Осенью

Юрий Курский
                Кладбище

        Осенним хмурым днём, когда небо было закрыто серыми тучами, посетил я кладбище на окраине города, где похоронены мои родители . В ограде постоял у могил отца и матери, посидел на лавочке, покурил . Прошло немало лет после их смерти, притупилась горечь утрат, но память иногда возвращает в то светлое время ,когда родители были живы. Летом я убрал здесь траву, покрасил ограду, а в этот день просто захотелось побывать на месте, где лежат в земле косточки родных мне людей . У надгробий цвели белые хризантемы, на растущей рядом рябине, среди золотистых листков ярко краснели гроздья ягод. Вблизи, около шоссейной дороги, желтела посадка тополей, над ними летали вороны. Неподалёку появилась печальная  процессия, - несли гроб, следом шли люди. Вот и ещё одного человека хоронят. Мне пришли на ум строчки Есенина:

Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час , -
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем поля у нас.

      Но как же не жалеть об ушедших родных ? Лучше там... или нет, живущим знать не дано. Люди не торопятся на тот свет и мало кто уходит в мир иной по своей воле. Помню, отец, будучи  уже тяжело больным, сказал: « Жить – трудно, а помирать не хочется, но придётся».  Грустные  размышления приходят на кладбище, но без грусти  на свете не прожить, как ни старайся .

                Парк

       Побыв на кладбище, я перешёл шоссейную дорогу и мне захотелось зайти в старый парк, находящийся невдалеке. Через четверть часа ходьбы я вошёл в ворота большого парка, где стояли высокие, вековые деревья, многие из них в два обхвата. В парке есть великолепный дворец, сейчас в нём размещается санаторий, а в прежние времена была усадьба богатого местного графа. Он жил тут двести лет назад, при нём построен дворец и основан парк. В осеннюю пору, особенно во время листопада, здесь красиво и хочется побродить по шуршащей под ногами листве, вдыхая её терпкий, вянущий запах. Приятно смотреть на золотые и багряные кроны клёнов и вязов, лип и каштанов, видеть, как плавно, словно крылатые, слетают  парящие в воздухе листья. Вспоминается прошедшее лето, немного взгрустнётся о несбывшемся , о том, что дни летят как листья и их всё меньше в календаре жизни. Налетит ветерок и гуще посыплется с вершин золотая осыпь, - недолго длится прекрасная пора листопада .

                Пруд

       В глубине старого парка есть небольшой пруд, его тёмные воды усыпаны разноцветной листвой. Подует ветер и закружится над овалом пруда цветная карусель и осыпется на водную гладь. Пожилой мужчина с удилищем неподвижно сидит на берегу, будто спит, и его поплавок замер среди плавающих листьев. Но вот рыбак очнулся, дёрнул удочку, но вместо рыбы на крючок зацепился  разлапистый, кленовый лист. Не хочется уходить из увядающего парка, от этой осенней красоты, но наступает вечер, становится сумрачно и прохладно, начинает накрапывать дождь . Рыбак сматывает удочку и уходит . Отправляюсь домой и я .