На смерть Намкая Норбу Римпоче...

Юлия Вер
Ушел из этого мира, из этого тела Намкай Норбу Римпоче, тибетский учитель Дзогчена.
Среди моих друзей и знакомых много его последователей, и я искренне соболезную, понимая, ощущая и в своем сердце горечь их утраты.

— Я был совсем не готов к этому…
— Земля словно ушла у меня из-под ног…
Так вчера написал мне мой друг, верующий Римпоче. И я с трудом пыталась найти слова поддержки, понимая, что они нужны, и в то же время вряд ли какие-то слова облегчат его душевное состояние.

Лечит время.
Лечит вера и надежда.
Лечит мудрость понимания.
Лечит любовь.
Уход близких и родных людей, друзей, учителей – неизбежность жизни, переживаемая нами снова и снова. Это общечеловеческое, независимо от возраста, пола, религиозных убеждений.

Мне хотелось бы описать тут свое воспоминание, связанное с Римпоче.
Я присутствовала на одном из его посвящений в Москве. Не являясь последователем, просто пришла посмотреть на известного буддийского учителя. Просто побыть. Понаблюдать. Почувствовать. И может услышать что-то важное для меня в данный момент времени.

После долгой лекции и практик-посвящений перед Римпоче выстроилась длинная очередь последователей. Они подходили один за одним – кто-то говорил, кто-то молча принимал его благословения, кто-то протягивал дары. Несколько десятков человек. А я просто сидела неподалеку и не сводила глаз с его глаз. В них была внимательность, предельная сосредоточенность, доброта, тепло. К каждому, кто подходил. Одинаковые, равностные.

Возможно – подумалось мне – если бы к нему выстроилось и несколько сотен людей – ничто бы не изменилось в его отношении и поведении. Ни тени усталости на лице. Совершенно ровное, доброе, улыбчивое выражение. По-настоящему заинтересованное. Это невозможно изобразить, если в душе не ощущать. А я обычно очень внимательна к деталям и невербальным знакам. В нем я видела полную поглощенность этими краткими встречами с людьми. Он любил их. Он был сопричастен их жизням, их судьбам…

На следующий день я попросила друзей помочь мне повидаться с Римпоче перед лекцией, чтобы лично подарить цветы, посмотреть на него вблизи. Каким-то чудом удалось выйти на организаторов, которые назвали адрес квартиры, где он остановился, но они же сказали, что вы конечно можете придти, но никаких гарантий встречи нет: Римпоче нездоров и не принимает просто так. Но я подумала, что вообще-то для меня это наверное единственный и последний шанс – так совпало: визит мастера и мое желание повидаться с ним. Я тогда была в другой традиции, друзья с трудом меня вообще смогли уговорить пойти на посвящение, да и жила я главным образом в Индии, занимаясь своими йогическими практиками. Решимость моя была сильна – и мы пошли на авось.

Я не помню уже всех деталей, но мы действительно оказались у него комнате, и я с детской радостью лицезрела его совсем рядом – на расстоянии вытянутой руки. Не зная местных традиций, я поступила по тем, которым сама в то время следовала: с размаху припала к его ногам, коснувшись руками стоп. Помню только надо мной смешки каких-то людей, типа так не делают, это вовсе не обязательно, и не в тему – и чьи-то руки, пытавшиеся меня поднять.

Словно ища защиты, я обратила лицо к Римпоче – он просто смотрел на меня – тем же самым добрым, внимательным, теплым взглядом, который я видела вчера и который уже полюбила всем сердцем. Меня переполнили эмоции, и я не только не встала, но и еще крепче обняла его ноги и всем своим видом показывала, что не уйду, пока не утолю это свое чувство признательности и благодарности за его урок мне.
 
Урок со-причастия.
Присутствия.
Принятия.

И я знала, что он меня точно не прогонит, даже если я останусь так надолго. Я видела вблизи его ноги. Они были очень больные… Вблизи это виделось слишком отчетливо, и я чуть даже не заплакала, подумав, как ему наверное бывает иногда больно… А может даже постоянно…

Неловкая пауза закончилась.
Я поднялась и мы ушли.
Но память, а точнее ощущения от встречи сохранилась до сих пор в моем сердце.
И сейчас я пишу, погружаясь в них.
Слова соболезнования растворяются в пространстве.
В пространстве, куда он теперь вернулся…