Скромность - внушающая уважение. О кладезе компиля

Владимир Голдин
Владимир Голдин

СКРОМНОСТЬ – ВНУШАЮЩАЯ  УВАЖЕНИЕ . О кладезе компиляций Шуклецова.

Имя Анатолия Шуклецова известно читателям и авторам сайта Проза.ру. Достаточно назвать два статистических показателя чтобы убедиться в правильности этого суждения: количество читателей – 163449, получено рецензий – 5016. К произведениям автора Шуклецова не только обращаются читатели, но и пишут отзывы и вступают с ним в литературные диспуты. Это как раз те моменты, ради которых люди регистрируются на сайте Проза.ру и активно участвуют в его жизни. Анатолий Борисович не затерялся среди десятков тысяч пишущей и читающей публики Прозы.ру.

В воскресенье, 23 сентября 2018 года, в Свердловском областном отделении Российского Союза писателей состоялась презентация книг Анатолия Шуклецова:
Автор-составитель Анатолий ШУКЛЕЦОВ. Кладезь компиляций: Писательский самоучитель. Том 1. Издательские решения по лицензии Ridero, 2018. – 758 с. – ISBN 978-5-4490-5123-3
Автор-составитель Анатолий ШУКЛЕЦОВ. Кладезь компиляций: Писательский самоучитель. Том 2. Издательские решения по лицензии Ridero, 2018. - 740 c. - ISBN 978-5-4490-5056-4
Автор-составитель Анатолий ШУКЛЕЦОВ. Кладезь компиляций. Писательский самоучитель. Том 3. Издательские решения по лицензии Ridero, 2018. – 760 с. – ISBN 978-5-4490-5149-3
Автор-составитель Анатолий ШУКЛЕЦОВ. Кладезь компиляций. Писательский самоучитель. Том 4. Издательские решения по лицензии Ridero, 2018. – 754 с. – ISBN 978-5-4490-5152-3.

Читателя, обратившегося к этой публикации, я прошу обратить внимание на количество страниц, вложенных в эти книги исследования, - всего-то 3012. Много это или мало – пусть судит каждый.  Но для физического  восприятия и более осязаемого ощущения этих книг, количество страниц имеет большое значение. Одно дело читать эти книги в электронном виде, где страницы не шелестят и меняют свою очередность при легком касании курсора, и другое дело держать книгу в руках, ощущая при этом её теплоту, вес, внешнее оформление, запах типографской краски. 

В приложении на авторской странице Анатолий Борисович не указал количество страниц каждого тома, а это важно. Почему он так поступил? Из скромности? По-видимому, да. При организации обсуждения представленных произведений Анатолий Борисович долго отказывался от предложенного мероприятия. Объяснял отказ то занятостью, то своей стеснительностью, боязнью потерять драгоценное для творчества время. При этом совершенно забывая о мыслях, высказанных одним из героев представленных им книг: «Для меня нет интереса знать что-либо, хотя бы и самое полезное, если только я один буду это знать…» (Том 4, стр. 727). Автор, сомневающийся в пользе визуальных встреч с читателями обрекает себя на преждевременное затухание интереса читателей к своей персоне. Скромность не всегда украшает человека…

Обсуждение представленных книг началось с вопроса: «Почему на обложке написано «Автор-составитель Анатолий Шуклецов?», а не единственно правильное, только имя автора: «Анатолий Шуклецов». Вы же автор этих произведений.  Ответ был: «Так посоветовали в издательстве». Что это? Опять скромность. Правильный ответ Анатолию Борисовичу находится в четвертом томе его писательского самоучителя: «Сколько книг рождается на свет старыми! Есть много компиляторов, много маленьких Трюбле, переписывающих друг друга. Но этот труд нов по своему замыслу, по своей конструкции и по своему духу. Он задуман и выполнен совершенно оригинально». (Том 4, стр. 730).  Надо было отстоять свою позицию перед издательством.  Из-за этой позиции в каталожном списке авторов эти книги сейчас необходимо искать не по имени автор, а по словам «Автор-составитель Анатолий Шуклецов».

В русской литературе есть много примеров, когда составители выступают как авторы. И это справедливо. Владимир Даль «Толковый словарь живого Великорусского языка», А. Н. Афанасьев «Народные русские сказки» в 3-х томах, В. В. Вересаев «Пушкин в жизни» в 2-х томах, «Гоголь в жизни» в 2-х томах. Н. Н. Апостолов «Живой Толстой» и другие. Поэтому писательский самоучитель Анатолия Шуклецова должен стоять в книжных каталогах под его именем без всяких прилагательных.

Анатолий Борисович работал над составлением своего словаря более десяти лет. Равнодушный к книге и художественной литературе человек не смог бы увлечься таким кропотливым трудом, требующим много времени, усидчивости и сил. Конечно, в этом героическом посыле на благо литературы и для начинающих литераторов (и не только) автору способствовали его производственные интересы. В русской литературе много создателей художественных произведений с техническим и с геологическим образованием. Жизнь в тайге или горах оторванная от городских центров в свободное от работы время заполнялась Шуклецовым чтением художественных произведений. В период перестройки Анатолий Борисович занимался, как предприниматель, реализацией книжной продукции. Известно, что в 90-е годы книгоиздание в России процветало. Книжный рынок в СССР был объёмен, но скуден на интересных авторов. Последнее десятилетие, уходящего двадцатого столетия, уносило с собой государственный строй в России, в котором жил Анатолий Шуклецов и все поколения его ровесников, воспитанных на любви и уважении к книге. Книги читали, за книгами стояли в очередь в библиотеках, сдавали макулатуру, чтобы купить (достать) книгу интересного автора.

