Крымский мост

Юрий Жданов 2
КРЫМСКИЙ МОСТ   
               


Изучайте прошлое, если хотите предугадать будущее. Конфуций


Прошлое- родина души человека…  Генрих Гейне 

 
                Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым. Джордж Оруэлл


                История- это изучение процессов, протекающих во времени,
                но что такое время, не знает никто. Лев Гумилев


Поистине перед нами- единый … «хронотоп», объемлющий время и пространство в универсальном континууме. Отчленить одно от другого- значит не понять их обоих. Арон Гуревич



Не очень странным образом оказавшись случайно в январе 1068 года в Тмутаракани, одном из самых первых древнерусских княжеств, я однажды решил прогуляться на лыжах вдоль берега Русского моря (кочевые тюрки назовут его позже Чёрным морем) около пролива, который древние греки называли Боспором Киммерийским («коровий брод»). День был морозный, но солнечный, лёд крепко сковал неглубокий пролив, что бывает здесь не часто. Лыжи хорошо скользили по снегу.                -А не попробовать ли перебраться на лыжах по льду на другой берег пролива, чтобы познакомиться с тем побережьем?- подумал я. Сказано- сделано. И я устремился вперед. Пробежав около версты, увидел далеко впереди на белом снежном покрове какую-то темную точку. Направился в ее сторону, и вскоре понял, что это какой-то человек. Расстояние между нами сокращалось. Человек тоже двигался в том же направлении- к берегу. Когда я приблизился, то увидел мужчину, отмерявшего свой путь землемерным циркулем-саженью. Он шел с короткими остановками, во время которых вынимал из кармана кусок бересты и процарапывал на ней костяным стилом-писалом черту, обозначавшую пройденный отрезок пути. Поравнявшись с мужчиной, я узнал в нем князя Глеба Святославича, которого видел ранее на его княжьем дворе.                -Здравствуйте же многие лета, князь!- поприветствовал я его. Он остановился для ответного приветствия, а затем продолжил измерения.                -Зачем Вы, князь, делаете замеры?- спросил я его.                -Вот хочу измерить здесь в самом узком месте пролива расстояние от берега до берега, пока крепок лёд. Редко возникает такая возможность. Неплохо бы построить здесь мост, чтобы не совершать огромный путь в обход. Ведь через этот пролив идет главная торговля в моем княжестве. Заодно промерить хочу и расстояние между центрами Тмуторокани (ныне- Тамань) и Корчева (ныне- Керчь)- между их главными храмами: Церковью Богородицы в Тмуторокани и Церковью Святого Иоанна Предтечи в Корчеве.


Я решил не торопиться, чтобы пройти до берега вместе с князем. Пока мы шли с ним, он, по моей просьбе, рассказал о себе. Из рассказа я узнал, что он- старший сын великого князя Святослава Ярославича. Отец направил его в 1064 году княжить в русское Тмутороканское княжество, но не сложились отношения с двоюродным братом Ростиславом Владимировичем. «Братишка» Ростислав изгнал Глеба с престола. Лишь после смерти в 1067 году Ростислава (его отравили) Глебу удалось вернуться для продолжения княжения. Князь сказал, что делает и другие замеры в княжестве для определения площадей всех своих владений. Это нужно и для установления размеров дани, которую он берет с окрестных племен.                Я предложил князю ускорить шаг, так как мороз крепчал.  Он согласился и передал мне бересту и стило, чтобы, не делая остановок, я мог на ходу делать пометки о пройденном пути, а он- быстрее отмерять сажени.  Вот, наконец, мы и пришли к Церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой велась ее реконструкция. Князь побеседовал со строителями, спросил их, не нужна ли им в чем-то помощь. Согревшись в одной из изб, в которую нас пригласили её хозяева, мы отправились в обратный путь. Расстались мы около его княжьего двора. Он  предложил мне зайти к нему, но я торопился вернуться домой, и поблагодарил его за приглашение.      


