Гадалка

Башинская Татьяна
 Эта удивительная старушка притягивает взглядом, странным взглядом, правда? Мне даже совсем в детстве разглядывалось эту фотку. Это одна из моих бабушек, Елизавета. Она гадалка, и еще какая! Уж не знаю как, но я помню, мне было пять, она предсказала в один из своих приездов, что нас обкрадут, но ничего не бойся, говорила, почти все вернут. Так и вышло, и милиционеры были, и взрослые на кухне громко разговаривали, был переполох, и все вещи назад вернули.
 Моя мать в юности пыталась науку гадания перенять, хотя матери же в лицо говорилась, что нет у нее способностей, а вот если бы ее брат, мой дядька, захотел, то очень бы, но он только фыркал.
 Меня в юности эта тетрадка маминых конспектов гадательного дела интриговала и смешила одновременно, уж очень бестолково было надергано чуть-чуть от физиогномики, с упоминанием влияния планет, такой нос прямой - это Апполон, подбородок с ямочкой - Венера, ха! Или чуток френологии, плоский затылок, нет творческой фантазии, или хиромантия: линия туда, линия сюда, а крестик тут, непременно талант, смешно же! Сейчас есть этого такого полный интернет, не советую, бредово, бессистемно. Тетрадку выбросила давно.
 Но ведь она, Елизавета, не просто там гадалка для подружек была, оставшись вдовой с пятью детьми после войны, она гадала для заработка, она семью в голодные годы всю кормила этим делом, клиенты у нее были партийными важными, и ездила она к нам в Ленинград из Москвы не в гости, а к клиентуре, как в коммандировку.
 Забавно, что где-то после 45 я вдруг поняла, что во-первых, все отлично помню, все отрывки в тетрадке, а во-вторых, что вообще-то понимаю и помню как она все делала, и что это в принципе и не трудно. И что мистики в этом очень мало, чаще просто как вспоминаешь человека, ощущение  будто ты с ним уже был знаком. Бывает чувство беды, которое трудно обосновать, но редко, бывает в толпе видишь лицо и взгляд оторвать не можешь, сердце сжимается, но я ничего никому не говорю, потому что... Не знаю почему. Да и трудно людям сказать правду, уж очень грустная у нас у всех судьба, у всех.  Да и не за судьбой к гадалке ведь ходят, вот ведь штука. За утешением. Это я могу, это все могут!
Поразило, что в книге Ирины Муравьевой, не актрисы, а премированной прозаичке, в книге День Ангела, я наткнулась на эпизод с моей бабушкой. Все было так как и я ее помню, маленькая худенькая старушка в темной одежде, бедной одежде, никакой интригующей подачи себя, ни важности, ни артистизма, проницательный взгляд, спокойная речь, никаких иносказаний.
 Мама все наивно допытывалась сколько лет ей жить, а бабушка все отшучивалась, до 60 доживешь, а потом придешь ко мне, спросишь. А как спросишь, вздыхала мама рассказывая вот это вот все, она у меня наивная осталась в некоторых вещах. Так представьте себе, бабушка ей приснилась, и во сне опять отшучивалась, ну что ты все спрашиваешь, вот давай так, как захочешь так столько и будешь жить. Мама ушла очень тихо, очень мирно.
Мне кажется, что в тайне от себя, мы все свою судьбу знаем наперед, сами можем ее поменять, знаем прекрасно ответы на все тяжелые сердечные вопросы, гадалки нужны иногда, чтобы взглянуть на свою жизнь чужими глазами, чтобы не так страшно было в свое сердце смотреть. Просто трезвый взгляд.