Я поведу... себя в Музей

Наталья Айрумова
Наталья Айрумова

- так однажды твердо решил третьеклассник и,преодолев стеснительность,направился в Музей Урала Тансыкбаева.

Юный посетитель возник на пороге музейного зала внезапно. Мы с директором музея переглянулись,а затем он поинтересовался у мальчугана про «доверенные лица».
Подняв  голову, мальчик гордо ответил: я сам пришел, без них!
Мои мама и папа каждый день работают, им совершенно не хватает времени на театры и музеи, а с младшими сестренками нянчиться бабушка. Но я так хочу посмотреть выставку! И немножко порисовать… Вы меня не прогоните?

-Нет, конечно,- подобревшим голосом сказал директор. Как тебя зовут мальчик и где ты живешь? Ведь тебя, наверное, уже ищут?
-Зовут меня Анвар, а живу я рядом на массиве и учусь в третьем классе, - серьезно ответил тот. Моя школа близко, когда мы недавно всей семьей переехали из Намангана в Ташкент, то я сразу понял, как мне повезло! Ведь каждый день я хожу в школу мимо такого Музея!


Мне стало интересно:  Анвар, а твои родители тоже рисуют?
-Нет,- с грустью ответил третьеклассник, - они рисовать совсем не умеют и поэтому преподают в институте математику. Но мама рассказывала, что один мой прадедушка очень здорово рисовал и у него были ученики.

- Сынок, ты только чуть-чуть подожди,- сказал директор. У нашего народного художника Урала Тансыкбаевича скоро юбилей и как только я закончу разговор с журналисткой, которая пришла чтобы подготовить о нем статью, то сам тебе  подробно расскажу про нашего знаменитого художника и даже покажу его картины.

Я засопротивлялась - для юного любителя живописи времени не жалко! И, отложив все наши «взрослые» дела, мы  втроем  немедленно отправились на экскурсию.

Ранее я уже неоднократно бывала в этом доме-музее в связи с тематическими выставками. В этот же день, всматриваясь в знакомые картины и одновременно наблюдая за реакцией мальчугана, я невольно припомнила и свои детские годы.

В то время в знакомом городском Сквере деревья были очень большими,аллеи очень тенистыми... А недалеко от него находилось несколько известных музеев. Но, наши с братишкой родители, работающие с утра до вечера, с трудом делили свой единственный выходной день между скучными закупками продуктов на базаре и долгожданными походами всей семьей в разные музеи,театры или цирк.

Они, как и родители Анвара, не были художниками, однако поощряли нашу детскую самостоятельность. И, приобретаемые для нас книги и редкие по тем временам альбомы всех музеев мира, наполненные красочными иллюстрациями картин и скульптур, тихими вечерами вдали от телевизора знакомили нас с Храмами муз, расположенными на всех континентах.

Поэтому став старше,я в своих туристических поездках или в служебных командировках предпочитала общаться с гидами только при беглом знакомстве с городскими достопримечательностями или с экспонатами краеведческого музея.

А вот в залах знаменитых музеев искусств или картинных галерей, хорошо знакомых с детства,старалась наслаждаться всем увиденным по возможности только наедине. Если же что-либо было не совсем понятно, то заводила знакомства с эрудированными консультантами, в ролях которых выступали ветеранши из числа всезнающих бывших сотрудников.

Такое живое общение привлекало и других посетителей, которые в те времена ходили на выставки не только ради моды или пиара, как с некоторых пор стало принято в XXI веке,а для радости и отдохновения.

Конечно,бывали и исключения.В свой самый первый приезд в Москву мы с давним приятелем отца в течение пяти часов методично обходили многочисленные залы Третьяковской галереи. Это было изнуряющее занятие, но отступить от этой затеи  ни я,ни он так не решились.
 
От очередного «долгоиграющего» знакомства с прекрасным миром искусства меня уберег его взрослый сын. Будущий известный профессиональный художник, который в то время хоть и увлекался абстракционизмом и кубизмом, очень логично выстроил для моего неокрепшего организма всю дальнейшую культурную программу.


Занимательное музееведение

А вот свой самый первый приезд в Ленинград мне надолго запомнился благодаря моим ленинградским друзьям-книгочеям, жившим в самом центре и обладавшими одной из самых уникальных библиотек.Так,получив на целый месяц в моем лице заядлую читательницу из далекого южного города, и переждав мои многократные походы в Кунсткамеру,Эрмитаж и театры,они принялись в разгар «белых ночей» старательно пробуждать мой интерес к менее популярным музеям с помощью исторических романов. Что было наглядно и убедительно.

Когда же дело дошло до бывшего императорского дворца,находившегося недалеко от их квартиры по ул.Пестеля, то сначала я познакомилась с короткой жизнью «бедного-бедного» Павла на страницах исторического романа О.Форш «Михайловский замок». Это знаменитое сооружение было построено на рубеже XVIII–XIX веков по заказу самого императора на воде и за минувшие столетия основательно «обросло» множеством печальных легенд.