                Лишь 5 мая 2001 года, оказавшись в Эрмитаже Санкт-Петербурга, я узнал о результатах замеров, сделанных князем Глебом Святославичем (князь тмутараканский в 1064 и 1066-1068 годы, князь новгородский в 1069-1078 годы, убит в 1078 году). Оказалось, что о своих замерах князь велел поведать потомкам на памятном мраморном камне, который был случайно найден в 1792 году на территории бывшей Тмуторокани, а затем в 1851 году оказался на почетном месте в Эрмитаже. Подойдя к камню, я прочитал: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Рядом с камнем находилась поясняющая информация об истории его создания и обнаружения … Размеры камня 111х45х24 сантиметров, а весит он 856 килограмм. Князь Глеб Святославич очень точно измерил расстояние между двумя главными центрами Тмутараканского княжества- Тмутараканью и Корчевом: его 14 тысяч маховых саженей (маховая сажень- 1,778 метра) соответствуют примерно 25 километрам. Именно такое расстояние между сохранившимся фундаментом Церкви Богородицы в Тамани и Церковью Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Надпись на камне свидетельствует, что Тмутаракань и Корчев входили в древнерусское княжество Тмутаракань. Камень этот навеял много размышлений, устремленных вглубь истории. Первым ли человеком, задумавшимся о необходимости моста через пролив, оказался князь Глеб Святославич? Об амазонках, переправлявшихся здесь по льду, говорить не будем. А всегда ли существовала такая необходимость в преодолении здесь водной преграды? И даже более простой вопрос: а всегда ли существовал этот пролив? Маленькое историческое отступление, но не от темы.



Вкусная пресная вода была в большом закрытом водоёме- озере, ставшем затем Черным морем после сильного потопа, вызванного мощным землетрясением в Средиземном море. Уровень воды в озере был тогда значительно ниже уровня мирового океана и уровня воды в Средиземном море. На месте нынешнего пролива Босфор в результате так называемого «Черноморского потопа», произошедшего примерно десять тысяч лет назад, возник огромный водопад, через который морская вода Средиземного моря устремилась в пресноводное Черное море, затопляя огромные прибрежные территории. В сутки через водопад проходило около 40 кубических километров, то есть около 40 миллиардов кубических метров воды (а в одном кубометре-  одна тонна воды), это в 200 раз больше, чем проходит через знаменитый Ниагарский водопад. Тогда же, в результате этого потопа, возникло и Азовское море. Называлось оно тогда, конечно, не Азовским, и даже не морем. По количеству названий, которое ему давали за всю его историю, Азовское море следовало бы включить в Книгу рекордов Гиннесса. Посудите сами, вот лишь некоторые из его названий: Меотийское озеро (у греков в античные времена), Меотийское болото (у римлян в то же время), Каргалук (у скифов), Темеринда («мать моря»)- у меотов, Бахр аль-Азуф (у арабов); Бахр Эль-Ассак или Бахр-ы-Ассак (темно-синее море)- у турок, а современное у турок- Azak Denizi, а также Балысира (Balisira); Mare delle Zabacche (у генуэзцев и венецианцев); Самакуш, Самакар, Майутис; Саксинское море (у татаро-монголов в XIII веке); Балык-денгиз (рыбное море); Чабак-денгиз, или Чебакское (то есть судакское); Бар-Эль-Азов (тёмно-синяя река); Франкское море (под франками понимались генуэзцы и венецианцы); Сурожское (Судакское) море (Сурожем, вероятнее всего, назывался город Мариуполь); Каффское море (Каффа- итальянская колония на месте современного города Феодосия в Крыму); Киммерийское море (название- от киммерийцев); Акдениз (Белое море)- турецкое слово; современное название Азовского моря, закрепившееся со второй половины XVIII века, произошло, вероятнее всего, от города Азов. По количеству исторических названий не очень сильно отступало от Азовского моря и Черное море (их известно более двадцати): Сперское море (древнегрузинское название), Понт Аксинский (греч.- «Негостеприимное море»), Понт Эвксинский (греч.- «Гостеприимное море»), Темарун, Киммерийское море, Ашхаэна, Таврическое море, Океан, Сурожское море…, Святое море, Русское море (в X-XIV веках в древнерусских, арабских и западных источниках), Чёрное море.



