Советское государство теория и практика

Александр Захваткин
К. Маркс и В.И. Ленин отчётливо различали три основные полосы исторического развития общества после победы социалистической революции:
- переходный период от капитализма к социализму («долгие муки родов»);
- «первую фазу коммунистического общества»;
- «высшую фазу коммунистического общества».
В дальнейшем Ленин, каждый раз, когда заходила речь о перспективах развития советского общества, четко разграничивал переходный период и две фазы его развития.

Теория государственного строительства марксизма-ленинизма формировалась на постулате, что государство является политической надстройкой над экономическим базисом. При этом утверждалось, что государство, как политическая надстройка прямо и непосредственно вытекает из экономического базиса и им определяется. Поскольку экономический базис общественного развития определяется отношением к средствам производство, то и политическая надстройка формируется классом, который владеет этим важным инструментом экономического базиса. Таким образом, делает вывод марксизм-ленинизм, государство является орудием в руках господствующего класса с помощью которого этот класс осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. А поскольку средства производства принадлежат буржуазии и аристократии, то для изменения политической надстройки необходимо изменить господствующий класс на пролетариат. Но ни кто не захочет добровольно расставаться с принадлежащим ему имуществом, поэтому необходимо произвести общегосударственную экспроприацию принадлежащих правящему классу средств производства и передать их в пользование пролетариату и беднейшему крестьянству.

Из всего этого теоретики марксизма-ленинизма делали принципиально важный вывод, который во многом в последствие определил их форму правления:
Будучи политической надстройкой, государство служит не примирению классов, как это утверждала, например, теория общественного договора, а является орудием для подчинения и подавления одного класса другим, как это утверждает, например, теория насилия Е.Дюринга. Поэтому в основу государственного строительства большевики заложили теорию диктатуры пролетариата, с тем, чтобы оправдать криминальную основу экономического передела собственности путем революционной экспроприации, которая в отличии цивилизованной национализации носит характер разбойного, безвозмездного изъятия собственности. 

«Развитие капитализма – писал В.И.Ленин – совершается в высшей степени неравномерно в различных странах. Иначе и не может быть при товарном производстве. Отсюда непреложный вывод: социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени останутся буржуазными или добуржуазными».

Ленинский вывод о возможности победы социалистической революции в одной, отдельно взятой стране или в нескольких странах исходит из трех основных положений:
1) происходит перерастание монополистического капитализма в империалистический, сопровождающееся углублением дифференциации между государствами, когда одни развиваются в значительной степени быстрее других, углубляя тем самым национальное противоречие между имущими классами и неимущими;
2) в условиях империализма происходит интенсивная колонизация и экономическое ограбление зависимых стран, развитие которых становится также неравномерным как и ведущих капиталистических стран; экономическое расслоение общества в них становится еще более глубоким, что делает их резервом социалистической революции;
3) раздел мира на сферы влияния к концу девятнадцатого века закончен, что становится неизбежной причиной возникновения империалистических войн и как следствие нестабильное социальное положение воюющих стран, что в свою очередь способствует укрепление революционного настроения пролетариата.

Отсюда Ленин делал вывод о том, что империализм есть канун социалистической революции. При чем в худшем экономическом и политическом положении находится страна тем больше шансов организовать в ней социалистическую революцию. Именно эта теория определила поведение большевиков в первые десятилетия XX века.

В полемике с членами II Интернационала большевики, опираясь ленинскую теорию социалистической революции, так отстаивали свои позиции. На вопрос - где начнется революция? - они отвечали: цепь империализма рвется там, где она слабее в данный момент. Чем определяется слабость империалистической цепи?
Эта слабость определяется:
- наличием известного минимума промышленного развития и культурности данной страны;
- известным минимумом индустриального пролетариата;
- революционной зрелостью пролетариата;
- наличием беднейшего крестьянства, которое способно идти за пролетариатом в процессе решительной борьбы.

Нетрудно видеть, что в основе предпосылок социалистической революции большевики видели экономические и социальные трудности, идеологизацию не квалифицированного пролетариата, то есть ориентировались на социально деградированные слои общества.
 