90-е годы ХХ столетия короткий миг в истории книгопечатания в новой России. Частное предпринимательство получило свободу и начало действовать. Издатели книг уловили этот короткий временной лаг. Книги печатали не только в столицах, областных городах, но и в районных центрах в мягких обложках в плохом типографском исполнении. Но печатали. Тиражи книг отдельных авторов просто зашкаливали. Эдгар По. Собрание сочинений в 4-х томах – 500 тыс. экз. Андре Моруа. Собрание сочинений в шести томах – 770 тыс. экз. Артур Хейли. В восьми книгах без указания, что это собр. соч. – 270 тыс. экз. А дальше: Эдгар Берроуз, Стефан Цвейг, Джонатан Свифт, Маргарет Митчелл, Рафаэлло Джованьоли, Жаколио, Буссенар, Библиотека мировой литературы. Малая серия и Большая серия. Всё перечесть невозможно, но всё публиковалось собраниями сочинений и отдельными томами.

 Книжный пир на радость любителям книги и библиофилам.

Это было короткое время, как любое застолье. К началу ХХ1 столетия в РФ появились сотовые телефоны, электронные книги, смартфоны, Интернет, народилось и выросло новое поколение, интерес к бумажной книге угас, тиражи издаваемых книг сократились до времен Х1Х века.

Заслуга, на мой взгляд, Анатолия Шуклецова, заключается в том, что он понял этот короткий момент 90-х годов, может стихийно, может интуитивно. Обратимся к самоучителю Шуклецова: «Гений в любой области – это интуиция. Все другие замечательные деяния, обязанные таланту, стоят ниже этого чуда». (Том 2, стр.201). Вот эта интуиция, равная чуду, вывела Анатолия Шуклецова на тропу литературного действа и способствовала созданию рассматриваемого многотомного произведения.

«Кладезь компиляций. Писательский самоучитель» удобен для чтения и поиска, вызвавшей интерес темы.  Все мысли-главы расположены строго по алфавиту, как в энциклопедии. Здесь есть всё, что прямо или косвенно касается литературы и литературного труда.  В 150 главах четырехтомника имеются под главы, в каждой по- разному, но не более 15. Говорить о каждой главе, это значит, пересказывать их содержание. Это не дело рецензента. Обратим внимание на две главы «Допинг», и «Слово». Допинг – очень модное слово в наше время, но здесь допинг не в спортивном понимании, а литературном. Хотя значение слова одно и тоже. Что делают литераторы для стимулирования своего труда: одни пьют кофе, другие вино и водку, третьи, вообще не курят и не пьют – работают. На вкус и цвет товарища нет. У каждого своё. Но начинающему автору ознакомиться с этой главой полезно, чтобы определить свою позицию в этом непростом занятии.
Слово – в литературе имеет такое же значение, как сюжет, стиль, язык.   Поэтому не случайно эта глава одна из больших по объёму – 20 страниц. Хочется перечислить все под главки: «Слишком близко лежало…», «В окружении других слов…», «Не играть со словом…», «Найти единственное…», «Ключевые опорные слова…», «Лексикон у меня маленький…», «Хлеб писательства…», «Читаешь ли ты словари?..», «Даля надо читать ежедневно…», «Новое слово…», «С ответственностью за каждое…», «Избегать неблагозвучных…», «Могущественное орудие писателя…», «Самое главное в жизни…». Вот оказывается, как надо много знать писателю о слове, его значении, его месте в литературе.
Разве не заставят любого пишущего задуматься такие слова «… степень единственности найденного слова есть единственная мера таланта». «Том 4, стр.67). Вот так и не иначе.

Работать со словом, знать его содержание и назначение призывает Словарь Шуклецова. Каждое слово – загадка. И как бы создавая интригу для читателя Анатолий Борисович открывает своё произведение с первого шага загадкой-призывом, разгадай, и тогда двигайся дальше. «АБДИКАЦИЯ» - что это такое? А?
При чтении «Писательского самоучителя» Шуклецова в моём сознании почему-то постоянно звучала популярная мелодия Бетховена «Элизе». Эту мелодию часто исполняют на концертах, радио и телевидении. Эта мелодия на столько заиграна, что её начали осовременивать, играют то в замедленном ритме, то ускоренном, на разных музыкальных инструментах, в разной тональности. И тут возникла мысль: «Разве возможно исполнить содержание этого самоучителя другими словами, фразами и цитатами?» Конечно, нет.

«Кладезь компиляций. Писательский самоучитель» - это авторское произведение, которое невозможно исполнить в другом стиле, последовательности. Можно что-то добавить, что-то убрать или сократить, но превзойти – НЕТ.

В заключение хочется поклониться Анатолию Борисовичу Шуклецову за столь кропотливый и нужный многим ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ и пожелать ему дальнейших творческих успехов.

С уважением Владимир Голдин.