Первый трижды Герой Союза ч. 17

Николай Мринский
"Свободная охота" - это высший класс действий. Ведь вести бой приходится в особых условиях. Одиночно или парой, но действовать надо всегда хитро: обмануть врага, внезапно нанести удар и уходить, пока сам не превратился в дичь...

Лётчик второго самолёта тут же взлетел, но на наборе высоты был сбит зенитным огнём. Комэск отстреливался до конца и предпочёл смерть плену. Последний выстрел оставил себе… 15 апреля около полудня, ведя воздушный бой четвёркой «Аэрокобр» гвардии капитан Покрышкин сбил в районе Гостогаевской – Семенцовской один Ме-109. Кроме него, в этот же день, по одному «мессеру» записали на свой счёт и другие лётчики 16-го ГИАП: лейтенант Д.И. Коваль, майор П.П. Крюков, ст. лейтенант Т.Х. Паскеев, лейтенанты М.И. Сутырин, А.И. Труд, В.П. Цветков. Снова отличились пилоты «Кобр» из 45-го авиаполка: по два «мессера» уничтожили известные братья Глинки, а также мл. лейтенант Н.Д. Кудря, по одному – капитан Г.Д. Микитянский, ст. лейтенант М. Г. Петров. Даже пилоты «летающих утюгов» ЛаГГ-3 заявили о воздушных победах над скоростными и маневренными «мессами»: лейтенант В.Е. Крючков из 249-го авиаполка сделал заявку на один сбитый Ме-109, а ст. лейтенант А.И. Михайлов из 926-го полка – на два Ме-109… Истребитель ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина оказался в целом неудачным проектом, наши летчики иногда со злостью расшифровывали его аббревиатуру как «Лакированный гарантированный гроб». Причина – чрезмерная сложность в управлении и избыточный вес конструкции. Позднее, правда, на основе ЛаГГа будет создан отличный истребитель Ла-5, а потом и великолепный Ла-7. Но всё это случится потом, а пока приходилось признавать тот печальный факт, что наши ЛаГГи, «Ишаки», ЯКи и даже, страшно сказать, МИГи, хуже последней модификации Ме-109. Правда, говорить об этом вслух не рекомендовалось. Отважившийся на это на совещании у Сталина генерал-лейтенант Филин поплатился за свою смелость жизнью. МИГ-3 был фаворитом вождя.

16 апреля в составе десятки Покрышкин вёл очередной бой с немецкими лётчиками и около 17 час. сбил южнее ст-цы Холмская один Ме-109. Всего лётчики 16-го ГИАП сделали в этот день несколько заявок на сбитые немецкие истребители, в том числе 2 «худых срубил» капитан В.И. Фадеев, по одному Ме-109 сбили лейтенант Д.И. Коваль, капитан Г.А. Речкалов, мл. лейтенант И.П. Степанов, лейтенант А.И. Труд, капитан А.В. Федоров. Лётчики других авиаполков тоже заявили об уничтоженных «мессерах». Например, один Ме-109 «завалил» мл. лейтенант Н.Д. Кудря из 45-го полка. Отлично проявили себя пилоты «Аэрокобр» 298-го полка: два Ме-109 сбил ст. лейтенант М.С. Комельков, по одному немецкому истребителю – ст. лейтенанты: К.Г. Вишневецкий и И.Г. Ерошкин. Капитан В.Г. Семенишин сбил лично один и в паре с лейтенантом А.А. Румм ещё один Ме-109, капитан В.М. Дрыгин в паре с другим лётчиком тоже сбил Ме-109. Капитан В.И. Федоренко и ст. лейтенант В.П. Шумов из 979-го полка на ЛаГГ-3 тоже сбили по одному «мессеру…». Наиболее серьёзные бои на Кубани начались 17 апреля 1943 г., когда войска вермахта предприняли попытку ликвидировать плацдарм в районе Мысхако (южнее Новороссийска). Враг предпринял мощное наступление на этот клочок суши, названный Малой землёй. Стремясь сбросить морской десант под командованием Цезаря Куникова в Чёрное море, противник сосредоточил крупные силы наземных войск. Нашей авиаразведкой они были своевременно вскрыты. На уничтожение частей нашей 18-й армии немцы бросили 450 бомбёров и 200 истребителей. В критический момент на помощь сухопутным войскам наше командование перенацелило действия 500 самолётов, которые в течение трех дней вели напряжённую борьбу с авиацией и наземными войсками немцев, нанося им большие потери.