Провожая утром на очередную экскурсию, друзья трогательно просили меня быть поосмотрительней,дабы не заблудиться в витиеватом интерьере архитектурного памятника зодчества,где почил сам государь.Я обошла весь замок и не заблудилась в многочисленных переходах только благодаря двум внимательным молодым людям, трудившимся в одной из организаций,расположившихся в бывших царских покоях.

Примерно так же занятно и непринужденно мне тогда удалось с друзьями изучить многие ленинградские церкви и мечети,а также сфотографировать архитектурные сооружения с изображениями животного мира.

В последствие все «музейные уроки»,дополненные незабываемым впечатлениями благодаря книгам и альбомам,я постаралась использовать при воспитании своего юного поколения. Приобщение сына к музеям, выставочным залам и галереям нашей республики шло успешно,тем более что выбор был большой.
В те годы мне вместе с сыном удалось посетить только самые главные,расположенные в Ташкенте,Самарканде и Бухаре. До горячо почитаемых мною Хивы и Шахрисабса,мы  так и не добрались.

Зато на сына и его друга большое впечатление произвел Музей искусств, основу которого составила коллекции князя Н.Романова,завещанная народу,а так же и произведения живописи, графики, скульптуры,художественной мебели и фарфора русских и европейских мастеров,национализированные в 1918 году у частных лиц. В дальнейшем музейная коллекция пополнилась экспонатами из Туркестанского краеведческого музея,а также из музейных фондов Москвы и Ленинграда.

Я рассказала юношам,что в связи с ростом коллекции в середине минувшего века обнаружилось,что этому музею стало тесно развиваться в здании бывшего Народного дома.И тогда властями города было принято решение о строительстве более просторного и современного помещения.

Такая новость сразу заинтересовала ташкентцев и однажды по заданию редакции по горячим следам мне,студентке журфака,довелось встретиться с авторским коллективом архитекторов и взять интервью о новостройке.

По их замыслу здание нового Музея искусств в виде драгоценной шкатулки, сверкающей в лучах солнца,но с ровным матовым освещением внутри, должно было возвыситься над небольшим сквериком. Именно таким в 1974 году оно и прописалось в центре города.

А вот знаменитый в Центрально-азиатском регионе Музей прикладного искусства, основанный в 1937 г. на базе временной выставки кустарных ремесел и обладающий фондом свыше четырех тысяч экспонатов,находится вдали от шума городского на незаметной улочке.Но он,как и Государственный музей искусств имени И.В.Савицкого,расположенный в Каракалпакии, не обижены вниманием местных жителей и многочисленных туристов.

Музеи не терпят суеты, но любят уважение

Одна из ведущих художников-керамистов нашей республики Фания Мирсалиховна Диденева считает,что на встречу с каждым из музеев необходимо приходить хорошо подготовленными...Что ж,члену секции декоративно-прикладного искусства творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана стоит довериться.

Ведь бывшая воспитанница дома милосердия, впервые взявшая в руки кисть и краски в его стенах,а в семь лет вылепившая из обычной глины свою первую фигурку,сегодня большую часть личного времени уделяет детям столичных домов «Мехрибонлик» №№1 и 23. В течение пятнадцати лет на своих занятиях она не только знакомит своих подопечных со всеми видами искусств, но и учит их азам одного из самых древнейших ремесел.

Ну,а дети с ограниченными возможностями это ее особая сердечная привязанность. На занятиях она дает им возможность воплотить из глины любой каприз, а потом в очередной раз с гордостью рассказывает о своих питомцах.Особенно ей запомнился один ослепший юный керамист, который наодном из занятий вызвался слепить настоящую машину.Получилось!
Но его товарищ,ощупав миниатюрную копию,вдруг обнаружил отсутствие фар. Эта незначительная «мелочь», которую сама Деденева, восхищенная трудолюбием самородка,упустила из вида, тут же была устранена.

Ее удивительные мастер-классы постоянно проходят и в рамках Международного дня музеев,который с 1977 года отмечается во всём мире. В этом году очередной из них, как и выставка Детского творчества, организуемая совместно с центрами «Баркамол авлод» и ремесленников,состоялся в Государственном музее истории Узбекистана, собрав много желающих всех возрастов. Среди них были ученики городских школ и воспитанники детских домов «Мехрибонлик»,тщательно лепившие и рисовавшие в течение нескольких часов. В результате из всех керамических поделок и рисунков  получилась замечательная мини выставка,заинтересовавшая даже иностранных туристов.

Путешествие в мир Тансыкбаева

Былое и думы в тот памятный день встречи с юным любителем живописи по имени Анвар,не помешали нам втроем обойти весь мемориальный дом-музей Урала Тансыкбаева,посмотреть как жил, творил и с кем дружил этот удивительный художник, опередивший своим креативным творчеством многих современников.

Сотрудники музея, издали внимательно наблюдали за нашим юным спутником.
Ведь они уже были наслышаны про кощунственный поступок Сэм Ринди во французском музее Ивона Ламберта,открытом в 2000 году в Авиньоне.
Тогда эта экзальтированная посетительница,восхищенная работами современного художника,не смогла сдержать своих чувств и поцеловала одну из картин, навсегда оставив на ней след своей губной помады.

