Город. Часть 1. Глава 5

Екатерина Береславцева
Впрочем, следующим утром от тягостного настроения не осталось и следа. Город Арбузов встретил своих гостей, как и положено радушному хозяину, солнцем, раскрытыми объятьями и улыбкой. Причём в буквальном смысле. При въезде на вокзал я с радостным изумлением увидала высокую девичью фигурку, застывшую будто в полёте - взлетающая ткань платья, раскинутые в стороны тонкие руки, нежный овал белого лица и сияющая, немного робкая, улыбка на мраморных губах. Статуя расположилась прямо у главного входа в здание вокзала на высоком постаменте, невольно обратив мои мысли к другой героине, неуловимо похожей на эту. Бегущая по волнам - вот что навеял мне сей образ и от чего вдруг звонко и радостно застучало моё сердце. Хороший знак! - моментально решила я и, в прекрасном состоянии духа, совершила свой первый шаг на платформу.
– А вот и мой Вася! Вася, Васенька, мы тут!
Светлана неистово замахала рукой кому-то, другой рукой крепко прихватив меня за плечо. Чтобы не сбежала, так полагаю. Хотя куда мне бежать, в чужом городе, не имея ни одного знакомого лица на сто вёрст вокруг!
Брату своему о временной постоялице любящая сестрица доложила еще в дороге.
– Я же говорила, мои желания Вася выполняет без вопросов!
Впрочем, об этом я догадалась бы и без её слов, лишь бросив первый взгляд на стремительно приближающегося к нам человека. На вид Васе было лет тридцать, хотя Света уверила, что ему сорок один. Возможно, виной всему некоторая небрежность в одежде, свойственная скорее молодому человеку, нежели мужчине в солидном возрасте. Яркий клетчатый шарф на шее, сбившийся на плечо от быстрой ходьбы, длинное пальто непонятного оттенка, который трудно определить даже мне, профессиональному художнику. То ли это серый с примесью олова, то ли грязно-зелёный, вымазанный в болотной жиже... Густые и весьма кучерявые кудри украшала кепка, тоже клетчатая, но совершенно другой расцветки, нежели шарф, и никак с ним не гармонирующая. На мир Вася взирал через круглые в чёрной оправе очочки. А довершала всю картинку радостная, чуточку стеснительная, улыбка очень доброго и немного не от мира сего человека. Человек рассеянный с улицы Бассейной...
– А мне казалось, что ты про пятый вагон говорила. Так я в каждое его купе по несколько раз заглянул, прежде чем догадался, что опять что-то напутал!
– И я этому почему-то ничуть не удивляюсь! - Светлана громко рассмеялась. - Знакомься, Васенька, это Изольда, та самая девушка, о которой я тебе рассказывала!
– Здравствуйте, Изольда!
Глаза за толстыми линзами очков казались какими-то неуловимыми, изменчивыми. И опять я потерялась, определяя их цвет. Серые? Или голубые с оттенками аквамарина?
– Огромное вам спасибо, Василий, что согласились меня приютить! Надеюсь, я не очень вас стесню?
– Ну что вы, какая ерунда! У меня такая огромная квартира, что можно неделю в ней прожить и никого не заметить! Хотя вас не заметить будет трудно...
Он покраснел. Как мило!
–  И всё же я постараюсь не сильно мелькать перед вашими глазами. К тому же на пленэр я обычно ухожу очень рано...
– Ну, успеете ещё обо всем договориться! Вася, держи мою сумку, и ещё вот эту коробку, она не тяжёлая, но тащить её весьма неудобно. Кстати, она как раз для тебя, тётя Паша сказала, там документы какие-то. И у Изольды чемодан забери...
– Нет-нет, я сама!
– Никаких сама! Что это вы вздумали? Да и посмотрите, какой мужчина у нас крепкий, не только чемоданы, но и нас на руках донести сможет! Правда, Васенька?
– Ну что ты, Светик!
Смутившись окончательно, Василий схватил каждой рукой по сумке, подмышкой зажал коробку, которая так и норовила вырваться на свободу, и понёсся вперед, не оглядываясь. Шея у парня покраснела - от напряжения, видимо. Мы со Светланой засеменили сзади.