Действующая армия, 18 апреля (спецкорр. ТАСС). В низовьях Кубани вражеские самолеты пытаются бомбить наши боевые порядки, ближние и дальние тылы. Но им далеко не всегда удается это. Как ни усиливают фашисты свою авиацию, достигнуть господства в воздухе они не могут. Где бы ни появились немецкие самолеты, всюду они встречают сильнейший отпор. Истребители одной только авиачасти провели за последний месяц 73 групповых воздушных боя, в результате которых сбили 14 «Мессершмиттов-109», 12 «Юнкерсов -87», один «Юнкерс-88», разведчик «Фокке-Вульф» и восемь больших транспортных самолетов. Кроме того, летчики этой авиачасти произвели несколько налётов на аэродромы и посадочные площадки неприятеля. Рано утром комполка Исаев приказал Покрышкину в составе четвёрки сопровождать бомбардировщиков. Такую же задачу получил и Дмитрий Глинка. Пе-2 подошли к аэродрому в колонне девяток на дистанции примерно 300 м. Получалось, что при таком построении боевого порядка бомбёры летели одной группой. При подходе к Цемесской бухте появились «мессершмитты». Глинка со своей четверкой стал набирать высоту и вскоре вступил в бой. В этой связи четверке Покрышкина придётся охранять две девятки «пешек». Они были ещё на боевом курсе, когда навстречу с запада на той же высоте появились Ю-87 и Ю-88. Между Новороссийском и Анапой «кобры» Покрышкина, не покидая «пешек», пошли в лобовую атаку. Огонь старались вести прицельно по носовым кабинам «юнкерсов». Пе-2 также обстреляли из передних пулемётов вражеские бомбардировщики. Скоротечный встречный бой несколько расстроил боевой порядок армады противника, но определить сколько сбито самолётов не было возможности.

Надо было продолжать вести поиск на предмет появления «мессов». Девятки Пе-2, строго выполняя порядок полёта, держали курс в западном направлении. Правее, чуть впереди, аэродром противника в Анапе, где над взлётной полосой видны струи пыли – в небо поднимались немецкие истребители. С ними придётся схватиться. Лишь на траверзе Анапы «пешки» пошли в пологий левый разворот в сторону моря. На удалении 15 км от берега Пе-2 стали на обратный курс. Но на развороте от строя почти в каждой девятке отстали правые крайние. Это добавило сложностей «кобрам» Покрышкина, потому как ещё подошли и «Фокке-Вульф-190». Над морем завязалась карусель. Во время одного из манёвров Покрышкин увидел на воде большие круги. Значит кто-то из своих или чужих врезался в волны. Нет возможности разбираться, надо ещё предотвратить гибель двух оторвавшихся «пешек». Тем более, что им в хвост уже пристраивались два «фоккера». Пара Покрышкина в свою очередь заходит разворотом им в хвост. Теперь кто кого опередит, кто выйдет раньше на дистанцию стрельбы. Пара Покрышкина первой открывает огонь из всех пулемётов и пушек. На воде новые круги от упавших в море «фоккеров». Вскоре заметили ведущего верхней пары Ершова. Он, со снижением, на дымящем самолёте, уходил на аэродром Геленджика. Его ведомого атакуют сразу несколько «мессеров». Один из них в прицеле Покрышкина, который посылает по нему огненную трассу. Все развернулись домой, над Цемесской бухтой друг друга посчитали, кроме Ершова все в строю. Уже вечером стало известно, что на подбитом самолёте наш лётчик благополучно приземлился. После посадки – разбор полёта. Дмитрий Глинка признаётся, что был не прав. Обещает учесть на будущее правильные замечания.

