О прекрасном и безобразном...

Александр Ткач 3
         «Здравый смысл  существует несмотря на образование, а не благодаря ему!..» - эти слова приписывают Дж. Б. Шоу.

         Когда творческая деятельность перестаёт быть результатом внутреннего импульса, принимает элемент повседневного рутинного труда, и превращается в средство социального престижа, то недостаток творческой энергии, иногда возмещается тягой к административной деятельности. Как правило, появляется подобострастие к мундирам и регалиям, пристрастие к чинам и званиям. Эта личность становится нетерпимой к возражениям, чувствительной к лести. Отношения к коллегам у неё подвержено колебаниям. Для получения ощутимых результатов, подобная личность вынуждена подчас, оказывать знаки уважения к окружающим её людям, понимания их. Но периоды лояльности сменяются вспышками злобного третирования, желания «показать этим умникам», «поставить их на место».

         « … Люди, выросшие под давлением формального образования, часто, незаметно для себя начинают считать, что только такое формальное образование и служит носителем высокой культуры и сильного способа мышления. Зерно истины в таких воззрениях есть, но не такое уж большое…» - писал С. Г. Кара-Мурза.

         Я считаю недопустимым то, что когда отдельная личность, даже будучи высокообразованна, имеющая огромный опыт, и большой стаж работы в областях литературы, просвещения, образования, утверждается в том, что именно она, эта личность, - и есть тот  самый «носитель высокой культуры». Когда она, эта личность, берёт на себя право решать: кто прав, а кто, - неправ; когда она (личность), пользуясь солидным авторитетом, и большим уважением, которые приобрела в процессе упорного, даже праведного труда, - сознательно подавляет проявления, в её понимании, инакомыслия. А проще говоря,  иного мировоззрения, используя различные методы, вплоть до дискредитации, и унижения…

         Благодаря своему жизненному опыту, имея огромное трудолюбие, этот индивидуум
накопил огромные знания, которыми создал себя как личность. У него созрело и окрепло своё мироощущение и мировоззрение, образовалась и выразилась определённая позиция. Когда такому человеку все вокруг твердят, что он мудр и велик, то очень легко поддаться искушению, и начать мерить свои умения, знания и опыт, фальшивым эталоном.

         Изменяется та характеристика личности, которую называют, - уровень притязаний. Эта личность, начинает изрекать истины, испытывает потребность поучать всех вся… - Вот тогда и происходит некое самовозвеличивание. Появляется такое: Есть два мнения, - моё и неправильное. Несомненно: самомнение, - есть показатель духовного недуга, коварной болезни.

         Я считаю, что наличие огромного багажа знаний, не есть признаком великого ума. Можно привести множество примеров блестящего ума простого человека, и примеров болванизма с высшим образованием. Не буду делать этого сознательно, пусть за меня скажут именитые:

         В своих  «Опытах»  Мишель Монтень писал: «Именно среди учёных так часто видим мы умственно убогих».

 - «… В детстве, в последние годы войны, я большую часть времени прожил вдвоём с дедом в деревне. Мы много беседовали. Я с тех пор набрался знаний, но не поумнел, мыслю, как и тогда, и хорошо помню те разговоры. Мой дед был бедняк из казаков. Он был одним из умнейших, способных к важным и свободным умозаключениям, охватывающим и широкие исторические периоды, и большие пространства. При этом он был человеком высокой и тонкой культуры, с «многослойной» деликатностью…» - писал С. Г. Кара-Мурза.

         А от себя добавлю: этому не учат в аудиториях и лекционных залах огромных ВУЗов, такими становятся благодаря жизненному опыту, обладая природным умом и тактом.   

         У человека, не отягощённого формальным образованием, пытливый ум не обременён догматическими учениями прошлого. Ему не нужно строить свои умозаключения с оглядкой на кого-то. Он мыслит сам. И чем выше его коэффициент интеллектуальности, тем глубже его понимание окружающего мира. В конце концов: все великие, они не повторяли уже известное, а делали открытия сами, обогащая этим человечество.

         Культура всегда гордилась неразрывной связью с духовностью. И чем ближе человеческая духовность к эталону святости, тем возвышенней и утончённей культура. Мы знаем, что у человека два начала: Разум и Душа, то есть Интеллект и Чувственность.
Я считаю, что язык Разума, это прозаическая речь, - проза; а язык Души, - художественная речь, поэзия. Какое начало преобладает в человеке, то и определяет его сущность. Вот здесь и происходит деление на «физиков» и «лириков». Если язык Разума рационален, логичен, то Душа наша и поёт и плачет, смеётся и грустит. Она эмоциональна, полна чувств, которые порой нелогичны и противоречивы.

         Ради познания, подтверждая и развивая интеллект, можно создать ядерную бомбу, и согласно рациональности, с холодным рассудком уничтожить половину населения Земного шара, чтобы вольготно жилось остальным. Разум циничен, ему всё равно, что будут плакать от боли, умирать в муках другие люди… - Но этому не даёт Душа, проявляя чувства. Вы можете мне возразить: мол, есть и ненавистнические чувства. Есть! Но это, - больная душа, и сейчас не о такой.

         Каждый человек обладающий Разумом и имеющий Душу, - это Вселенная! С широтой и необъятностью мыслей, полнотой и безграничностью чувств, в которой есть свои и плюсы, и минусы, законы и понимания. Я считаю, что вторгаться туда нужно осторожно, бережно и деликатно. А если сказать более приземлено, то с пониманием того, что рядом с тобой, - равный тебе, только другой. Он тоже наделён Разумом, - способным мыслить, и имеет Душу, - способную выражать чувства.

         И тогда такие признаки, как: формальное образование, «одёжка», цвет и разрез глаз, отдельные негативные, как и позитивные эпизоды жизни… - никогда не будут преградой в общении между собой по-настоящему умных, достойных уважения людей.

         Что такое Истина? Я слышал: Истина, - это Бог! А остальное всё, - суета…