От куда берутся плохие дети?

Яазия
В своё время мне удалось побывать во многих школах города. Наблюдая за учебным процессом, Я ловила себя на одной и той же мысли: в школе утерян один из принципов обучения – принцип наглядности. Ушинский в своё время отмечал: «Чем более органов наших чувств участие принимают в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются». В школах, где сохранена кабинетная система обучения, ещё сохранилась и кое-какая наглядность. Но в тех школах, где учителя ходят по классам, не осталось ничего. Хочется задать вопрос, а куда всё подевалось?

Нам, учащимся 70-80-х гг., было легче учиться в этом плане. Из известных пяти видов наглядных пособий мы использовали все. Попробую перечислить хотя бы натуральные – образцы (в географии – образцы пород, в биологии – образцы растений, в домоводстве – образцы швейных изделий, тканей). А предмет-то как назывался – домоводство. И учили нас дом вести. А вот имитирующие натуральные – муляжи, макеты, чучела; иллюстративные – плакаты, фото, репродукции картин; графические –карты, чертежи; технические средства обучения… Что же мы видим сейчас? Учитель пытается на пальцах объяснить учащимся, что это вытекает отсюда, это находится здесь, а это нужно получить в итоге. Пропал интерес учителей к преподаванию, а учащихся – к учению. На основании этого потеряла смысл одна из важных составляющих нравственного воспитания школьников – формирование сознательной дисциплины и культуры поведения. Отсюда и рост аморальных поступков и правонарушений среди учащихся. Падает общая культура общества и, как в зеркале, мы видим это падение в наших детях. Многие задаются вопросом, откуда такие плохие дети? Да от нас же самих. Из наших, нормальных на первый взгляд, школ. Если правила поведения не только знакомы учащимся, но и осознаны ими, то они превращаются в личностные качества школьников. Важным условием при этом является всё тот же принцип наглядности.

Поддержание в школе санитарно-гигиенической культуры и соблюдение образцового внутреннего порядка побуждает любого человека к соблюдению порядка в целом. Только в наших школах поддержание такого порядка ограничивается наличием сменной обуви у учащихся. Даже наличие носового платка в современной школе стало не обязательным. Взрослые как-то подзабыли, что не только чистота, но и уют, художественное оформление благоприятно влияют на учащихся.
Но, о каком уюте и благоприятном влиянии может идти речь, если в кабинетах, где дети проводят по 5-6 часов, в наличии только учительский стол, столы и стулья для учащихся (часто требующие ремонта и корректировки по росту учащихся), и четыре белых голых стены. Я опять возвращаюсь к наглядности. Куда всё подевалось? Ведь ребятам на много интереснее было бы заниматься той же географией, не просто слушая учителя, но и наблюдая по отдельным картам расположение изучаемых объектов, рассматривая образцы пород (как российских, региональных, так и местных).

Если говорить о цветах, то в наши годы на лето их все сносили в один кабинет, и девочки на летней трудовой практике поочерёдно ухаживали за ними. А сейчас? Цветов либо вообще нет в школе, либо их на лето раздают учащимся, даже не поинтересовавшись, будет ли у тех возможность сохранить их до осени. Ведь многие уезжают надолго в отпуска, а у многих цветы просто не живут в квартирах. Затем осенью в некоторых школах поступает «приказ» о том, что нужно принести всем по цветку. И опять забывают спросить, а есть ли вообще цветы в доме учащегося? Так не лучше ли оглянуться назад и ухаживать за своими растениями в стенах родной школы? Тем более, что многие садинки совсем не переносят перемены.
Ещё одним условием формирования нравственности у детей является обеспечение переживания радости успеха, благожелательного отношения учащихся к учителю. А это, в свою очередь, опирается на тактичное отношение как учителей между собой, так и учителя к учащимся. Здесь принцип наглядности переходит в принцип связи теории с практикой. И тут учителя забывают, что в ходе практических действий учащимися воспринимается и усваивается 80%, а в ходе прослушивания лишь 20% знаний.

Можно час подряд рассказывать о красоте русского языка, опираясь на прозу великих писателей и стихи великих поэтов. А затем перечеркнуть эту красоту одной фразой, грубо брошенной в адрес зашумевших на перемене школьников. (Реальный пример из личных наблюдений)

Соблюдение элементарных условий работы с детьми способствует формированию у учащихся потребности, как в соблюдении правил поведения, так и в желании и стремлении учиться, получая удовлетворение от результатов и от процесса обучения в целом.