– Сейчас такси поймаем, быстро домчитесь, с ветерком!
– А если на общественном транспорте ехать, то очень далеко?
– У нас тут всё не далеко, - Светлана улыбнулась. - А вы на автобусе хотите?
– Можно на трамвае, всё равно. Или это неудобно?
– Ну почему же! Вася, Васенька, стой!
– А?
Он резко затормозил и развернулся, с удивлением посмотрев на нас. Мне показалось, что удивление его было вызвано не внезапной остановкой, а нашим со Светой присутствием. Как будто человек напрочь забыл, где и с кем сейчас находится!
– Вася, наша гостья пожелала автобусом домой добираться. Как ты думаешь, мы можем это устроить?
– Автобусом? Конечно, разумеется, как скажете!
Кажется, Василий даже обрадовался предложению. Может быть, ему тоже по душе неспешные поездки общественным транспортом? Я, например, в Москве стараюсь по возможности метро не пользоваться - пусть дольше и затруднительней, но проехаться на троллейбусе или в трамвае для меня гораздо радостнее, чем спускаться в подземелье. К тому же нынешняя моя работа прекрасно позволяет это делать...
– Тогда я вас покину, мои дорогие, устала с дороги так, что ноги не держат. Но в гости на днях ждите! Вот с делами управлюсь и сразу к вам!
Светлана расцеловала брата, коснулась губами и моей щеки и, в секунду остановив какую-то машину, умчалась прочь, только мы её и видели. Энергичная женщина. Такую сестру попробуй ослушаться! А как лихо она нас с Васей в одно целое объединила! Да, с такой особой, пожалуй, ухо востро держать нужно, оглянуться не успеешь, как тут же окажешься перед алтарём!
– А вот и наш автобус!
В Васином голосе слышалось облегчение и даже, кажется, радость. А впрочем, я могла и ошибаться, трудно судить о человеке, совсем его не зная. Подошедший автобус оказался практически пустым, всего несколько человек сидело в разных концах салона, и большая часть из них - старушки. Видимо, этот вид транспортного средства в Арбузове не пользуется популярностью...
– Наши люди в основном на маршрутках ездят, - пояснил Вася, направляясь вслед за мной к сдвоенному сидению. - Это гораздо быстрее, а по цене разница в пару рублей. Вы садитесь, а я пойду деньги отдам...
– Подождите, я сейчас, - я полезла в свой карман за мелочью. - А сколько проезд стоит?
– Да вы что, я сам! - ахнул он и, моментально покраснев, кинулся в конец салона, к скучающей кондукторше.
Я смотрела ему вслед. Добрый ты, Вася, человек, хоть и нелепый немного. А сестру твою понять можно - видимо, никто из нынешних хватких девиц на мягкое сердце уже не клюёт, всем подавай брутального мачо, да чтобы шикарное авто под попой и пачки "зелёных" в кармане. А что они потом с богатой пустышкой делать будут, никто и не задумывается. Зачем?
– А вы раньше в Арбузове не бывали?
Он устроился рядом, положив коробку на колени, а мой чемодан пристроив у своих ног. Кепку он зачем-то снял, а через секунду натянул обратно, но так неловко, что зацепил рукавом оправу и ещё бы капельку невезения — точно остался бы без очков.
– Нет, я в первый раз здесь, - улыбнулась я. - Признаться честно, два дня назад я даже понятия не имела о существовании такого города.
– Правда? Но тогда я не понимаю...
– Какого лешего меня сюда принесло? - подсказала я.
– Ну нет! Я не это хотел сказать! - он опять смутился.
– А объясняется всё очень просто. Есть у меня традиция: несколько раз в год я собираю свой чемоданчик, беру этюдник и еду на вокзал, заранее не продумывая, куда направит меня судьба в этот раз. В кассе узнаю информацию о ближайших поездах, наобум выбираю направление — и опля, путешествие начинается! По дороге выведываю у попутчиков, где и у кого можно остановиться, или, если с попутчиками не везёт, нахожу такую информацию уже в самом городе. В этот раз мне повезло, попутчицей оказалась ваша сестра! А про Арбузов я узнала только на вокзале, название вашего городка чем-то меня зацепило. И сейчас вижу, что приехала не зря.