Вернемся к Тмутараканскому камню, оказавшемуся самым древним археологическим памятником не только о древнерусском Тмутараканском княжестве, но и о гидрографических работах в древней Руси. А как этот камень оказался в Эрмитаже? Его нашли на Таманском полуострове. Это произошло, когда сподвижник командующего Черноморским флотом адмирала Федора Федоровича Ушакова (1744-1817) капитан генерал-майорского ранга Павел Васильевич Пустошкин (1749-1828), командовавший в 1792 году Черноморским гребным флотом и флотилией черноморских казаков, препровождал передовой отряд черноморских казаков на Тамань. Здесь, в Тамани, и был случайно найден казаками среди руин бывшей турецкой крепости этот мраморный камень. Почему случайно? Ведь ничего случайного не бывает…      


                В августе-сентябре 1792 года казаков передового черноморского отряда, разместившихся в казарме, донимали дожди. Чтобы с мокрой обувью не вносить в казарму грязь и влагу, казаки решили найти камень, который можно было бы использовать в качестве порога казармы. И они нашли среди руин бывшей турецкой крепости мраморную плиту с подходящими для этого размерами. В казарме стало суше и чище. Но однажды один из наблюдательных казаков заметил, что на одной из сторон плиты сделана надпись древними славянскими  буквами. По тексту можно было догадаться, что какой-то князь Глеб делал какие-то измерения между какой-то Тмутороканью и каким-то Корчевым. Сказали об этом своему начальнику- командиру егерского батальона премьер-майору Христофору Карловичу Розенбергу, который понял, что этот камень может представлять историческую ценность.  Розенберг доложил о предполагаемой исторической находке Павлу Васильевичу Пустошкину, который решил показать плиту вице-адмиралу Николаю Семёновичу  Мордвинову (1754-1845)- одному из организаторов Черноморского флота, председателю Черноморского адмиралтейского правления (да, это тот самый человек, который в 1802 году станет первым в истории России морским министром, а в 1826 году окажется единственным из членов Верховного уголовного суда, отказавшимся подписать смертный приговор декабристам).   


                И с этого момента начнутся интересные путешествия «Тмутараканского камня». Погрузив камень на 14-пушечный парусник «Панагия  Апотуменгана» (греч.- «Таманская Пресвятая»), Павел Васильевич Пустошкин отправился к Мордвинову в Таганрог. Если бы у Павла Васильевича был мобильный телефон, он узнал бы, что Мордвинов отбыл из Таганрога в Севастополь. Узнал он об этом лишь по прибытии в Таганрог, откуда парусник отправился в Севастополь. Во время сильнейшего шторма в Севастополе в ночь с восьмого на девятое сентября 1792 года парусник сорвало с якорей и отнесло в Константинополь. Потребовался значительный ремонт, и лишь весной 1793 года судно вернулось в Севастополь, а оттуда- в Николаев, к Мордвинову. Камень, показанный Мордвинову, увидел и войсковой дьяк премьер-майор  Г. Егоров, который, прибыв в Петербург, рассказал о предполагаемой исторической ценности известному любителю и собирателю древностей Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1744-1817), обладателю гигантской коллекции памятников древней письменности (к великому сожалению, почти все они сгорят в московском пожаре 1812 года). Мусина-Пушкина Екатерина II (1729-1796) уполномочила своим указом 1791 года собирать древние рукописи и старопечатные книги. Алексей Иванович доложил о камне императрице, от которой было получено высочайшее повеление вернуть памятник в Тамань «с устроением приличного вокруг его ограждения и чтобы снята была его мера, а более всего слова на нем находящиеся в точной их величине и почерке». Академику П.С. Палласу поручили изучить памятник на месте.               