Одним из коренных положений ленинской теории социалистической революции является учение о революционной ситуации. Ленин показал условия и предпосылки, необходимые для проведения социалистической революции, раскрыл сущность революционной ситуации, которая характеризуется тремя главными признаками:
1) создаются условия, при которых наступает невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство. Происходит кризис «верхов», кризис политики господствующего класса. Для наступления революции недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется, чтобы «верхи не могли» жить по старому;
2) происходит, выше обычного, обострение нужды и бедствий угнетенных  классов, трудящихся масс;
3) в силу указанных причин происходит значительное усиление активизации масс, стимулирующей их к самостоятельному историческому выступлению.
«Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция – по общему правилу – невозможна».

В первой фазе своего развития Советское государство осуществляло пять основных функций: подавление сопротивления свергнутых классов; оборону страны от внешних врагов; хозяйственно-организаторскую работу; культурно-воспитательную работу; охрану общественной собственности.

Функция подавления сопротивления свергнутых классов.
Эта функция Советского государства вытекает из соотношения классовых сил на первой фазе развития диктатуры пролетариата. Ожесточенное сопротивление классовых врагов наступлению социалистических элементов общественной жизни должно было беспощадно подавляться. Со стороны Советского государства применялись различные средства для подавления сопротивления свергнутых классов:
- политические средства, которые гарантировали недопущение эксплуататоров избирать и быть избранными в государственные органы, лишение их избирательных прав;
- применение военной силы для ведения гражданской войны, подавление мятежей контрреволюции, кулацких выступлений;
- экономические средства – конфискация фабрик, заводов, банков, средств связи, имущества эксплуататоров, помещичьих и монастырских земель; применялись меры ограничительного характера (обложение налогами).

В проведении мер по подавлению сопротивления эксплуататорских классов Советское государство использовало такие органы, как армия, милиция, разведка, суд, прокуратура, карательные органы.
Функция обороны страны.
Установление диктатуры пролетариата органически было связано с созданием своих вооруженных сил, способных отстоять завоевания социалистической революции. Старая царская армия неспособна была выполнить задачи нового государства, диктатуры пролетариата, она была распущена. Коммунистическая партия создает новую социалистическую армию – Красную Армию. На нее была возложена задача разгрома как внутренней, так и внешней контрреволюции. В период гражданской войны (1918-1920 гг.) Красная Армия выполнила свой революционный долг, разгромила внутренних врагов революции, нанесла поражение интервентам и тем самым отстояла  завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.

Таким образом, эти две функции – подавление сопротивления эксплуататорских классов и оборона страны – выступают в органическом единстве, т.к. внутренние и внешние задачи Советского государства преследовали одну и ту же цель – отстоять завоевания диктатуры пролетариата от ее врагов, укрепить молодое Советское государства.

Функция хозяйственно-организаторской работы.
С первых дней своего существования Советское государство сосредоточило в своих руках командные посты всего народного хозяйства, начало осуществлять руководство экономическим развитием страны по пути социализма. Успешная и решительная победа пролетариата зависела от того, насколько он умело будет распоряжаться сосредоточенными в его руках огромными средствами производства, умело будет опираться на обмен между городом и деревней, укрепляя союз пролетариата и крестьянства, насколько быстрее научатся передовые элементы рабочего класса вести борьбу на новой почве, новыми приемами, используя новую обстановку, становясь руководителями новых отраслей работы.

Функция охраны социалистической собственности.
Охрана социалистической собственности от врагов, расхитителей народного хозяйства и вражеских элементов всемерно способствовала развитию народного хозяйства. Советское государство охраняло также и личную собственность трудящихся, которые являлись хозяевами страны.

Функция культурно-воспитательной работы.
На фоне социально-экономической революции в стране развивалась культурная революция, которая была направлена на ликвидацию неграмотности, развитие всех форм общественного сознания, формирование интеллигенции.

Задачи, которые встали перед Советским государством во второй фазе, это:
- организация и дальнейшее развитие социалистического хозяйства;
- всемерное укрепление обороноспособности страны;
- окончательная ликвидация остатков капиталистических элементов;
- развитие культурной революции;
- дальнейшее непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники и лучшей его организации;
- всемерный дальнейший подъем коммунистической сознательности советских людей.

Все эти задачи решались Советским государством в рамках функций хозяйственно-организаторской работы, культурно-воспитательной работы, охраны социалистической собственности, внешней защиты, упрочнения мира.

