Чиано

Буер Артур
Мой институтский приятель похвастался, что купил импортный стерео усилитель. Для 1982 года – событие неординарное. Я уговорил приятеля разрешить мне открыть крышку корпуса - очень хотелось посмотреть на монтаж мирового уровня. Осмотр вызвал шок: усилитель был собран из отечественных радиодеталей. На мой вопрос кто продавец усилителя приятель ответил Чиано. В институте знали что у Чиано можно купить много импортных диковин: от жевательной резинки до джинсов. И если в институте кто-то курил «Мальборо» то можно было не сомневаться, что приобретены они у Чиано. Приятелю не удалось вернуть деньги за усилитель и он попросил меня восстановить справедливость.

Беседа с Чиано сильно удивила меня:
- Чиано, ты продал моему приятелю подделку, - начал я.
- Какую? - невозмутимо ответил Чиано.
- Якобы импортный усилитель.
- Почему якобы?
- В нем радиодетали отечественные.
- Вполне возможно, отечественные радиодетали очень качественные. И на Западе ими пользуются. Либо второй вариант: кто-то выдрал из усилка родные платы, а вставил самопал. Радиолюбителей у нас полно.
- Хватит нести ахинею! - разозлился я, - верни деньги!
- Это почему? Усилитель работает, гарантийная наклейка содрана - хотя я просил этого не делать. Теперь и годовой гарантии не будет. Чао! - сказал в заключении Чиано и удалился.

Я очень рассердился и попытался убедить приятеля собрать информацию о других покупателях усилителей и придавить Чиано. Но приятель сник и махнул рукой. Я решил это сделать самостоятельно. Чиано об этом узнал и предложил мне поговорить:
- Артур, ты зачем под меня копаешь? Хочешь занять мое место?
- Нет, ты обманул моего приятеля и не вернул ему деньги.
- Твой приятель не в обиде. Он недавно купил у меня джинсы и часы.
- Тоже липовые?
- А хоть и липовые, кто об этом узнает? А так парень упакован: джинсы, батник, кроссовки, курит Мальборо, часы импортные, дома импортный усилок, пласты из-за кордона. Да ему любая даст! А на настоящие у него денег не хватит. Чиано помог создать ему иллюзию по сходной цене и он счастлив. Хочешь фирменные джинсы по сходной цене?
- Что за цена?
- 270 рублей
- Откуда у меня такие деньги?
- А за 120, но пошитые в Союзе? С виду не отличишь?
- Не потяну, - ответил я подумав.
- Вот видишь, оригинальный товар тебе не по карману. Самопал тоже - но уже не так решительно. А стоили бы джинсы рублей 30 как твоя стипендия – купил бы?
- Да.
- Вот мы и пришли к истине! Ты готов купить дешевую подделку - и это не в укор. Таких как ты – большинство! И сделать мечту явью может Чиано! И тогда зачем ты копаешь под меня?
- Но ты спекулянт.
- И что? А магазина не спекулируют? Цена бутылки молока на молокозаводе и в магазине разная! Смирись! Мир не изменить!

И я смирился. Отслужив в армии я встретил Чиано на улице. Он был коротко острижен и я решил, что он тоже вернулся из армии:
- Где служил? - спросил я.
- Не удалось. А ты где пропадал?
- В армии.
- А я в тюрьму сходил.
- Доспекулировался?
- Да, попался один оптовый покупатель.  Я и купился. Хлопнулись с четырмя парами джинсов.
- Чем думаешь заниматься?
- Хочу альбом с песнями записать и продать Пугачевой.
- А она купит?
- Да она на коленях будет стоять и умолять!
- Успехов тебе!

Наступала середина 90-х. Чиано снова появился в моей жизни. Он мне неожиданно позвонил и предложил встретиться в музыкальной студии.
- Значит здесь творишь? – спросил я.
- Да, - ответил Чиано.
- А где стоящая на коленях Пугачева?
- Да пустое все это. Путь на российскую эстраду лежит через задний проход! Видал я их всех!
- Чего звал?
- Хочу в бизнес уйти. Поможешь?
- Чем?
- Советом и стартовым капиталом в качестве доли.
- Чем хочешь заняться?
- Торговлей.
- Что планируешь продавать?
- Все! Ты же меня знаешь,  я снег зимой продам!
- Я с бизнесом завязал - конкуренция большая.
- А чем зарабатываешь?
- На заводе инженерю.
- А я хочу попробовать себя в бизнесе: магазин, открою покер-клуб, массажный салон, ритуальными услугами можно заняться.

Следующая встреча с Чиано произошла в 2007 году. Я заказал такси, а водителем оказался Чиано. Постаревший и потрепанный, он обрадовался встрече:
- Где ты сейчас? - спросил он.
- На заводе.
- А я таксую.
- Не пошел в бизнес?
- Нет, там один криминал.
- Нравится работать?
- Да, свободный график, телок полно и денег хватает.
- Рад за тебя.
- А я бы тоже в инженеры пошел, а то диплом пылится. Возьмешь к себе?
- У тебя нет опыта, а уже 45 лет. Поздно спохватился, да и в институте ты не учебой занимался, а коммерцией.
- Да, были времена…

В последний раз я встретил Чиано в магазине. Я хотел взять с полки товар как за моей спиной раздался голос:
- Не бери. В «Магнитах» сегодня скидка, а здесь дорого.
- Спасибо, - ответил я и повернулся.

Передо мной стоял Чиано. Он был одет в рабочую спецовку и работал в котельной. Много рассказывал о том где и когда распродажи в продуктовых магазинах. Как ему удается прожить на 12 тысяч рублей в месяц. Автомобиль сгорел от замкнувшей проводки. Вот и пришлось уйти в котельную.

Больше с Чиано я не встречался. Кто-то из однокашников сказал, что Чиано стал злоупотреблять алкоголем и потерял работу. Выпив он начинал играть на пианино свои произведения и сокрушался, что никто не признает его талант. Во время очередной пъянки Чиано застрелился.

Рассказывали, что на газовой плите лежали останки расплавленных аудиокассет и обгоревший институтский диплом. А на стене было написано: «Попробуйте пожить без меня!» Похоронили Чиано как невостребованный труп. Родных в городе не осталось, а мама давно умерла. Семью Чиано так и не завел…