Двойка по математике

Валерий Неудахин
Памяти отца своего посвящаю…

Раннее утро декабря не успело разгореться на горизонте, рано. Ночной воздух шуршал инеем, творил  на деревенской улице сказку. Сверху через пелену изморози тьмы заканчивали свою работу звезды и поэтому мерцали, а не горели в полную силу. Деревенское начало дня тихое, тем более перед праздником. Все дела выполнены: живность в стайках и загонах дожидаются солнца, чтобы порадоваться свету. Тут уж не до тепла – ударили морозы на Спиридона Солнцеворота, а в это время вся природа замирает, чтобы после праздника с воробьиным скоком дня начать движение к весне и лету.

Федя шел по темной улице и размазывал слезы по лицу жесткой варежкой. Иногда спросонок забредал в сугроб и, застревая валенками в снегу, останавливался. Может не ходить в эту школу? Ну ее, не ладится у него там дело. Особенно с математикой. Нет он знает предмет, легко решает задачки и примеры. Но вот с учительницей по математике не могут найти общего языка, все какие-то накладки возникают. И дорого это обходится ученику, а не учительнице.

Сквозь жерди изгороди раздалось сопение. Молодая телочка услышала с улицы движение и из любопытства прислонилась своим лбом к загородке. В щелку блестит глаз, а чуть ниже толчками выбрасывается воздух небольшими порциями пара. Воздух носом толкает сильно и поэтому сопение громкое, словно паровоз набирает скорость. Мальчик видел эту удивительную большую и шумную машину в городе. Вся черная и в клубах дыма и пара катится по рельсам в неведомые дали. Говорят, до самого Барнаула доезжает и вагоны тянет за собой. А то и до Новосибирска. Сесть бы в будочку кочегаром, подбрасывай уголек и смотреть, как мелькают в морозном воздухе полустанки и деревни.

Федя снял варежку и просунул палец в щель, погладил по носу животину, та шуганулась и обдала руку теплым воздухом. А тут иди на эту математику. Нелады с учительницей начались, когда она на смех подняла его перед классом. Он тогда не выполнил домашнюю работу потому, что до ночи копали картошку и сносили в погреб. Старшие братья заняты работой в совхозе, а трое «мелких» с матерью и старшей сестрой занимались на хозяйстве. Ведь вот какая подлость: забыл, что по математике задачку решить нужно. Выполнил задание по всем предметам: русский язык и литературу, ботанику и географию прочитал и пересказал младшему брату. Хотя какой там пересказал? Тот спал уже, сморило и Федю. Ну как он мог забыть? А учительница подняла и перед всеми ребятами насмешку устроила.

Мальчишка в сердцах пнул ледышку и она полетела по санному следу, подпрыгивая на кочках. При отскоках поворачивалась боком и отбрасывала лунный свет бликами, словно бриллиант гранями. Он читал как- то в библиотеке книжку про пиратов, которые добывали ценные камни при грабежах населения. Вот бы куда-нибудь в теплые страны. Нет, грабить бы он не стал, трудился честно, но подальше от этой школы со страшной математичкой Анной Степановной.

Она посмеялась над ним, думала безобидно. Видимо считала, что в целях воспитания имеет на это право. А он обиделся и перестал отвечать на вопросы. Знал математику и решал задачки в уме, но когда его спрашивали, упорно молчал перед доской и не отвечал на вопросы. Понимала или нет это учительница? Наверное, отдавала отчет, но тоже пошла на принцип и настойчиво вызывала к доске чуть не каждый день. Стыдила, затем призывала к совести, а он уперся как бычок первогодок и не понимал, что не пересилить ему школьной систему. А вернее характера учительницы.

Он давно ходил утром один, не рад, когда вместе с ним бежали друзья. У них все в порядке, а как ему с окончанием четверти смотреть в глаза родителям? Сзади послышался топот копыт, Федя встал в сторону в снег, пропуская лошадь.

- Что, Федяка, в школу? Поспешай, а то уж все петухи отпели.

В другие времена запрыгнул бы на ходу в сани, ведь к конторе едет дядя Семен. Там до школы три шага. Нет! Упорно оттягивая время мальчишка шел и чуть не плакал. Ладно мамка, той без разницы, какие отметки со школы сын носит. Ну и что, безграмотный? Да лишь бы здоровым был, руки ноги на месте. В деревне труд один, упирайся с утра до ночи, не ленись и в почете будешь. А вот отец, работая шорником, мечтал детей выучить и переживает неудачи сына. Ведь понимает и видит: непорядок какой-то, что-то не получается, понимает и молчит. Не торопит сына, мужчина сам принимать решения должен. А характер? Что ж характер,  где то и смириться нужно да не перечить. Сам понять должен эту истину.

Федя обратил внимание на проулок. Два маленьких «колобка» в больших валенках застряли в сугробе. Портфели выкинули на тропинку, а сами – никак. Какого лешего полезли в сугроб? Он за ворот потянул одного, затем другого. Оказалось, что это близняшки Сашка и Ирка

- Вы чего лезете, куда не след? А если бы не я, так и сидели в сугробе?

-Другой пошел, кто ни попади, помогли б, - по хозяйски сурово ответил мальчишка и шмыгнул носом: Мурку мы из снега спасали, кошку.

- Ну конечно, она без вас не справилась бы, это уж точно.

