Порочный круг. Жертва-осуждение-вина

Юлия Вер
Я подошла к кассе и встала в очередь за мужчиной. Женщина, недалеко от кассы выбиравшая бутылку воды, крикнула:
- Я за этим мужчиной стою, сейчас подойду.
- Не проблема, – кивнула я.

Очередь была небольшая, но что-то никак не продвигалась. Посмотрев вперед – я поняла, что у кассирши случились какие-то неполадки в аппарате.
Спустя минуту пришла другая кассирша и сказала:
- Проходите сюда.
Я стояла последняя, поэтому быстро перешла на другую кассу. Но тут передо мной возник молодой человек и немного картавящим голосом попросил:
- Можно мне пройти вперед, у меня только пончик?..
- Не проблема, – опять кивнула я.

Женщина, выбравшая воду, подошла с другой стороны к нашей кассе и уверенно произнесла:
- Я уже стояла, - и протянула свою бутылку раньше пончика парня.
Парень смущенно улыбнулся, повернувшись ко мне.
Я пожала плечами:
– Не проблема.

Кассирша пробила чек женщине и начала пробивать парню.
Соседняя касса похоже совсем застопорилась, и стоявшие в ней люди уже начали немного нервничать. Но стояли. Однако одна молодая женщина, без продуктовой корзинки, с целой охапкой разных продуктов в руках, ловко подскочила ко мне и, глядя жалобными глазами, произнесла:
- Пропустите меня, я же стояла впереди вас!
Во мне на долю секунды что-то дрогнуло, но в следующий момент я спокойно и твердо ответила:
- Нет. Следующей пойду я. У меня тоже дела, дети…

Молодая женщина изменилась в лице, и я уже читала в них не жалобность, а плохо скрываемое раздражение. И делая старательно ударение на каждом слове и всем своим видом показывая, что ей так тяжело держать в руках все эти товары, а я такая бесчувственная эгоистка, пролезла вперед, она буквально процедила сквозь зубы:
- Большое Вам Спасибо. Вы Очень Добры.

Без тени угрызения совести я быстро пробила свои товары – минутное дело! – и пошла домой, размышляя о таких чертах характера, как мазохизм, обидчивость, показная жертвенность, которые плетут между людьми паутину неприязни.
Я могла бы ее пропустить вперед сразу, как она попросила. Я могла бы ее не пустить и потом испытывать некую вину за то, что я поступила вроде как несправедливо. Могла бы пропустить ее, при этом сдерживая уже собственное раздражение и думая, что ведь и она не совсем права, но я же добрая и понимающая, в отличие от нее, поэтому пропускаю….

Могла бы.
Но не сделала.
Не потому что недобрая и непонимающая, недуховная, с раздутым "эго".
И уж точно не потому, что хотела воспитать ее или наказать, или - тем паче - не чтобы "очистить её карму".
А просто потому, что я такой же человек, как и она. И любить другого в ущерб себе, при этом испытывая неприятные чувства – никакая не любовь. И если я не делаю что-то от чистого сердца – то лучше не буду делать, особенно в случаях, которые, по большому-то счету, никому особо не повредят.

Но бывают и более серьезные ситуации, когда мы много лет живем бок о бок с близкими людьми и терпим маленькие несправедливости по отношению к нам, идем на те или иные уступки (жертвы), скрываем свое несогласие, недовольство и раздражение их поведением, делаем хорошую мину при плохой игре – и все потому, что считаем себя моральными, воспитанными, хорошими людьми, способными идти на жертвы ради других – чуть ли не святыми.

Но по факту никакая это не святость. В душе-то остается обида, неприязнь, или даже злость и т.п. После которых - снова вина и осуждение себя за "несвятость".
Замкнутый порочный круг. В который я тоже иногда попадаю. И из которого хочется однажды полностью выйти.
Без возвращения.
 
Уступить – так без осуждения.
Отказать – так без чувства вины.
Так хочется быть мудрее…