Я махнула рукой в сторону окна. Мы как раз проезжали мимо какого-то дома удивительной красоты — двухэтажное, с цветными витражами в арочных окнах и чудесным ажурным декором на стенах. На крыше его гордо вышагивал лев — не настоящий, конечно — с пышной каменной гривой и загадочной улыбкой. Ещё одна скульптура, трогающая душу.
– Это посольство Египта, - пояснил Василий. - Красивое здание. Построено местным архитектором Львом Лебедевым в конце девятнадцатого века. Год, к сожалению, я не помню. У нас в городе много его проектов. А изображение льва является своеобразной визитной карточкой архитектора, во всех его постройках присутствует то в виде полноценной фигуры, то в качестве какой-нибудь мелкой детали, барельефа или просто вензеля. Недалеко отсюда, кстати, находится дом, который Лебедев спроектировал лично для себя и в котором теперь обитают его потомки. Там этих львов несколько, так что если захотите, я вам потом подробно объясню, как туда дойти...
– Конечно! Вообще знаете, я сейчас поймала себя на мысли, что будто бы видела уже это ваше посольство. Такое может быть?
– Наверное, вам показалось... - он покачал головой с сомнением. -  Творения свои Лебедев не повторял, другого такого дома нет больше нигде.
– Возможно, я ошиблась...
Но всё же я была почти уверена, что уже видела это здание раньше. Но когда и где, вспомнить не удавалось. А Василий тем временем продолжал импровизированную экскурсию.
– Наш Арбузов основан в восемьсот семьдесят первом году и считается одним из древнейших поселений славянской Руси. В те давние времена, конечно, городом бы его никто не назвал, длиной он был всего-то с пару километров, не больше. Но за годы разросся, жителями пополнился, имя поменял несколько раз. Самое первое из известных его названий, которое, к счастью, так и не прижилось - Ростиславск, по имени князя Ростислава Мстиславовича, однажды останавливающегося в этом поселении. Поговаривали даже, что отец Ростислава, Мстислав Великий, хотел городок сей сыну подарить, но что-то у них не срослось...
– А почему к счастью? Вам не нравится название Ростиславск?
– Мне нравится название Арбузов, - улыбнулся мой спутник. - Ну правда же, оно отдаёт привкусом детства?
– Может быть от того, что вы здесь выросли? Хотя согласна, мне тоже по душе Арбузов....
– Один раз! Я это сделала всего один раз!
Мы с Василием вздрогнули одновременно и оглянулись. На заднем сидении, у окошка, сидела миловидная барышня с телефонной трубкой в руках и явными слезами на глазах. В её нервном возгласе было столько надрывного горя, что мне стало не по себе. Интересно, о чём это она говорит? И с кем?
– Один единственный раз я сказала «нет», и ты тут же сделал, как ты говоришь, логичные выводы! Ну конечно, это система — отказывать твоей семье в помощи! Всё то, что было до этого, оказывается, было исключением из правил, а вчера я наконец-то проявила своё истинное лицо. Да, я совершила преступление, пойдя вчера на работу вместо того, чтобы помочь твоей матери разобраться в чулане! Что ты говоришь? Это показатель моего отношения к твоим родственникам? Теперь ты ни в чём не будешь мне доверять? Прекрасно, просто прекрасно! А что же ты своей сестре этого не скажешь, которая тоже на работу пошла? Ах, она не смогла отпроситься? А почему ты решил, что я это могла сделать? Всегда делала? А вчера не смогла! Что? Что ты решил? Расстаться??
Мы с Васей переглянулись, и я даже привстала слегка. Девушка побледнела так, как будто слова собеседника выкачали из неё всю кровь. Господи, что за монстр там, на том конце провода?
– Да. Я всё поняла. Конечно. Не переживай, я завтра же уйду... - другим, совершенно безжизненным голосом произнесла она и медленно опустила руку на колени. Слёз в её глазах больше не было...