                Сначала камень положили на морском берегу, вблизи места, на котором он был найден. Здесь его и осмотрел во время своего путешествия по России академик Паллас. Затем камень перенесли в сад при Таманской церкви. Здесь он находился за церковной оградой и в 1803 году. В 1832 году этот камень вместе с хранившимися здесь под специальным навесом фрагментами древних строений переместили в Керченский музей древностей.  И вот, наконец, в 1851 году наступил момент, когда «Тмутараканский камень» занял почетное место в императорском Эрмитаже Петербурга. А на Таманском полуострове, около станицы Тамань Краснодарского края продолжаются раскопки на месте древнего поселения. Археологические исследования на этом месте начались с конца XVIII века. Теперь здесь возник археологический комплекс- заповедник «Городище Гермонасса-Тмутаракань». Надо успеть сохранить оставшуюся память о древних временах- ведь с каждым годом море разрушает побережье и старается стереть память. Многие памятники оказались уже под водой.



А когда стали озадачиваться практическим воплощением мечты о создании надёжной переправы через Керченский пролив? В 1870 году англичане проложили по дну Керченского пролива телеграфный кабель для связи с Индией (линия Лондон-Калькутта), а в 1901 году правительство Великобритании рассмотрело проект железнодорожного маршрута из Великобритании в Индию (от Лондона до Дели). Проект предусматривал строительство гигантского моста через пролив Ла-Манш и строительство моста через Керченский пролив. Общий маршрут движения поездов намечался по железной дороге «45-й параллели»: Лондон-Париж-Лион-Турин-Ломбардия-Венецианская через пролив-Таманский полуостров-Кавказ с выходом через Турцию или Иран на Индию. Проект оказался очень дорогим, и не был осуществлен.                В Российской империи тоже рассматривались проекты строительства переправы через Керченский пролив. Инженер и изобретатель Владимир Дмитриевич Менделеев (1865-1898)- старший сын химика Дмитрия Ивановича Менделеева, предложил построить не мост, а «запруд» (плотину) от мыса Павловского к косе Тузла, а от нее- на Тамань.  На этой плотине предусматривались шлюзы для прохождения судов. Этот проект позволял поднять уровень воды в мелководном Азовском море на три метра, чтобы сделать его доступным для плавания больших морских судов. Владимир Дмитриевич говорил, что Азовскому морю, этому «природою данному, кратчайшему для значительной части России и дешёвейшему пути принадлежит видная роль как в настоящем, так в особенности в будущем».                В начале XX века обсуждали проекты строительства железнодорожного моста через Керченский пролив, в том числе через находящийся в проливе остров Тузла. Император Николай II, рассмотрев проекты в 1903 году, отклонил их из-за назревавшей русско-японской войны. Второй раз он отказался от этой идеи из-за Первой мировой войны. 

 

В Советском Союзе в 1930-е годы планировалась реконструкция южного участка железной дороги, которая должна была примыкать к будущему мосту через Керченский пролив. После моста дорога должна была идти по Таманскому полуострову к Новороссийску, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа до города Поти.  Металлические части моста начали заказывать в Германии. Но в 1939 году началась Вторая мировая война, а затем Великая Отечественная война 1941-1945 годов. 