Функция хозяйственно-организаторской работы.
С победой социализма в СССР встала коренная задача – завершение строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Советское государство осуществляло свое руководство организации общественного производства, опираясь на основной экономический закон социализма – неуклонного развития и совершенствования социалистической экономики с целью максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей советских людей. Основной чертой социалистической экономики является ее плановое, пропорциональное развитие. Советское государство организовывало народное хозяйство не только в соответствии с текущим планированием, но уделяло при этом большое внимание и перспективному планированию, рассчитанному на 10-15 лет. Планирование народного хозяйства составляло важнейшую задачу хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства.
Деятельность социалистического государства в этой области была направлена:
- на планирование расширенного социалистического воспроизводства;
- на установление правильного соотношения в развитии между тяжелой и легкой промышленности;
- на распределение материальных и людских ресурсов;
- на организацию строительства новых и расширение старых предприятий;
- на финансирование народного хозяйства;
- на осуществление контроля за претворением планов в жизнь и т.п.

Особое внимание уделяло Советское государство развитию социалистического хозяйства, что выражалось в таких мероприятиях, как:
- усиление материально-технической базы сельского хозяйства;
- укрепление МТС и колхозов высококвалифицированными кадрами;
- освоение целинных и залежных земель;
- повышение материальной заинтересованности работников сельскохозяйственного производства;
- изменение Устава сельскохозяйственной артели;
- изменение порядка планирования в сельском хозяйстве и т.п.

В рамках хозяйственно-организационной работы Советское государство совершенствовало формы государственного управления, уделяло особое внимание развитию науки и техники, проводила большую работу по упорядочению заработной платы, сокращению рабочего дня, повышению реальной заработной платы рабочих и служащих, увеличению доходов колхозного крестьянства, вело решительную борьбу против паразитических элементов, претворяя в жизнь лозунг: «Кто не работает, тот не ест».

Функция культурно-воспитательной работы.
В этой фазе происходит завершение культурной революции; осуществляется дальнейшее развитие средних школ и высших учебных  заведений.
Осуществляя коммунистическое воспитание советского народа, Советское государство, под руководством Коммунистической партии, создавало необходимые условия для бурного развития всех отраслей народного хозяйства и культуры, основываясь на постулате, чем выше сознательность, специальная и общая культура работников социалистического строя, тем эффективнее результаты их работы, тем успешнее в целом решаются задачи развития социалистического общества по пути к коммунизму.

Советское государство, осуществляя функцию всестороннего воспитания советских людей, особое внимание уделяло воспитанию новой трудовой дисциплины, полагая, что организованный и высокопроизводительный творческий труд является необходимым условием ускоренного развития социалистического общественного производства. Вся воспитательная деятельность Советского государства была сопряжена с борьбой против пережитков капитализма в сознании людей, против растленной буржуазной идеологии.

Функция охраны социалистической собственности.
В связи с победой социализма, ликвидации эксплуататорских классов функция военного подавления сопротивления эксплуататорских классов отпала, т.к. эта задача была решена в первой фазе развития социалистического государства. В СССР были уничтожены враждебные советскому строю буржуазные классы и поэтому острие классовой борьбы переместилось на внешних врагов. Но это не означало, что в условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму перестали существовать враждебные элементы внутри страны. Такие элементы существовали постольку, поскольку существовали пережитки капитализма в сознании части советских людей и наличие империалистической реакции, которая подогревала эти пережитки и использовала отсталые элементы советского общества во враждебных ему целях. Поэтому задача борьбы Советского государства с подобными элементами не потеряла своей актуальности и во второй фазе.

Поскольку общественная собственность лежит в основе социалистического строя, постольку и необходимо ее всемерно оберегать. Подрыв общественной собственности означает подрыв могущества Советского социалистического государства, его экономической основы. XVIII партийный съезд, проходивший 10-21 марта 1939 г. указывал на то, что в этот период для успешного осуществления задач второго пятилетнего плана необходимо было организовать борьбу с остатками враждебных элементов, с враждебным классовым влиянием в народном хозяйстве, в культурном строительстве, во всей политической жизни. «Для этого необходимо было прежде всего, организовать борьбу за охрану и укрепление социалистической, государственной и колхозной собственности против воров и расхитителей государственного и колхозного добра, против всех и всяких пособников классового врага...».
Данное положение социалистической теории Сталин развил в тезис обострения классовой борьбы по мере углубления строительства социализма. Практикой этого теоретического постулата стала непрекращающаяся борьба Советского государства с начала с врагами народа, а затем с инакомыслящими диссидентами.