– Может быть, подойти? - тихо прошептала я.
– Не знаю, - откликнулся Василий. - Мне бы, например, не очень понравилось, если бы ко мне в душу лезли посторонние люди...
– А вдруг она решится на что-нибудь плохое? Человек в таком состоянии способен совершить непоправимую ошибку!
– Ну...
Но ничего сделать мы так и не успели. Автобус притормозил, и девушка так стремительно выскочила в открывшуюся дверь, как будто именно в этом видела своё спасение. Автобус тронулся с места, а она побежала куда-то, и вскоре мы с Васей потеряли её из виду.
– Бедная девочка... Но только с таким чудовищем жить... Может это и к лучшему, что она от него уйдёт.
– Мы же не знаем всей ситуации, Изольда. Возможно, истина не там, где нам её показали....
– Не спорю, может быть и так. И всё равно мне её очень жаль!
– Мне тоже. Кстати, на следующей остановке мы выходим...
Квартира, куда меня привезли, оказалась на самом деле не маленькой. Четыре просторных комнаты, огромная прихожая, очень уютная кухня, в которой, как мне показалось, хозяин проводит больше всего времени - тут было место даже для рабочего пространства с невысоким столиком, вольготно расположившимся на нём ноутбуке и удобным на вид креслом. Всегда мечтала иметь такой уголок в доме и никогда у меня его не было...
– Я уже приготовил для вас комнату, Изольда. Очень надеюсь, что она придётся вам по душе! Она самая светлая из всех, ведь вам, художникам, это очень важно, правда?
– Да будь она даже мрачным чуланом, я и то была бы рада. У меня, Василий, никогда не было своей комнаты...
– Как это?
– У нас маленькая квартирка, а кроме меня в ней обитает еще куча тёток разных возрастов.
– Вы что, в общежитии живёте? - изумился он.
– Можно и так сказать, - я усмехнулась. - Вы не обидитесь, если я немного отдохну с дороги?
– Ну конечно! Считайте, что вы у себя дома и ни на что не спрашивайте разрешения - хозяйке можно всё!
– Давайте только ещё один вопрос обговорим, Василий. Сколько я буду вам должна за проживание? Могу сразу же оплатить или потом...
– За проживание?? Да вы что, Изольда, как вы могли подумать, что я с вас деньги возьму?
Кажется, он даже рассердился. А что я такого сказала? Обычное дело - платить за съём жилья, я всегда так делаю и никогда еще за годы моих путешествий это не вызывало у людей такой реакции.
– Василий, ну подумайте сами, я же вам не родственница и даже не знакомая, а это совершенно нормальная практика...
– Может быть где-то и нормальная, но не у меня в доме! Я прошу вас, если вы не хотите меня оскорбить, больше никогда не возвращайтесь к этому вопросу! Договорились?
– Вы уверены, что не пожалеете?
– Абсолютно!
– Ну что ж, хоть мне это и кажется странным...
И тут мне такая гадкая мысль пришла в голову, что я чуть сама себе не надавала по щекам. Хорошо, что вовремя язык прикусила, а мысль эту запрятала в самый дальний уголок своего сознания. Уж если я упоминанием о деньгах человека обидела, то что бы было, выскажи я вслух опасение о другого рода оплате. Не думает ли он... Но нет, уйди, подлая мысль, уйди!
– Вот и отлично! - он сразу повеселел. - Тогда отдыхайте, а как придёте в себя - милости прошу на кухню. Я в основном обитаю там, а холодильник забит едой... И пожалуйста, ничего не говорите о тратах - я вполне в состоянии прокормить роту солдат, а не то что одну девушку...
Тут он опять покраснел - в который уж раз за день! - и, чуть не опрокинув изящную этажерку, неосмотрительно оказавшуюся рядом, быстро ретировался на кухню. А я направилась к себе в комнату - хотелось побыстрее скинуть с себя несвежую одежду и смыть дорожную грязь. О еде я сейчас думала в последнюю очередь...

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/03/1134