Воспитание элиты

Дмитрий Юрьевич Медведев
«Кадры решают все». И.В. Сталин.

В истории и политике мы привыкли оперировать понятиями «государство», «экономика», «идеология», типа «Такое-то государство вторглось на территорию соседа», «начались экономические реформы», «идеология повела за собой людей». Как-то при этом упускается (или подразумевается по умолчанию), что все это делают люди. Конкретные люди принимают решение о вторжении. Люди проводят реформы в экономике. Люди ведут за собой других людей под лозунгами той или иной идеологии и так далее. Именно люди стоят города и государства, побеждают и проигрывают в войнах, поднимают и губят экономику.

Возьмите самую технически оснащенную армию мира, поставьте трусов на должности офицеров, и эта армия проиграет войну. Доверьте экономику безграмотным идиотам, и через десяток лет, они умудрятся развалить самое процветающее государство. Дайте самую лучшую гуманистическую идею в руки озабоченным властью садистам и они такое устроят под этими лозунгами… Понятно, что подготовка кадров с необходимыми характеристиками это один из ключевых моментов любой системы, в том числе государств и империй. Откуда и родилось понятие элиты (англ. фр. elite от лат. eligo «избранный; лучший»), то есть людей имеющих определенные знания и способных управлять той или иной структурой.

И… по педагогике и воспитанию пишутся диссертации. Не претендую ни на полноту знаний, ни даже на особую объективность. Это всего лишь мои размышления на данную тему.

С древнейших времен элита всегда стремилась выделиться в отдельную сословную касту, воспроизводя и воспитывая сама себя. Проще говоря, отец учил и наставлял сына в том, что умел и делал сам. Так возникли сословия кшатриев в Индии, самураев в Японии, рыцарей в Европе, бояр в России. При всей простоте и естественности подобная практика имеет большое количество минусов. Не у каждого отца хватает знаний, опыта, да и желания заниматься воспитанием своих детей. Кроме этого, отсутствуют четкие критерии подготовки. Так одному барону хочется, чтобы его сыновья были грамотными, а второй вполне доволен тем, что отпрыски хорошо ездят на лошадях и машут мечами. Поэтому с какого-то момента истории перед наиболее амбициозными обществами встал вопрос о более эффективных методах подготовки элиты.

Англичане первыми в Европе озаботились вопросом централизованной подготовки элиты. Английская система воспитания серьезно отличалась от «континентальной», в первую очередь немецкой. В Германии считалось, что ученик должен получить знания по всем основным областям науки, существующим на данный момент (математика, физика, химия…). С небольшими изменениями эта немецкая система образования легла в основу русской, а затем и советской школы. Англичане же посчитали, что основное качество необходимое для элиты это не обширные знания и всесторонняя образованность, а целеустремленность и характер. Джентльмен может не знать латынь, но у него есть «жесткая верхняя губа», то есть он способен владеть собой в любой ситуации. Откуда и берет начало знаменитая «английская невозмутимость».

Подготовка военной и политической элиты Британской империи производилась в таких учебных заведениях как Итон, Оксфорд, Кембридж, не случайно называемых «кузницей джентльменов». Это были школы закрытого типа с полным пансионом, то есть оторванные от семьи будущие джентльмены жили там все время (кроме летних каникул). Средства, которыми "ковали" (воспитывали) джентльменов, были одновременно и просты и гениальны. В их числе бытовая неприхотливость (не отапливаемые спальни и открытые весь год форточки были нормой), жесткая дисциплина (вплоть до телесных наказаний), и… спорт. Не случайно Англия родина большинства современных видов спорта. Футбол, ребги, крикет, сквош, гребля создавались и культивировались совсем не только для того, чтобы выпускник школы мог хорошо пинать мяч и быстро бегать. Спорт в таких заведениях был средством воспитания характера, полем, где будущий джентльмен учился преодолевать трудности, играть по правилам, работать в команде.