Функция внешней защиты.
Существование Советского государства во враждебном империалистическом окружении требовало от него обращать исключительное внимание на всемерное укрепление своей оборонной мощи. Определяя ближайшие задачи в развитии страны XVIII съезд партии отмечал:
«Гигантский рост промышленности и всего народного хозяйства в третьей пятилетке и необходимость обеспечения его дальнейшего бесперебойного подъема в соответствии с общегосударственным планом, особенно в условиях нарастания агрессивных сил империализма во внешнем окружении СССР, требуют создания крупных государственных резервов, прежде всего по топливу, электроэнергии и некоторым оборонным производствам ...».

Функция упрочнения мира.
Функция упрочнения мира была одной из главных функций Советского государства во внешних отношениях, выражавшаяся в последовательном проведении ленинского курса на мирное существование стран с различными социально-политическими системами. Теоретическое развитие этой функции вышло из ленинского тезиса о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, существование которой возможно лишь в мирном окружении.

К началу октября 1917 года большевики смогли призвать на свою сторону более 300 тыс. солдат Петроградского гарнизона и матросов Балтийского флота. Временное правительство располагало в это время не многим более 30 тысяч верных ему людей. Ленин лично руководил подготовкой к восстанию, но его убеждения в его необходимости не разделяли многие члены ЦК, поэтому 29 сентября в письме «Кризис назрел» он писал:
Не взять власть теперь, «ждать», болтать в ЦИК, ограничиться «борьбой за орган» (Совета), «борьбой за съезд» значить погубить революцию. Мне приходится подать прошение о выходе из ЦК, что я и делаю, и оставить за собой свободу агитации в низах партии и на съезде партии. Ибо мое крайнее убеждение, что если мы будем «ждать» съезда Советов и упустим момент теперь, мы губим революцию.»

Фактическая власть в городе была захвачена большевиками в ночь на 21 октября, когда Военно-революционный комитет (ВРК) распространил обращение «К населению Петрограда», где в частности говорилось:
В интересах защиты революции и её завоеваний от покушений со стороны контрреволюции нами назначены комиссары при воинских частях и особо важных пунктах столицы и её окрестностей. Приказы и распоряжения, распространяющиеся на эти пункты, подлежат исполнению лишь по утверждению их уполномоченными нами комиссарами. Комиссары, как представители Совета, неприкосновенны ... Противодействие комиссарам есть противодействие Совету рабочих и солдатских депутатов.

23 октября представители полков в гарнизонных собраниях подтвердили, что признают Петроградский Совет и будут выполнять распоряжения только его Военно-революционного комитета.

В ночь на 24 октября Временное правительство издало приказ об аресте и предании суду членов и комиссаров ВРК, закрытии наиболее агрессивных большевистских газет «Рабочий путь» и «Солдат». Было отдано распоряжение о захвате Смольного и разводе мостов через Неву.

К 11 часам утра 24 октября большевики выбили юнкеров из типографии газет и продолжили их выпуск. В передовой статье газеты «Рабочий путь» говорилось:
Власть должна перейти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. У власти должно быть новое правительство, избранное Советами, сменяемое Советами, ответственное перед Советами.

Важной характеристикой октябрьского переворота является письмо Ленина членам ЦК в ночь с 24 на 25 октября, в котором он, в частности, пишет:
«Я пишу эти строки вечером 24-го, положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уже поистине, промедление в восстании смерти подобно. История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя терять много завтра, рискуя потерять все.
Взяв власть сегодня, мы берем её не против Советов, а для них. Взятие власти дело восстания; его политическая цель выяснится после взятия.»

Тремя неделями ранее в письме от 29 сентября он писал еще более категорично:
«Ждать» съезда Советов есть идиотизм, ибо съезд ничего не даст, ничего не может дать!»

Таким образом, ещё до захвата власти большевики использовали двойные стандарты в своей практике политического правления. С одной стороны, в публичных лозунгах и призывах, они выступали от имени Совета народных депутатов, с другой, они «ни в грош» не ставили его как орган политической власти. Мало того, к моменту вооруженного переворота они не имели даже четко сформулированной политической программы, формулирование которой они намеривались осуществить только после захвата власти. И судьба Совета после переворота, не поддержи он большевистскую узурпацию власти, могла быть такой же, как и судьба Учредительного Собрания.