Но наш хорошо воспитанный мальчуган,ни разу не притронувшийся руками ни к одному из предметов быта и полотен великого мастера,достойно закончив поход по залам, с облегчением присел к столу. Выпив пиалушку чая с печеньем,он внимательно выслушал все ответы на мои "взрослые" вопросы по поводу юбиляра,который при жизни считался узбекским Гогеном, был избран действительным членом Академии художеств СССР, председателем Союза художников Узбекистана и награжден многими наградами.

Я поинтересовалась у юного любителя живописи Анвара: а про какие музеи города он слышал от одноклассников? Тот назвал музей тимуридов, вооруженных сил, природы и еще два из девяти мемориальных. Наш директор,покачав головой, дал поручение сотруднику распечатать для любознательного школьника весь список из 444 музеев республики, в экспозициях и запасниках которых хранятся более двух с половиной миллионов экспонатов.

Очевидно,что эти цифры ошеломили третьеклассника. Заметив его реакцию, директор пообещал в дальнейшем вместе с коллегами совместными усилиями организовать экскурсии в другие музеи и выставочные залы мегаполиса,где, кстати, частенько проходят и выставки рисунков способных мальчиков и девочек.

Анвар вежливо поблагодарил нас, а потом смущенно попросил разрешения немножко порисовать. Мы его просьбе совершено не удивились, но заметили,что прошло уже три часа и Анвару пора делать уроки.
А вот завтра и во все другие дни он может приходить после занятий и рисовать сколько захочет.

Когда за школьником закрылась дверь, директор удовлетворенно кивнул: многих ребят такого возраста учителя и бабушки в установленные "бесплатные" дни с трудом приводят в музеи на встречу с прекрасным. А у этого ребенка все очень серьезно! Это наш человек,- заключил он,- из него выйдет толк.

Через несколько лет,встретившись с сотрудниками мемориальногомузея У.Тансыкбаева, я узнала, что после нашего знакомства Анвар частенько приходил порисовать под его сводами. Повзрослев он всерьез задумался о карьере художника,хотя отец был не в восторге от его увлечения, мечтая о другой стезе для своего наследника...

Музеи разные нужны, музеи всякие важны

Так уж получилось,что в наши дни,когда перепроизводство юристов и менеджеров стало явно зашкаливать,настала пора обратиться к справедливому высказыванию известного американского профессора Г.Рамсея,считавшего что "современный мир устроен взрослыми и для взрослых, и фактически в нем нет места ребенку. Но вот Музеи совсем другое дело..."


Ведь стремительное развитие науки и техники, мощные информационные потоки в последние годы уже не позволяют традиционным учебным заведениям полностью справляться с потребностями образования, призывая на помощь именно музеи, которые в нашем неспокойном XXI веке своими богатыми коллекциями, предоставляют подрастающему поколению уникальную возможность воочию узнать все разнообразие и полноту жизни,чтобы обрести способность более глубокого проникновения в сущность того или иного события или явления.

По его мнению, "именно Музеи, зачастую диктующие далеко не творческие отношения между музейными сотрудниками и посетителями, по большому счету призваны вернуть в современное общество, загадочный и позитивный «остров предков», отрицательно относящийся к каждому посетителю, как к клиенту,явившемуся в Храм муз за оплачиваемой услугой".

Следует признать,что на этот раз "сорок первый праздник" получился,мягко говоря, не очень веселым... может быть потому, что многие из работающих едва успели прибыть на объявленные вечера,ограниченные узкими временными рамками?

А может быть и по причине того,что отдельные граждане, наметившие на этот день поход в музеи вместе с многочисленными домочадцами, по некоторым из них, пропагандирующим былые и новейшие достижения науки и техники, прочитав в СМИ регламент про платные, да еще и " посписочные" посещения, остановились на перепутье и до сих пор негодуют...

Ведь априори,для гармоничного развития детей и юношества в наше время все объекты культуры (и спорта) должны быть доступными не только по определенным дням и   даже неделям...

Так кто же возьмет шефство над Храмами всех муз?
 
Актуальный вопрос про шефство над храмами муз настала пора решать Министерству культуры,спустившемуся с "высотки" на землю обетованную и успешно разделившему свои воспитательно-образовательные функции с Государственным комитетом по физкультуре и спорту.

Может быть эти функции возьмут на себя великодушные меценаты? Но за их щедрыми дарами нужен глаз да глаз...
Ведь нынче в театры на выступления заезжих знаменитостей выделяется очень мало льготных билетов...И в связи с этим  не то что студентам со скромной стипендией, но даже бюджетникам без миллиона сумов в кармане в них путь заказан.

Не хочется никого обижать,но если их примеру не дай Бог последуют некоторые музеи,галереи и спортивные секции, то вопросы просвещение и гармоничного развития целого поколения придется отложить в долгий ящик.