Формы государства

Александр Захваткин
Не смотря на свою тысячелетнюю историю учение о формах государства не утратило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость до настоящего времени, вместе с многочисленными проблемами, касающимися их понятия, структуры, «облекаемой» ими сущности, их содержания, классификации и др. Больше того, судя по тем проблемам, которые в силу объективных причин (естественное развитие форм государства вместе с самим государством) и субъективных факторов (таких, как разрушение СССР и Югославии и др.), которые возникли в «пореформенной» России и ряде других стран за последнее десятилетие, актуальность учения о формах государства, так же как и потребность в дальнейшем проведении научных исследований по данной тематике, не только сохранилась на прежнем уровне, но и значительно усилилась. Кроме отмеченных факторов об этом же свидетельствуют и другие весьма многочисленные примеры возникновения проблем функционирования форм государства как в бывших социалистических, временно нестабильных («неблагополучных») странах, так и в высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических (временно стабильных, «благополучных») странах.

Рассматривая понятие формы государства, различные ее стороны и аспекты, необходимо исходить прежде всего из того, что форма:
Во-первых, является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства;
Во-вторых, не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями и атрибутами государства.

В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого, можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма.
Форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Поэтому изучение формы государства может вестись под разными углами зрения.

Научно-познавательный (гносеологический) подход к изучению формы государства позволяет выявить взаимосвязи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этим занимается главным образом теория государства и права.
Инструментальный (практическо-политический) подход предполагает исследование формы государства под углом зрения обеспечения эффективности государственного руководства, действенности управления, стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т.п. Этим занимается наука конституционного права.
Как показывает историческая практика, формы государств отличаются большим разнообразием.


Ещё в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.), исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене в силу «испорченности человеческой натуры» ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.

Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию [1]. Последняя, представляющая собой критскоспартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность - тиранию. Тирания - самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленник народа».

На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) - ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политию-демократию.

Эти формы государства он назвал «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму — тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использова¬лись правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматоров - аристократию, народную власть - демократию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках у выборных лиц, то говорят, что «эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».

Для того чтобы предотвратить искажение и вырождение той или иной простой формы государства, великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех простых форм.

Целые учения и отдельные идеи, касающиеся формы государства, развивались не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития цивилизации, но и во все последующие столетия.

Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Но и сегодня, так же как и среди предшественников, среди авторов-современников нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются самые разные точки, зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства, а также к их классификации.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60 - 70-х годов прошлого века было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное глубоко обоснованное мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. Этот подход используется и в настоящей работе.

Говоря о форме государства как таковой, следует заметить, что в разные годы, равно как и в настоящее время, она определялась и определяется неодинаково.

В одних случаях под формой государства понимается внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства - между высшими органами государственной власти, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства. При этом поясняется, что правовое положение высших органов государственной власти и отношения между ними определяют форму управления. В то же время отношения государства как целого с его составными частями (административно-территориальными единицами, автономными образованиями, субъектами федерации) определяют форму государственного устройства.

В других случаях под формой государства подразумевается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Наконец, в третьих случаях о форме государства говорится как о категории, которая показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Существуют и другие варианты определения понятия формы государства как таковой, безотносительно ее различных видов и разновидностей. Они в той или иной мере отличаются друг от друга. Однако их различия не играют существенной роли, поскольку это в основном формально-юридические, а точнее - «лингвистические» отличия, касающиеся степени точности тех или иных определений и формулировок.

Гораздо более важным во всех этих определениях формы государства является не их различие, а сходство, заключающееся в том, что они, независимо от своих внешних особенностей и атрибутов, определяют и «оформляют» один и тот же объект - явление под названием государственная (публичная) власть.

Каждая форма государства опосредует и «оформляет» лишь определенную сторону организации и функционирования государственной власти, ее строго определенный аспект или срез.