И снова боевой вылет в район Мысхако. С той лишь разницей, что шестёрка Покрышкина назначалась ударной и должна боем сковать истребителей прикрытия противника. Непосредственное сопровождение двух девяток Пе-2 возлагалось на четвёрку Д. Глинки. Над Новороссийском лётчики 16-го гиап встретились с 12 «мессерами» и имея превышение, с ходу пошли в атаку. В процессе яростной схватки пара Искрина сбила двух Ме-109, затем по одному Труд, Фадеев, Покрышкин. Это поубавило активность у противника. Потеряв ещё пару машин, группа «мессов» пикированием к земле вышла из боя. «Аэрокобры» направились на помощь «Петляковым», которые развернувшись, уже шли обратным курсом. Со стороны моря появилась новая группа вражеских истребителей и попыталась сразу прорваться к «пешкам». Отражая их нападение Д. Глинка сбил Ме-109. Группа Покрышкина подоспела вовремя и внезапной атакой разогнала остальных «мессов». В этом вылете 10 наших лётчиков сбили около 10 вражеских самолётов, не имея потерь ни «кобр», ни «пешек». Во второй половине дня снова вылет шестёркой на сопровождение двух девяток Пе-2. На этот раз случилось непоправимое. При перестроении ведомый Бережного Сапунов, засмотревшись на появившихся над Новороссийском «мессеров», ударил винтом своего самолёта по хвосту истребителя ведущего и отбил ему рули управления. Владимир Бережной на парашюте приводнился в центре Цемесской бухты. С берега оказать ему помощь не смогли, да и не успели бы. Спасательных жилетов у лётчиков не было, морская вода была ещё достаточно холодной. Происшествие всех взволновало и Покрышкин по радио дал команду всем занять свои места в строю, а Сапунову пристроиться к его паре. Дальнейший полёт прошёл без серьёзных боёв.

На аэродроме с трудом удалось успокоить рыдающего Сапунова. Конечно, очень тяжело быть виновником гибели боевого товарища. Далее скупые строки одного из боевых донесений: «Наш бомбардировщик был дважды атакован вражеским истребителем. Лётчик и стрелок ранены». А за этими словами – подвиг. Самолёт уже пролетел линию фронта и находился над территорией, занятой врагом. Единой мыслью членов экипажа было: как можно лучше выполнить задание и нанести больший ущерб врагу. - Усилить наблюдение за воздухом, приказал командир экипажа гв. ст. л-нт Осипов. Стрелки заняли свои места, пристально всматриваясь в темноту ночи. По расчётам штурмана самолёт был у цели – крупного ж/д узла, места сосредоточения складов техники, вооружения и продовольствия противника. И вдруг стрелки-радисты заметили в стороне самолёт. Командир приказал наблюдать за ним и продолжал идти боевым курсом на цель. «Ме-110» атаковал бомбардировщик снизу, выпустив огненную трассу. Осколки снаряда и пуля впились в тело офицера Осипова. Он почувствовал острую боль, но ничего не сказал членам экипажа, а ещё крепче сжал в руках штурвал. - Через 15 секунд буду бросать бомбы, - сказал в телефон штурман. Осипов точно выдерживал курс. Штурман сбросил бомбы, и они упали в самый центр цели. В это время истребитель снова атаковал, уже слева. Стрелки открыли ответный огонь. Тяжело ранен в правую ногу воздушный стрелок Почетовский. Но победа – за экипажем нашего самолета: враг был отогнан. С левым разворотом и со снижением самолёт уходил от цели. Только теперь лётчик сказал о ранении. - Предайте на землю: задание выполнено, ранены командир и стрелок. Самолёт шёл уже над своей территорией.

Продолжение следует в части  18             http://www.proza.ru/2018/10/06/1560