Октябрьский путч большевиков, который фактически произошел, когда Россия находилась в состоянии войны с Германией, спровоцировал военную интервенцию союзников России по антигерманской коалиции и гражданскую войну внутри страны. В этих условиях большевики принимают единственно возможное для них решение перейти к политике «военного коммунизма».

«Военный коммунизм» – это экономическая политика Советского государства в период иностранной интервенции и гражданской войны, которая формировалась на исключительной диктатуре пролетариата.

Основным и важнейшим мероприятием политики «военного коммунизма» бала национализация промышленности, носившая экспроприацонный характер. Если на 1 июля 1918 г. было национализировано около 500 предприятий, то на 31 августа более 3 тысяч, а в феврале 1920 более 4 тыс.

Вторым мероприятием политики «военного коммунизма», была отмена свободной торговли товарами народного потребления. Распределение производимой продукции осуществлялось центральными государственными учреждениями без денежной оплаты. Фактически это был откат в первобытное общество с его натуральным обменом под контролем государства. Эта распределительная система сохранилась как форма планового хозяйствования до последних дней советской власти.

Жизненно важным стержнем политики «военного коммунизма» была продовольственная разверстка, которая распространялась на все продукты сельского хозяйства и промыслы. Согласно декрету Советского правительства от 11 января 1919 г., крестьяне обязывались после учета их потребностей в зерне все излишки сдавать государству по твердым ценам. Причем продразверстка проводилась по классовому принципу: «С бедных крестьян ничего, с середняка умеренно, с богатого много».
Важной составной частью политики «военного коммунизма» было введение всеобщей трудовой повинности.

С окончанием гражданской войны в ноябре 1920 г., обнажилась вся несостоятельность политики «военного коммунизма» в мирное время, поэтому Советское государство вынуждено было пересмотреть свои позиции в вопросах экономического развития страны. На X съезде РКП(б), проходившем 8 – 16 марта 1921 г. Ленин 15 марта выступил с докладом «О замене разверстки натуральным налогом». Съезд поддержал его и принял соответствующую резолюцию.

Ленин предлагал направить частный капитал в русло государственного капитализма. Как одну из форм он указывал на сдачу в концессию (аренду) иностранным капиталистам отдельных промышленных предприятий, чтобы быстрее восстановить крупную промышленность. Это касалось в основном легкой и пищевой, частично добывающей промышленности. Сдавая в аренду мелкие предприятия Советское государство оставляло у себя в руках крупные и средние предприятия – как инструмент диктатуры пролетариата.

Новая экономическая политика предусматривала применение форм и методов, пригодных обеспечить постепенное преобразование многоукладной экономики, осуществить перевод мелкотоварного производства на социалистический путь развития. НЭП содержал целую систему уступок мелкому производителю, прежде всего среднему крестьянину. Размер продналога был почти в два раза меньше размера продразверстки. Задания по продналогу доводились до крестьян ранней весной, до начала сева, что позволяло крестьянам по своему усмотрению определять размеры засеваемой площади. Основная тяжесть налога раскладывалась попрежнему на кулацкую и зажиточную часть деревни, беднота от налога освобождалась. Разрешалась свободная торговля хлебом, продажа имевшихся у крестьян излишков, допускалась сдача земли в аренду и применение наёмного труда.

Важное место в новой экономической политике отводилось кооперации. С её помощью предполагало не только овладеть рынком, но и постепенно перевести крестьянское хозяйство на социалистический путь развития.

После смерти Ленина в январе 1924 г. политическая элита Советского государства раскололась на два лагеря: умеренных коммунистов и коммунистов-ортодоксов.

Умеренные коммунисты во главе с Зиновьевым, Бухариным, Сокольниковым отстаивали эволюционный путь развития социализма, через постепенное преобразование мелкоукладной экономики в крупное социалистическое хозяйствование.

Коммунистыортодоксы во главе со Сталиным, Кировым, Калининым отстаивали революционный путь перехода к социализму, воспринимая НЭП, как вынужденную потерю времени в строительстве социалистического общества. Так как Сталин к этому времени прочно занимал место Генерального секретаря партии, то приверженцы его взглядов позволили одержать ему победу в выборе дальнейшего пути развития страны.