Монархия - это такая форма правления, где глава государства - монарх (именуемый в каждой стране поразному - император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.
Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государств либо как дань исторической традиции (что характерно для развитых стран Запада), либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации (что свойственно, например, монархи¬ческим государствам Ближнего Востока).
Имеется несколько разновидностей монархических форм правления. Различают абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх - источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные и феодальных формы общественной жизни (например, в Омане, Катаре, Брунее). Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых, тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как своеобразная форма консервации традиций родо-племенной патриархальной демо¬кратии доиндустриальной эпо¬хи (Саудовская Аравия).
Абсолютная монархия характеризуется обширными полномочиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства. Какие-либо выборные органы в абсолютной монархии, как правило, отсутствуют, что не исключает наличия различного рода совещательных учреждений (например, Диван в Саудовской Аравии, где представлены члены многочисленного клана Саудитов - правящей династии этой страны). В виде исключения в некоторых из этих государств могут приниматься акты, именуемые конституциями (например, в Ка¬таре в 1970 г.), однако в действительности они имеют мало обще¬го с общепринятым понятием конституции.

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименова¬ния, характеризуется разделением власти монарха с парламентом, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. Полномочия монарха ограничены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Эта форма правления была довольно широко распространена в XIX и начале XX в. (такая монархия существовала после объединения Германии по конституции 1871 г. и до крушения второй империи в 1918 г.). Сегодня в развитых государствах Запада эта форма правления не встречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба (Иордания, Марокко).
При дуалистической монархии существует выборный представительный орган — парламент (именуемый в каждой стране поразному, например, меджлис в Иордании). Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх является главой государства и обладает основными прерогативами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства, который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стране чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армией.

В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих государствах мира (Великобритании, Испании, Японии и др.) Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в кон¬трасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра).

На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно конституции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резервные», так называемые «спящие» прерогативы на случай возможных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).
В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем вместе большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, ста¬новится главой правительства. Власть монарха во многих странах является, весьма ограни¬ченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.
Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется «цивильным листом».
Монарх в Великобритании одновременно является главой государств, входящих в Содружество наций (правда не всех, а в основном тех, которые прежде были так называемыми белыми колониями, а позже доминионами Британской империи). Это — Канада, Австралия, Новая Зеландия. На практике функции монарха осуществляет генерал-губернатор, который назначается британской короной по представлению правительства соответствующей страны.

В странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества, существует выборная монархия (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Так, глава Федерации Малайзии избирается на свой пост Советом правителей, куда входят главы 11 монархических штатов. В состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива, главы этих княжеств — эмиры избирают Президента ОАЭ, со статусом эмира. Фактически им может стать лишь глава одного из двух богатейших княжеств Залива — Абу-Даби и Дибаи.

Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства - монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа является одновременно главой государства Ватикан. Элементы теократической монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства - король не только выполняет религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабитского направления ислама. Процедуре передачи власти королю предшествует согласие узкой группы высших религиозных авторитетов — улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда входят представители многочисленной семьи Саудитов. Формально Великобритания также является теократической монархией, так как со времен Генриха VIII король возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом дань традиции, поскольку фактическим главой англиканской церкви уже давно является архиепископ Кентерберийский.

В целом можно сделать вывод о том, что, несмотря на известную архаичность, институт монархии обладает достаточной гибкостью, чтобы приспособиться к новым историческим условиям постиндустриального общества. Это связано с тем, что монархия в развитых странах Запада давно превратилась в символ преемственности исторических традиций, наглядное воплощение идеи национальной государственности, непрерывности ее существования. Следует также учитывать, что монархия представляется политически и социально нейтральным институтом, выполняющим важную интегративную функцию в обществе.
Наконец, именно монархия может сыграть стабилизирующую роль в случае воз¬никновения острого политического кризиса. Таковы некоторые причины, объясняющие сохранение монархической формы правления в современном мире.

Республика - это такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением.

Республиканская форма правления — самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками.
Известны три основные разновидности республиканской формы правления - президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.

Президентская республика характеризуется следующими признаками:
1. Глава государства - президент избирается непосредственно населением путем либо прямых (в латиноамериканских странах), либо косвенных выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают Президента страны).
2. Президент обладает обширными полномочиями: он одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами.
3. В президентской республике правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгресса - Сената).
Отличительной чертой президентской республики является жесткая система разделения властей. Каждая ветвь власти — законодательная, исполнительная и судебная - обладает значитель¬ной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем существует система «сдержек и противовесов». Парламент осуществляет законодательную функцию, принимает законы, обязательные для исполнительной власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом отлагательного (суспенсивного) вето на законы, принимаемые парламентом, и пользуется этим, как показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма управле¬ния и стеснения самостоятельности других ветвей власти.