                Набежали воспоминания… В 1942 году во время эвакуации из Крыма я снова оказался на побережье Керченского пролива. Воспоминаниями о том, как это произошло, я поделился в рассказе «Под бомбами в Керченском проливе» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Вот фрагмент этих воспоминаний.  «… Море сильно штормило. Беженцев перевозили на другой берег на буксирах и баржах. После закрепления тросами грузовиков на баржах эвакуируемые размещались в их кузовах. И вот, наконец, погрузка закончена, и караван буксиров с баржами отправился от причала порта к восточному берегу пролива, к косе Чушка. Предстояло преодолеть всего пять километров водного пространства, но эти километры казались бесконечными. Непрерывно пикирующие с воем фашистские самолеты сбрасывали бомбы на караван. Огромные фонтаны от разрывавшихся бомб еще больше раскачивали баржи. Темноту ночи разрывали береговые прожекторы, ловившие в небе самолеты противника, гремели залпы зениток. Атаки фашистских самолетов не прекращались, хотя в воздухе с ними вели бои наши летчики. Одна из бомб прямым попаданием уничтожила соседний плот. Шофер машины, в которой находилась семья Андрея, приказал всем покинуть грузовик и стоять, держась за его кузов и расчалочные тросы.                -Скорее! Скорее!- мечтал каждый достичь противоположного берега.               
И вот их мечта сбылась: буксиры и баржи с беженцами, наконец, достигли мыса Чушки на Таманском полуострове. Но опасность в любой момент погибнуть не исчезла. 
Выгруженные с барж на берег автомашины продолжали преодолевать под непрекращающимися взрывами бомб и обстрелами с воздуха узкую, вытянувшуюся в пролив 18-километровую песчаную косу …»



Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов немецко-фашистские войска, оккупировавшие в 1942 году Крым и часть Тамани, возвели в 1942-1943 годы канатную дорогу через Керченский пролив для обеспечения своих войск военной техникой и грузами. В сутки по этой канатной дороге перемещалось до тысячи тонн грузов. Наступление Красной Армии сорвало работу этой переправы. После освобождения Крыма в мае 1944 года от немецко-фашистских захватчиков канатная дорога, взорванная отступавшим врагом, была восстановлена. Началось строительство Керченского железнодорожного моста через Керченский пролив (его длина- четыре с половиной километра, были установлены 111 однотипных пролетов по 27 метров, два разводных пролета шириной по 27 метров и два разводных пролета шириной по 55 метров для обеспечения прохода судов. Мост построили менее чем за семь месяцев, и первые грузы пошли уже в ноябре 1944 года, а зимой 1945 года по мосту проехала советская делегация, возвращавшаяся с Ялтинской конференции (проходила с 4 по 11 февраля 1945 года). Но с 18 по 20 февраля 1945 года крупный лёд, нагнанный штормовым ветром из Азовского моря, сильно повредил значительную часть опор и пролетов моста. По рекомендации правительственной комиссии мост разобрали. Началась проработка нового варианта переправы через Керченский пролив. Спроектировали высоководный двухъярусный мост с двумя железнодорожными путями и двумя полосами для автотранспорта. Постановление о строительстве было принято Советом министров СССР в мае 1949 года, а фактическое строительство началось с 1947 года. Но в 1950 году строительство прекратили. Вместо моста стали сооружать паромную переправу. В 1953 году открылась Керченская паромная переправа (четыре железнодорожных и три автомобильных парома). В конце 1980-х годов железнодорожные паромы из-за их технического износа прекратили работу. Паромная переправа очень сильно зависит от климатических условий. С начала 1990-х годов разработали более двадцати предварительных проектов строительства моста. В 2008 году снова обсуждалась возможность постройки моста, и его проектирование и строительство включили в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года».  Министерству транспорта России поставили задачу: построить Керченский мост с автомобильным и железнодорожным движением транспорта. Были рассмотрены четыре варианта трассы моста: три из них- от косы Чушка и один- через остров Тузла (Тузлинская коса). Был выбран вариант, по которому мост пройдет через остров Тузла. После завершения исследовательских и проектных работ строительство моста и подъездных к нему дорог началось в 2016 году, а 15 мая 2018 года произошло торжественное открытие четырех-полосного автомобильного движения по 19-километровому мосту, получившему название Крымский мост. Строительство двух-путной железнодорожной части моста продолжается, оно должно быть завершено в 2019 году. Ускоренными темпами идет строительство и автомобильной трассы «Таврида» (Керчь-Симферополь-Севастополь)…
Свершилась мечта веков…
Вижу идущего по Крымскому мосту князя Глеба Святославича…

Юрий Жданов      04.10.2018