Смысл жизни

Алексей Шутёмов
    — Стоит ли вам идти в художники? Нет! -

    — Почему? -

    — Если вы спрашиваете — то нет. Когда вы начнёте сами рисовать, не спрашивая ни у кого — тогда да. Но и мой совет более не потребуется. -

    — А что рисовать? -

    — Ничего не рисуйте! По той же причине — когда сюжеты внутри вас вскипят, вызреют, сами попросятся наружу… На холст. -

    — А есть ли в этом смысл? -

    — Никакого. В жизни вообще нет смысла. -

    — Но это же ложь! -

    — Смотря для кого… Многие смысла жизни не видят, слова такого не знают, и живут счастливо. -

    — Но что будет с ними потом? -

    — Ровно то же, что и со всеми. Но ежели вы агностик, или солипсист — то ничего особенно страшного. -

    — А если всё-таки я оптимист? -

    — И надеетесь на посмертную славу? Что ж, надейтесь… Впрочем, это неплохо. -

    — И в чём же смысл жизни? -

    — Эх, оптимист… Смысл жизни — в неминуемой смерти. Если вы пессимист. А если оптимист — то в бессмертии. А поскольку я реалист, то бессмертия ещё нужно добиваться. С переменным успехом. И кое-что выйдет. -

    — И неужто счастлив тот, кто его не добивается? -

    — Попробуйте поставить себя на его место. Он ведь живёт так, будто не умрёт никогда. Ест, спит, развлекается… Наши потуги, художества, искусства — ему непонятны. Зачем покупать холст и краски, когда можно купить пива? И к чему рисовать картину, когда можно поспать? -

    — Может, он просто боится вспоминать о смерти? -

    — А кто не боится? Но согласись — бессмертие несколько приятнее. -

    — Но… Что же рисовать? -

    — Есть такая вещь. Называется постмодернизм. Искусство могут понять не все. Не все могут уловить сюжетную линию, смысловую нагрузку деталей. Тут думать надо, а потом — зритель и художник думают по-разному. И труднее всего понять именно классическое искусство. Поставь стакан на стол. Назови это инсталляцией. И знатоки тотчас начнут размышлять о смысле. А его и нет! И вместо художника теперь думает зритель. Впрочем, он может придавать любой смысл стакану. Это искусство, доступное абсолютно всем. Раньше художник загадывал загадки. А теперь он загадывает загадки без ответа. И без загадки. Можно называть любой ответ — он будет правильным! Но я вам так скажу — на эти загадки нет правильного ответа. -

    — Но… Могу ли я стать зрителем?! -

    — А вы уже им стали. -