладываемого водовода. Крымская земля  и Северное Причерноморье таят в себе немало древних захоронений, которые обнаруживаются то тут, то там - повсюду. Александр Львович, и специально занимаясь научными изысканиями, и случайно находя при строительстве  древние кувшины с монетами или ювелирные украшения, собрал несколько видов коллекций.
 В его завещания, которые он написал после  инсульта в 1919 году, входило несколько тысяч книг(для Ялтинской библиотеки), богатая коллекция сарматских, скифских и византийских монет(для ялтинского Исторического Музея), несколько золотых комплектов древних ювелирных украшений(сестре Белявской). Он не имел детей, но делом всей жизни считал создание в Ялте Музея древностей, для которого он готов был передать огромное количество экспонатов.  Семье Бертье-Делагардов принадлежало несколько тысяч квадратных метров земли под Севастополем и близ Ялты.
  Но в 1921 году, когда послереволюционную Россию пытались замучить  голодом, сократить количество населения смутой и кровавой Гражданской войной, везде, в том числе и в Ялте, люди остро нуждались в еде и простом хлебе. И Делагард-Белявскую невозможно осуждать за её поступок – буквально за бесценок, чтобы не умереть с голоду, она сначала передала скифское золото во Францию, а уже там позднее состоялась сделка с англичанами. Продано было скифское золото великого брата Белявской за смехотворную сумму – всего полторы тысячи английских фунтов…
 Только чтобы не умереть с голоду… Трудно представить эту картину –француз или  англичанин, алчно улыбаясь, даёт  женщине 5 буханок хлеба и жалкие деньги, а получает… Что же получает в коробках это человек? 
  Своих воинов скифы  хоронили с доспехами и украшениями. Много больших золотых серёг  с рубинами  немыслимо сложной  технологии обработки и изготовления находили  именно в могилах  мужских. Их хоронили с почестями, и церемония,наверное, сопровождалась особыми песнопениями и заклинаниями. Заклинания содержали табу на вывоз этих богатств из этой стороны и проклятие тому, кто посмеет увезти их в другую страну.
  С 2008 года сокровища Делагарда находятся в Британском Музее в Лондоне и представлены на сайтах Музея.
  В Ялте проходит  Литературный Фестиваль «Чеховская осень", и англичанка Хелен решила тоже поучаствовать. Она стала хлопотать визу.Оказалось, что  Русский визовый центр располагается  в Лондоне в двух шагах от Британского музея. И Хелен вняла просьбе Кати:
 - Когда ты подашь документы в визовый центр, зайди, пожалуйста, в Британский Музей и посмотри, как там наше скифское золото Делагарда.
 Вечером на почтовый ящик Кати пришли восемь фото, которые подруга сделала в Музее. Она сказала:
  - Я с удовольствием посетила Музей, потому что не была в там более сорока лет.  Экспозиция не слишком богатая, но если предварительно сделать специальную заявку на документы,  то можно получить более детальную и более развёрнутую информацию.
 Катя смотрела на увеличенные фотографии скифских ожерелий и колечек. Рубиновые брошки и серёжки с алмазами и восхитили, и разочаровали. Ювелирная техника по сложности и тщательности не поддаётся описанию и до сих пор не разгадана, но на изделиях были повреждённые участки, кое-где в серьгах не хватало камешков в обрамлении, золотая  пряжка поделена на несколько частичек. Однако все предметы - доказательство высокой культуры золотых дел мастеров, создававших свои творения на территории  Крыма  ещё до наступления нашей эры. Первое, что сказала англичанка после посещения Британского музея, было следующее:
  - Как же так? Это же ваше, крымское! Вся эта красота должна быть возвращена вам, в ваши музеи!
  - Ради сохранения здоровья детей и семьи его сестра вынуждена была продать коллекцию,- отвечает Катя. -  А внучатая племянница Александра Львовича, Валентина Белявская-Разумовская, долгое время работала врачом в Ялтинской поликлинике. Дружила она с нашей Аллой Ханило – ты помнишь, как мы её навещали и ты пела романс "Я встретил вас" у неё на веранде.  Брат Белявской  был переводчиком с немецкого и работал в Ялте во время войны.
 Катя снова  представила сцену обмена буханок хлеба на золото в 1921 году. Была ли сделка подкреплена серьёзными для того лихолетья документами?   Сейчас для этого понадобилось бы множество подтверждений. Но какое подтверждение нужно таким артефактам, которые сами за себя, молча, кричат? И кричат они о том, что это  предметы,  найденные в крымской земле  великим ялтинцем французского происхождения, повредившим на учениях глаз,  Александром Бертье-Делагардом.
  На  вилле военного инженера в советское время была устроена станция юных техников. Вполне логичное решение, чтобы юные дарования пропитывались самой атмосферой дома, где жил и творил великий исследователь и генерал-строитель, собиратель древностей. Но сейчас ведутся серьёзные переговоры о создании в его доме того, о чём мечтал Александр Делагард всю жизнь – создании Музея  древностей  Крыма.
  А для исполнения идеи возвращения скифского золота в Крым подругам понадобится большой человек, под патронатом которого может состояться передача только части делагардовских ценностей из Британии, и это событие не за горами.