Направил двойню по тропинке к школе, тяжело вздохнул. Вон уж и окна светятся. Будь она не ладна! Как отметку- то выручать за четверть. Ведь стыд и срам – двойка по математике. Ведь вся деревня знает, что спор у них с учительницей. Внимательно наблюдает, чем закончится спор. Анна Степановна неплохая женщина, но ведь зашло дело в тупик, никто уступать не хочет. Дело принципа. Что придумать для решения вопроса? Федя знал, что с учительницей уже и директор говорил. Но отношения становились все прохладнее, выхода из создавшегося положения не видел, уж кажется никто. Назначить бы комиссию и заслушать ученика, так в школе одна математичка. И этот  вопрос ей решать.

Может она потому такая, что устала, вон сколько у нее классов, а она одна. Тетради для проверки полную сумку домой носит. Они с братом как-то провожали и помогали поднести. Но тогда у них отношения нормальные были. Может ей на праздник во дворе снеговика сделать для дочки.
Та совсем слабенькая, все болеет и сидит дома. А так в оконце посмотрит, а там – сказка. Может и мать добрее станет, да найдет способ, как вопрос разрешить. Нет, не поможет это. Только хуже наделаешь.
На горизонте над макушками деревьев появилась светлая полоска. Словно что-то хорошее предвещает и доброе. Вот бы пересилить себя, выйти к доске и решить сразу пять, нет, десять задач. И все поставить на свои места. Мальчишке даже легче стало от таких мыслей. Нет! Перед всеми товарищами слабость показать… никогда. И вновь понуро упала голова, шапка съехала на глаза.

- Федя, а ты знаешь,- еле поспевая за ним, бежала Ирка.

- А в школу новый учитель приехал. Вчера на квартиру к бабе Нюре встал. Он, Федя, математику преподавать будет.

- Что ты сказала?

Мальчишка чуть ли не на вытянутых руках поднял девчушку. У той валенки с ног упали, и она запричитала, что вот так недолго и ноги отморозить. Ишь, что устроил, дурачок здоровый. А мальчишка уже бежал к крыльцу, обгоняя одноклассников.

Первые два урока тянулись медленно. Словно солнце нехотя вставало из-за горизонта, осыпая иней с мохнатых ветвей елей, что поднялись в росте во дворе школы. Со звонком Федор замер за своей партой, ожидая, что его ждет. Открылась дверь и в кабинет вошел директор, а следом за ним протиснулся невысокий и полный мужчина в крупных роговых очках.

Директор чинно представил нового учителя математики и вышел.

- Перед новой темой, повторим пройденный материал.

Зашуршали страницы журнала, в поисках, отведенной  предмету. Анна Степановна, та сразу находила нужную, а этот еще не привык. Душа мальчишки замерла, плечи невольно опустились, наклонилась голова. Хоть бы меня спросил. Ну, пожалуйста, меня спросите. Губы побелели, а за ними и побледнело лицо. Даже дыхание остановилось.

- Я бы хотел послушать сегодня Федю. Мне почему-то кажется, что он обязательно ответит.
Конечно ответит! Еще как ответит! Да он весь материал расскажет! Класс замер. И Федя уже не шел, а бежал к доске. Урок пролетел незаметно. Вопрос – ответ и так все сорок пять минут. Федя отвечал без запинки, цифры так и сыпались из него. Весь класс замер и сидел не дыша. Плечи мальчишки распрямились, голова гордо поднималась, и глаза сияли каким-то глубоким внутренним светом, не ярким, но уверенным. Словно новый кусочек уголька загорелся в топке и начинает разгораться и отдавать свое тепло другим в радость и удовольствие.

- Ну что ж, Федор. Математику ты знаешь, но за четверть тебе пять поставить не могу, уж слишком хвостов у тебя много накопилось. Думаю, что ты справишься. Новый материал мы пройдем на следующем уроке.
И в коридоре зазвенел звонок. Нет, он не звенел, он пел. Так сладко и упоительно, словно скворцы после длинной зимы. Да и действительно в его душе уже была весна.

Кончились занятия, дети гурьбой высыпали во двор. На крыльцо вышла учительница математики с тяжелой сумкой. Тетради. И первым, через сугробы перепрыгнул Федя.

- Анна Степановна, давайте я помогу!

Подхватил сумку и побежал вперед, все оглядываясь, словно боялся, что учительница отстанет. Он без умолку говорил о том, что у них корова отелилась. Телочкой, со звездочкой во лбу. Ее и назвали Звездочкой. Она всю ночь возле печки лежала, ее мама занесла, чтобы не замерзла. Захлебываясь словами, рассказывал еще что-то, меняя руки и беспрестанно поправляя шапку, которая сползала на глаза. Уставшая женщина шла следом и улыбалась, ведь мальчишка не понимал, что они всем коллективом нашли способ решения проблемы. Какое счастье, что приехал новый учитель, и все разрешилось благополучно.

Так и шли они по деревне. Сначала  мальчишка, который решил свою первую жизненную задачку. Он еще не понимает, что решить ее помогли взрослые, умудренные опытом люди. Но от этого радость не убыла. Следом учительница математики, которая на завершении своей педагогической деятельности тоже получила, может быть, самый серьезный урок в своей жизни.

А над улицей в небе в самом зените стояло солнце, которое тоже радовалось, что все обошлось. И от этого лучи его были такими ласковыми и добрыми.