Курс на коллективизацию сельского хозяйства определил XV съезд ВКП(б), проходивший 2-19 декабря 1927 г. В основу решений съезда был положен ленинский кооперативный план, раскрывавший пути и средства вовлечения крестьянства в социалистическое строительство. В резолюции съезда говорилось:
«В настоящий период задача объединения и преобразования мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне.»

Крестьяне не поняли «великой идеи» партии и поэтому сопротивлялись коллективизации как могли. Для того чтобы сломить это сопротивление Советское государство использовало самые разнообразные методы.

В первую очередь упор делался на воздействие рабочего класса, политически более лояльного к Советской власти. Такое воздействие осуществлялось в виде политического шефства, призванного наглядно продемонстрировать преимущества коллективного труда. В дальнейшем эпизодическое шефство переросло в прямое участие рабочих активистов в процессе коллективизации.

Кроме рабочего влияния Советское государство использовало при коллективизации и экономические рычаги, предоставив колхозам налоговую скидку в размере 20-60% по сравнению с единоличниками. Им предоставлялись льготные кредиты, устанавливались более выгодные условия по продаже продукции государству.

Наряду с политическими и экономическими мероприятиями широко применялись репрессивные меры, особенно в отношении кулацких и зажи-точных хозяйств, разворачивался процесс раскулачивания в сельском хозяйстве.

 Опираясь на ленинский план построения социализма, который он сформулировал еще в 1921 г.: «Единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие», XIV съезд ВКП(б), проходивший 18-31 декабря 1925 г. в своей резолюции определил «держать курс на индустриализацию страны, развитие производства средств производства и образования резервов для экономического маневрирования».

С необходимостью индустриализации страны ни кто не спорил, но о ее темпах у разных представителей политической элиты были разные представления. Если Сокольников и Шанин предлагали проводить индустриализацию медленными темпами не изменяя темпы индустриализации сельского хозяйства, то Троцкий и Каменев наоборот отстаивали путь «сверхиндустриализации», за счет ограбления мелкого крестьянского хозяйства. В 1925 году Советское государство еще не могло отказаться частнособственнического мелкого сельского хозяйства, не спровоцировав при этом массовые выступления крестьян против Советской власти, поэтому на практике был выбран компромиссный путь. Суть его в том, что до начала сплошной коллективизации, когда сельское хозяйство полностью перейдет под контроль государства, в проведении индустриализации ограничиться экономией ресурсов и национализацией.

Необходимость перспективного планирования всего народно хозяйства страны на несколько лет вперед была связана:
Во-первых, с постоянно возникающими диспропорциями в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства планы которых плохо увязывались в долгосрочной перспективе;
Во-вторых, набиравшей темпы индустриализации страны, которая быстро формировала как новые рынки сбыта, так источники дополнительной промышленной продукции, которую, при имеющемся еще дефиците необходимо было распределять наиболее рационально;
В-третьих сам бурный рост промышленности требовал более тщательного учета и планирования этого процесса, с точки зрения рационализации и оптимизации расходования государственных средств.

В связи с этим председатель ВСНХ СССР В.В. Куйбышев в своем докладе «О состоянии и перспективах развития промышленности СССР» на IV съезде Советов СССР, проходивший 18-26 апреля 1927 г., отметил о необходимости разработать первый пятилетний план народнохозяйственного развития СССР. В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) утвердил Директивы к составлению первой пятилетки, где, в частности, отмечалось:
«При составлении пятилетнего плана ... необходимо стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще;  более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народнохозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата.»

Социалистическое строительство сопровождалось не виданной политизацией общественного сознания, одной из форм которого было явление социалистического соревнования, когда повышение производительности труда добивались не его рационализацией, а за счет выматывающей интенсификации, эксплуатируя энтузиазм масс.

Предпосылки социалистического соревнования были заложены еще в 1926 г., когда в депо станции Москва Казанской железной дороги и на ленинградском заводе «Красный треугольник» были созданы первые ударные молодежный бригады. Опыт этих бригад стали интенсивно распространять среди комсомольцев других предприятий и строек страны. Партийные организации стали вовлекать в социалистическое соревнование рабочих старшего возраста.