Система «сдержек и противовесов» проявляется в президентской республике также в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.
Президентская республика обеспечивает большую стабильность исполнительной власти, чем парламентарная республика, однако в случае возникновения кризисных ситуаций она оказывается менее гибкой (достаточно вспомнить неспособность администрации президента Г. Гувера адекватно отреагировать на крах финансовой системы и экономический кризис 1929 г.).
Разновидностями президентской республики являются суперпрезидентская и монократическая республика.

Основное их отличие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует конституция. Но эти конституции обычно носят столь же неправовой характер, как и конституции коммунистических государств.
Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:
1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).
2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).
3. Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей.
4. Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции.
Суперпрезидентские республики в течение длительного времени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не осталось на карте этого континента. В процессе постепенной демокра¬тизации политической жизни, укрепления правовых начал госу¬дарственности был успешно осуществлен переход к президентской форме правления.

Что касается монократической республики, то она характерна для «молодых» государств (в основном в странах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:
1. Особый статус главы государства как единоличного носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.
2. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.
3. Выборы президента, если и проводятся, то носят чисто ритуальный характер.
4. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).
5. Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента.

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:
1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и квотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из его учредительных функций является формиро¬вание правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще - в его нижней палате).
Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.
2. Глава государства - президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваются в основном представительскими функциями.
Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись.
Президент, однако, не вправе отказаться от подписи в следствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным министром.
3. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).
Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законо¬проектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (например, в ФРГ свыше 80%).
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.

Полупрезидентская республика в отечественном и зарубежном учении о форме государства рассматривалась не как самостоятельная форма правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.
К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:
1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства).
2. Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим.
3. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.
Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство государств, возникших по¬сле распада Совет¬ского Союза, - Украина, Казахстан, Грузия и др.

Особая разновидность республиканской формы правления - теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством. Так, конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом Президента страны пост Факиха — духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

Своеобразная форма республиканского правления – представительская республика - существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительная власть осуществля¬ются одним коллегиальным органом - федеральным правительством (оно именуется Федеральным советом). Состав правительства постоянный; оно состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом после очередных парламентских выборов, и отражает партийный состав законодательного органа. Из своего состава Федеральный совет избирает Федерального президента, обладающего чисто представительскими полномочиями и совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента (министерства).

Под формой государственного (территориально - политического) устройства понимаются внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.
Различают две основные формы территориально - политического устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью.
Унитарная государственность - самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы. Однако унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).
Унитарной форме государственного устройства свойственны следующие черты:
Во-первых, правовой статус административно - территориальных образований, составляющих унитарное государство, определяется центральной властью; она же определяет, на какие административно-территориальные единицы делится государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство государства и др.;
Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительно редко можно встретить унитарное государство, где отсутствовали бы выборные местные органы государственной власти.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.

В централизованном унитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориальными единицами, либо непосредственно назначаются «сверху», либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местны¬ми представительными органами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а ад¬министративное управление осуществляют назначенные правительством чиновники.

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками существуют избранные населением муниципальные органы. Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентра¬лизованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
Федеративное государство - более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной распространенность федеративной формы государственного устройства. Тем не менее, в мире существует значительное число федераций, которое не только не уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни одно столетие «классическими» федерациями (как США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария и другие) появились новые федерации в странах Европы (Бельгия), Азии (Индия, Пакистан) и Африки (Нигерия).

Федеративное государство образуется:
1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающих независимость от британской короны, договорились о создании нового государства - Соединенных Штатов Америки);
2) путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъекта федерации или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства;
3) в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации;
4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъектов федерации.

Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:
1. Федерацию составляют государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны и т.д.), которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией.
2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так в Индии наряду с 25 штатами — субъектами федерации имеется 7 союзных территорий). Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из союза.
3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария).
4. В большинстве федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается вер¬ховенство федеральной конституции и федеральных законов.
5. В большинстве федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства.
6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федератив¬ных государствах (исключение — Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент).
7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации.

Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает более широкой компетенцией. Она организует исполнение не только местного законодательства, но и федеральных законов на территории соответствующего субъекта.

Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые применяют не только местное, но и общефедеральное материальное и процессуальное право.

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративной форме государственного устройства является разграничение компетенции между союзом и его членами. Компетенция как совокупность законодательно зафиксированных полномочий в отношении определенных предметов ведения в зарубежных федеративных государствах может подразделяться на четыре основных вида:
1) исключительную компетенцию союза;
2) исключительную компетенцию субъекта федерации;
3) совместную (конкурирующую) компетенцию союза и его членов;
4) остаточную компетенцию.

Понятие «государственный режим» появилось в учении о форме государства сравнительно недавно, поэтому оно недостаточно разработано в содержательном плане. В течение длительного времени третьим элементом формы государства призна¬вался политический режим.

Государственный режим - это определённый, основанный на нормах права порядок деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных приемов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.
Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов и приемов осуществления государственной власти не является произвольным. Он определяется как совокупностью внешних по отношению к государству факторов (экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних факторов организации самого государства (его формы правления, территориально-политического устройства, осо¬бенностей построения государственного механизма и пр.).

Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной власти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясняется его сравнительно слабая правовая регламентация. Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в обществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обоснование, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т.е. законен в глазах граждан данного государства.

Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функционирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а иными доводами (политическими, идеологическими, религиозными и т.п.). Нелегитимным следует признать и такой государственный режим, при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений.

Легитимный государственный режим - это всегда правовой режим, поскольку госу¬дарство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности. Поэтому легитимный государственный режим предполагает наличие правовой государственности.

Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего, неправовой режим. На практике это означает ничем не стеснен¬ный произвол государства и его агентов.
Нелегитимный государственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти (путем заговора, восстания, мятежа, военного переворота и т. п.), так и противозаконное ее осуществление (диктаторские режимы в любой форме).

Легитимный государственный режим может трансформироваться в нелегитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или пре¬вышение этих полномочий. Известны случаи, в том числе и в новейшей политической истории, когда глава государства, будучи легитимно избран на свой пост в ходе всеобщих выборов, в дальнейшем нарушал конституционные установления и превращался в диктатора. Гитлер пришел к власти вполне легальным путем, после чего он ликвидировал демократический режим Веймарской республики.
В зависимости от того, насколько полно реализован этот принцип, все государственные режимы подразделяются на демократические и авторитарные.

Государственная власть любого суверенного государства по своей сущности и содержанию является единой и неделимой. Помимо всего прочего это обусловлено в первую очередь тем, что у нее единый источник, в качестве какового в республике выступает народ, а в монархии - монарх. Кроме того, единый носитель и проводник велений этой власти - государственный механизм. Исходя из этого «двуединого единства», было бы логичным предположить, наличие и соответствующей их природе и характеру единой формы. Существование единой, общей формы государства вовсе не исключает, а, скорее, наоборот, предполагает возникновение и функционирование на ее основе самых разнообразных ее видов и разновидностей частных форм.
В научной литературе, например, периодически ставится вопрос о необходимости рассмотрения в качестве самостоятельного элемента обшей формы государства, наряду с традиционными тремя частными формами, еще такой формы, как политическая динамика. При этом утверждается, что политическая динамика, будучи производной от государственного режима, является более подвижным элементом, чем сам государственный режим и другие частные формы, характеризующим основные направления во внутренней и внешней политике государства, а также состояние, пульс и накал этой политики.


История политических и правовых учений. /Под ред. В.С. Нерсеянца. М.: Прогресс, 1997, с. 588.
Теория государства и права /Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М.: Прогресс, 2002., с. 456.
Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма, 1998, с. 394.
Цицерон о государстве. М.: Республика, 1992, с. 158.
Юридический энциклопедический словарь. М., Инфра-М, 2001, с. 632.


[1] Тимократия не является полноценным синонимом современному понятию хунта (власть военных). Тимократия – это государственное устройство сформированное на верховенстве общественного ценза (менталитете, совести) под контролем военных.