Белая гвардия. Генерал Борис Штейфон. Цитаты 3

Сергей Алексеевич Порохин
ШТЕЙФОН Б.  ЮДЕНИЧ (К 25-летию штурма Эрзерума) // Военная мысль
в изгнании, Русский путь 1999.

…Накануне крушения Русской державы судьбе было угодно показать, какие огромные моральные силы таятся в природе русского народа. Тем самым Эрзерум является теперь символом огромного национального содержания.  С.132.

В истории всей Великой войны (Первой мировой) генерал Юденич был единственным полководцем, который не знал поражений. Какая же причина столь непонятному явлению? Ответ заключается в личности Юденича, в особенностях его характера. …Я не встречал человека, более скромного, чем Юденич. Его прямой, совершенно честной и на редкость цельной натуре были чужды и помпа и представительство, а тем более поза или реклама. (…) Убеждённый монархист, от преданно служил своему Императору,  С.132-133.

Огромный талант вождя и его умение вызывать у своих войск нечеловеческую выносливость .. (О Юдениче) С.146.
На войне творит и направляет единая воля. С.146
Степень военного таланта измеряется размерами творческого ума и применением в действиях основных принципов. Причём то и другое должно быть пронизано полководческой интуицией, т.е. чувством угадывания боевой обстановки, которая и отличает искусство от ремесла. С.146.

Великая война на всех своих европейских фронтах показала снижение решительно всех военных принципов. Миллионы людей зарылись в землю, отказавшись от подвижности и тем самыс угасили свой дух. Тяжёлые неповоротливые массы, снабжённые всеми средствами самозащиты, быстро утеряли важнейшую добродетель – порыв, а тем самым отказались и от вернейшего средства победы – маневра. Среди подобной сумеречности Кавказская армия с поразительным блеском воскресилапозабытые заветы Суворова и дала величественный пример неугасимости русского духа. С.147.

Давно и хорошо известно, что нет более старательных хулителей русской славы и русского национального гения, как те или иные авторитеты из воей же русской среды. С.147.

…Личность Юденича, как полководца по праву может быть приближена к таким мастерам войны и боя, как Суворов и Наполеон. С.148.
…Штурм Эрзерума был классическим примером военного искусства. Образцом, приблизившим Юденича к уровню таких гениев, как Ганнибал, Юлий Цезарь, Суворов и Наполеон. С.149.

Накануне крушения Российской Империи, на далёком Кавказе вновь ожили суворовские чудо-богатыри и своей доблестью водрузили Императорское знамя на Эрзерумской твердыне. С.149.

…Только великий народ мог отважиться на такое предприятие, как штурм Жрзерума. А великий народ ожидает великое будущее…С.149-150.

Если мы теперь мысленно  войдём в храм русской славы, если мысленно мы припомним деятельность всех наших полководце после Суворова, то не только можем, но и обязаны признать, что никто другой по мощности своего таланта не приближался так близко к Суворову, как приблизился Юденич. С верою в Бога и с преданностью своему Императору, всегда скромный, всегда благородный Юденич преданно служил величию Российской Державы. С.150.