В январе 1929 г. в газете «Правда» была впервые опубликована статья Ленина, написанная им ещё в декабре 1917 г. «Как организовать соревнование?» После этой публикации многие предприятия вступили в социалистическое соревнование цель которого было увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции. 15 марта 1929 г. был заключен один из первых договоров социалистического соревнования, в котором бригада обрубщиков трубного цеха завода «Красный выборжец» М.Е. Путина вызвала на соревнование смежные бригады цеха.

В апреле 1929 г.XVI конференция ВКП(б),обобщив опыт социалистического соревнования, приняла обращение ко всем рабочим и трудящимся крестьянам с призывом организовать массовое социалистическое соревнование за досрочное выполнение первой пятилетки. К концу 1929 г. в соревновании участвовало уже около 65% рабочих крупных предприятий. 5 декабря 1929 г. состоялся I Всероссийский съезд ударных бригад. Съезд принял обращение ко всем рабочим ширить движение ударных бригад, бороться за выполнение пятилетки в четыре года.

В последующие годы социалистическое соревнование стало неотъемлемой частью советской формы правления. К концу 80-х годов им было охвачено все население страны.

В 1933 г. Советское государство вступило в новый период своего развития – период завершения материально-технической базы социалистического общества. В связи с эти в идеологической области встала задача преодоления пережитков капитализма в сознании советских людей и превращения их в активных строителей социализма.

Актуальность этой задачи обуславливалась тем, что за годы первой пятилетки в промышленность влилось более четырех миллионов рабочих и служащих – людей, не прошедших школы крупного производства и не воспринявших в полном объёме коллективистские принципы социализма, подверженных мелкособственническим настроениям. Особенно сильны были частнособственнические привычки у колхозников. Пережитки прошлого выражались в халатном отношении к государственному и колхозному имуществу, в хищениях и порче его, в рвачестве и нарушениях социалистической трудовой дисциплины.

Для реализации поставленных задач в области идеологического перевоспитания зимой 1933 года по постановлению январского Пленума ЦК ВКП(б) создаются политические отделы при МТС и совхозах. ЦК партии направил в политотделы МТС 17 тысяч и в совхозы 8 тысяч партийных работников, и это не смотря на то, что среди начальников МТС около 80% были коммунисты, вступившие в партию до 1920 г. С организацией политотделов в МТС они стали центрами не только организационно-хозяйственного, но и политического руководства колхозами, проводниками влияния партии на широкие массы колхозников.

Политотделы создавали беспартийные колхозные активы, которые обеспечивали им борьбу за укрепление советской идеологии и трудовой дисциплины, поскольку эти понятия были в то время не отделимы друг от друга.
Практика внедрения политотделов на производство вскоре распространилась на все народное хозяйство. Наряду с расширением идеологизации общественной жизни, в партийных рядах осуществлялась массовая чистка от не заслуживающих доверие коммунистов, что в свою очередь усиливало репрессивный характер советской идеологии.

Начиная с середины 70-х годов прошлого века начал углубляться экономический и политический кризис советской формы правления, который привел к её краху в 1991 г. В общественной жизни появились застойные и чуждые социализму явления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

Кризис в первую очередь охватил экономику. Темпы роста национального дохода снизились более чем вдвое, а к началу 80-х годов они упали до уровня, который фактически означал экономическую стагнацию. Политическая и хозяйственная элита видела выход из этой ситуации только в усилении топливно-энергетических отраслей, вовлекая в производство все новые и новые природные ресурсы, экономика перешла на экстенсивный путь развития. Экстенсивная экономика потребовала резкого роста заработной платы, что создало ножницы между производством и потреблением. Прилавки катастрофически пустели.

Из экономической сферы кризис быстро переместился в сферу идеологическую. Социалистические ценности стали быстро терять свою привлекательности, многие из которых просто стали карикатурными, как например социалистическое соревнование.

Важной причиной разрушения советских принципов стало отделение интересов политической элиты от интересов населения страны. Политические лидеры были поглощены распределением своего влияния на те или иные сферы государственной жизни, преследуя при этом, как правило, личные, корыстные интересы, а не интересы общества.
 

История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
Китаев М.А. Партийное строительство в годы гражданской войны. М., 1995.
Мунчаев Ш.М. Политическая история Российского государства. М., 1998.
Отечественная история. М., 1994.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001.

См. также
Аникеев А.Б. "По ленинской работе Государство и революция" http://www.proza.ru/2018/10/03/399