«Он правдив, но без необходимости говорить не станет. Он доверяет и сам вызывает доверие. Ввиду того что он может занять высокий пост, закон не позволяет его наказывать унизительным образом, в суде джентльмен освобождается от принесения присяги (достаточно его слова - прим. автора). Джентльмен преодолевает трудности. Его отличают немногословность. Неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств, готовность прийти на помощь — вот характерные черты джентльмена. Джентльмен действует в обстановке соперничества, для него особенно важны общепринятые «правила честной игры». Они, как известно, запрещают пользоваться слабостью противника, бить в спорах по заведомо уязвимым местам. Джентльмен считает ниже своего достоинства удить рыбу на закате солнца и стрелять в сидящую птицу — слишком уж это легкая добыча, недостойная джентльмена. Презирать опасность, сопротивляться натиску — это в глазах англичан даже не проявление мужества, но лишь признак хорошего воспитания. Англичане очень любят собак, и, когда маленький бульдог не уступает в схватке гораздо более крупному псу, о нем совершенно серьезно говорят: вот джентльмен.»

Эффективность такой системы воспитания доказала сама история. Жители сравнительно небольшого и не особо богатого природными ресурсами острова последовательно уничтожили всех возможных конкурентов в Европе. В XVI век терпит поражение Испанская империя, контролировавшая Иберийский полуостров, часть Германии и Италии и большую часть Америки. В XVII веке англичане в ряде войн отвоевывают власть на море у голландцев. В XIX веке разбита Наполеоновская Франция, а с ней и первая попытка объединения Европы. В XX веке – в двух мировых войнах повержена Германия. Британская элита, опираясь на талассократию (власть над морем), построила самую обширную территориальную империю на планете. В зените могущества Британия контролировала Ирландию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию (включая современные Пакистан, Бангладеш и Бирму), Африку от Египта до ЮАР включительно. Список баз и опорных пунктов, типа Мальты, Гибралтара, Сингапура или Гонконга занял бы еще целый абзац. Одновременно англичане строили порты и железные дороги, налаживали экономические связи и поднимали промышленность метрополии и добычу ресурсов в колониях (а заодно и грабили, вывозили ресурсы и топили конкурентов - все как всегда в истории любой империи), и, в результате заложили то, что сейчас стало мировым финансовым, товарным и информационным пространством, объединившим планету в единое целое. И все это создали и сделали не лондонские докеры и не шахтеры Йоркшира, а те самые джентльмены "с жесткой верхней губой". У нас в России традиционно не любят британцев, что вполне понятно. Они были нашими соперниками и конкурентами по "Большой игре" (кстати, тоже английский термин от Редьярда Киплинга), но их достижения в истории существуют вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет.

Британская система воспитания имела интересное продолжение в одной из стран континентальной Европы, точнее… в нацисткой Германии. Гитлер был убежденным англофилом и считал англичан вершиной белой расы с одной поправкой – немцы, по его мнению, были способны и должны были превзойти англичан (почитайте "Майн Кампф"). В том числе нацисты заимствовали и английскую систему воспитания полностью убрав из нее моральные и религиозные нормы, характерные для английской элиты. Об этой системе у нас известно гораздо меньше хотя бы потому, что большинство выпускников погибло в 1944 – 1945 годах под американскими бомбами и русскими танками, а случайно оставшиеся в живых предпочитали молчать. Гитлеру было отпущено на воспитание элиты гораздо меньше времени (всего шесть лет), но человеческий материал, который подготовили нацисты за эти сжатые сроки, был настолько серьезным, что валить Третий Рейх с его новой элитой пришлось буквально всем миром. В противном случае эта новая немецкая элита такое бы устроила в планетарном масштабе, что мало бы не показалось никому.

«У кого в руках молодежь, у того в руках и будущее. Я начинаю с молодежи. Мы, те, кто стар, — отработанный материал. Мы прогнили до мозга костей. Но моя замечательная молодежь! Есть ли где-нибудь в мире еще столь прекрасная молодежь? Взгляните на этих юношей и подростков! Какой материал! С ними я смогу создать новый мир! Мое обучение будет суровым. Мы выбьем из них слабость. Необычайно активная, властная, жестокая молодежь — вот что я оставлю после себя. Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть слабости и жалости. Я снова хочу увидеть в их глазах отблеск гордости и независимости хищного зверя. Я не стану проводить интеллектуальную подготовку. Знание — это крах для моей молодежи. Я хочу, чтобы они обучались только тому, что дает им их воображение. Но одной вещи они должны научиться — самообладанию. Они научатся преодолевать страх смерти благодаря суровым испытаниям».

В наше время система воспитания элиты ушла в прошлое. По крайней мере, ни в одной из стран Западной Европы, Азии, США или России о такой не слышно. Интересно, сколько продержатся современные государства без такой системы подготовки кадров?