Белая гвардия. Генерал Марушевский

Сергей Алексеевич Порохин
Командующий армии Северной области (1918 - 1919 гг.) генерал-лейтенант В.В.Марушевский
               
     Генерал-лейтенант В.В.Марушевский (1874 - 1952) – кадровый военный, родился 13 июля 1874 года в Петергофе.  Владимир Владимирович Марушевский происходил из дворян, он окончил гимназию в Санкт-Петербурге, в 1896 году окончил Николаевское военное инженерное училище, а в 1902 году - Николаевскую академию Генерального штаба. Марушевский прослужил в русской императорской армии почти 30 лет. Он был участником русско-японской войны. Во время русско-германской войны он был начальником штаба 2-й Финляндской бригады, затем командиром 3-й русской пехотной бригады, которой командовал под Верденом во Франции. (1)

Некоторое время в роковом 1917-м году занимал должность начальника Генерального штаба. Сам Владимир Марушевский  писал об этом коротком периоде своей службы: «Назначенный начальником Генерального штаба, я быстро понял полную невозможность сделать что-либо для войны и быстро докатился до ареста в Смольном и до ворот тюрьмы «Кресты» (2).

Но генералу Марушевскому посчастливелось  вскоре вырваться  из Совдепии в Финляндию, где он оказался «почти что в положении военнопленного». (3)

Лишь в августе 1918 года Марушевский добирается до Швеции.

    Новая страница военной деятельности генерала Марушевского начинается, когда он получает приглашение с Севера России возглавить там борьбу против большевиков. Генерал решил бороться за Россию.

19 ноября 1918 Марушевский прибыл в Архангельск. Временное правительство Северной области (4), возглавляемое известным в России социалистом Н.В.Чайковским предложило ему пост главы военного управления области. Марушевский сумел начать планомерную работу по формированию воинских подразделений по образцу русской армии, начиная с рот и батальонов вплоть до полков и бригад. Он вновь ввёл погоны и ужесточил дисциплину. «первые шаги деятельности генерала Марушевского отличались энергией и распорядительностью и увенчались полным успехом по подавлению мятежного духа в мобилизованных войсках»  - отмечал военюрист Северин Добровольский, прибывший в Архангельск в мае 1919 года. (5)

О себе и своих политических взглядах  Марушевский пишет: «Монархист в своих политических идеалах, я упорно верил, что создаваемые в ту эпоху власти и правого и левого направления являются лишь переходными ступенями в деле воссоздания власти центральной, и считал, что раз идёт борьба с большевиками то эти власти надо поддерживать и идти с ними» (6).

      Чтобы очистить Север от лиц, сочувствующих большевикам,  Марушевский добивается от правительства разрешения на свободный выезд в «Совдепию» всем, желающим туда выехать из Северной области. Сам Северный фронт был растянут на тысячи вёрст. Его левый фланг терялся на Печоре, упираясь в Северный Урал, правый проходил по Карелии, кончаясь на границе с Финляндией. Обстановка осложнялась ещё и тем, что на Мурманской железной дороге в составе …прежних рабочих партий была масса китайцев, которые остались в виде бродяг на всём протяжении железнодорожной линии. Северная армия же не превышала и 25-ти  тысяч человек.

     30 мая Марушевскому присваивается звание генерал-лейтенанта. В первой половине июня 1919 года Марушевский, как член Временного правительства Северной области, совершил длительностью в месяц, довольно сложную и тяжёлую поездку, морским путём, поездом и целые  сотни километров лесными дорогами на лошадях   в соседнюю Финляндию, для переговоров с Президентом Маннергеймом и генералом Юденичем. Последний готовился к освободительному походу на Петроград. Марушевский вспоминал что в предписании правительства ему в категорической форме указывалось, что он «не уполномочен входить ни в какие переговоры о признании независимости Финляндии» (7)

В книге «Разгром Интервентов и белогвардейцев на Севере даётся следующая оценка тех событий: «Возвратившись из Финляндии, генерал Марушевский доложил правительству Миллера, что для наступления на Петроград подготовляется Юденич и что он (Юденич), не надеясьна победу над большевиками своими силами, послал свои соображения «верховному правителю» Колчаку о необходимости принять условия Маннергейма, чтобы этим обеспечить выступление Финляндии против Советской России. Белогвардейское правительство во главе с Миллером, совместно с английским главнокомандующим, выслушав информацию Марушевского, решило просить Колчака принять условия Маннергейма, обусловливающие его выступление на помощь Юденичу и севернойконтрреволюции, мотивируя это тем, что последняя, будучи изолированной от других областей, занятых контрреволюцией, после эвакуации англичан, не сможет устоять против Красной армии. Вот как писал Миллер «Верховному правителю России»:

  «Единственный выход из критического положения, создающегося с уходом англичан и изолированностью (северной – СП) области от прочих противобольшевистских войск, - это немедленное выступление Финляндии, за которое нужно заплатить поставленными ею условиями,без принятия коих Маннергейм не может двинуть финов. Принципиальной стороной признания независимости и незначительными территориальными уступками, не имеющими жизненного значения для России, нужно пожертвовать ради спасения целого. Маннергейм был уведомлен, что признавая выступление Финляндии своевременным и в ожидании такового,члены временного правительства Северной области будут всем своим авторитетом поддерживать признание верховным правителем условий её выступления при достижении намеченных целей. Иного выхода я не вижу».  Русские белогвардейцы и их «Верховный правитель» категорически отказались признать независимость Финляндии» (8)

    Именно отказ в признании независимости Финляндии со стороны правительства Северной области, а также и со стороны Колчака и Деникина и сыграл роковую роль в том, что войска финской армии не поддержали Юденича, и его поход на Петроград. Этот поход Юденича так и не завершился победой над большевиками. Генерал Марушевский порицал адмирала Колчака за его недальновидность при разрешении вопроса о выступлении Финляндии против большевиков. Военный прокурор Северной области Северин Добровольский писал: «…После неудачного похода генерала Юденича, когда войска его принуждены были оставить уже захваченные ими предместья Петрограда, многие пришли к заключению, что вооружённые силы Финляндии могли бы сыграть решающую роль и, может быть, судьба всех белых фронтов была бы другой…» (9)

   Министр Правительства Северной области Борис Соколов так характеризовал командующего войсками: «Генерал Марушевский… по отзыву весьма многих офицеров, был храбрый генерал, любивший фронтовую обстановку и не чуждался её» (10) 

В роли командующего Марушевский был до 6 августа 1919 года. Сам Марушевский писал: «Силы мои были уже в достаточной степени надорваны пержитым, я чувствовал себя переутомлённым, а в возможность борьбы после ухода союзников категорически  не верил». (11)

     Генерал-Губернатор Северной области и главнокомандуюший генерал-лейтенант Евгений Карлович Миллер в своём  приказе объявил Марушевскому за его деятельность в роли командующего благодарность. В нём были, в частности, такие строки: «Неустанной работой и энергией генерал-лейтенанта Марушевского были созданы русские войска Северной области. …В тяжёлых условия, при недостатке офицерского состава, при трудности обучения в суровом климате, при спешке воспитания солдат и сколачивания рот шла эта напряжённая работа, вдохновляемая генерал-лейтенантом Марушевским. Лучше других оценили всю важность этой работы наши враги…» Марувшевский за восемь месяцев  создал 12 стрелковых полков и пять дивизионов артиллерии. (12) 

Кроме того, им было создано национальное ополчение, сыгравшее большую роль в поддержании внутреннего порядка в Ахангельске. Марушевский покинул Архангельск 23 августа 1919 года. На прощание генерал Миллер сказал Марушевскому: «Я рад, что хоть вы останетесь живы» (13).

Командующий генерал Миллер отправил генерала Марушевского с военной миссией в скандинавские страны.

    В России тогда было четыре белых армии. Белогвардейский офицер, Мамонтов С.И., воевавший на юге России, писал: «Колчак был признан главнокомандующим всеми четырьмя армиями: Сибирской, ….Добрармией на юге, армией генерала Юденича у Петрограда, армией генерала Миллера у Архангельска.  (…).Ни нас, ни Колчака западные державы не поддержали, чем коммунизм был спасён» (14).

19 февраля 1920 года Архангельск покинул и генерал Миллер. Многие офицеры считают, что он бросил сражающуюся армию на произвол судьбы. Исход белой борьбы был предрешён. Генерал Воейков, последний дворцовый комендант императора Николая II вспоминал: «…В Архангельске немногочисленные английские войска (1200 человек) были без всякого предупреждения погружены и отправлены на родину, причём офицеры формировавшейся тогда Северной добровольческой армии остались на растерзание большевикам; а наступавшей на Петроград армии генерала Юденича был в самый решительный момент нанесён удар в спину благодаря сомнительной операции английского флота против Красной Горки» (15) 21 февраля войска Красной Армии вошли в Архангельск.

    По мнению Марушевского политика Северной области была «в тисках иностранного представительства» (16).

   Он также отмечал: «Вся группа иностранных представителей чрезвычайно дружно работала над насаждением «истинно демократических принципов» и над направлением русской правительственной работы в духе «завоеваний революции. Откуда эти люди могли знать, что нужно было исстрадавшейся России»(17).

Далее он пишет: «Чтобы охарактеризовать создавшееся положение, проще всего считать его «оккупацией»». (18)

   В своих воспоминаниях Марушевский показал истинную роль английской интервенции на Севере, суть которой заключалась в исторической формуле: «У Великобритании нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, у Великобритании есть только постоянные интересы».
   
В эмиграции генерал Марушевский жил в Швеции и Югославии. Умер В.В.Марушевский в югославском городе Загреб.в 1952 году.
   

Современному читателю будет небезынтересно самому оценить некоторые высказывания генерала Марушевского, одного из ярких представителей Белого Дела на Севере.

---
1. См.: Зенкович Н.А. Высший генералитет в  годы потрясений. М., Олма-Пресс, 2005, С.772.
2. Марушевский В.В. Белые в Архангельске. По: Гражданская война в России. Война на Севере. М., АСТ 2004. С.15.
3. Там же.
4. Северная область включала часть Архангельской губернии и Мурманский край.
5. Добровольский С. Борьба в Северной области. По: Гражданская война в России. Война на Севере. М., АСТ 2004. С.239.
6. Марушевский В.В., Там же С.86.
7. Марушевский В.В.  Там же, С.164.
8. Мымрин Г., Пирогов М., Кузнецов Г. Разгром интервентов и белогвардейцев на Севере, Архангельск, 1940, С.94.
9. Добровольский С. Борьба в Северной области. По: Гражданская война в России. Война на Севере. М., АСТ 2004. С259.
10. Соколов Б. Падение Северной области. По: Гражданская война в России. Война на Севере. М., АСТ 2004. С.344.
11. Марушевский В.В., Там же, С.214.
12. Там же, С.216.
13. Там же. С.221.
14. Мамонтов С.М. Не судимы будем. Походы и кони. М., Воениздат, 1999, С.171.
15. Воейков В.Н. С царём и без царя. М., Воениздат, 1995, С.401.
16. Марушевский В.В.- Там же. С.223.
17. Там же. С.223.
18. Там же. С.224.