Даль повыслала отрока вербного

Нина Богдан
      
          Природный дар поэта Есенина огромен, связь с малой родиной питала его поэзию, словно молоком. Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, и свою поэтическую родословную вел от Кольцова! Вот что писал о Поэте его учитель Клюев:
 
          Ждали хама, глупца непотребного,
          В спинжаке, с кулаками в арбуз, —
          Даль повыслала отрока вербного
          С голоском слаще девичьих бус.
 
          Отрок вербный - вот как называет Есенина великий русский Поэт Клюев.
Судьба поэта  Есенина, пожалуй, самая роковая страница в русской поэзии. Об этой судьбе столько написано литературы! Тома. Мне же хочется сказать несколько слов в защиту Есенина, как глубоко верующего в Бога человека, сказать коротко и ясно. И напомнить  некоторые его стихи о принадлежности к Небесному Гражданству. Есенин как пророк стоял у самого жерла революции, но верил ли он в неё? От сердца ли писал о ней?

Вот стихотворение "Баллада о 26-ти":

Коммунизм –
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.


И вот стихотворение:


Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
«Я пришел к вам, братья с миром — исцелить печаль забот".

     Что было в душе Поэта когда он писал такие разные  стихи? По стилю, по содержанию, по душевному строю, в конце концов – первые стихи политичны, вторые: божественны! Но думается мне, что первые стихи были написаны не душой…Умом. Настоящий Есенин это: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину!»
     Эти слова воспринимаются как молитвенный выдох человека, обретшего на земле свое счастье. И разве не счастье иметь, любить и уважать свою родину, ведь любовь к ней — это Божие служение, которое для каждого само по себе и для других, остается делом священным. Именно священным делом и Божиим служением можно назвать есенинскую поэзию пропитанную любовью к Родине, к России, которая по выражению Иоанна Кронштадтского есть подножие престола Божия.
      За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» — его братья по духу «соучастники-жертвы» революции.Феномен же Есенина состоит в том, что благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял два полюса: искаженного революцией русского сознания и православную память, между которыми, казалось бы нет ничего общего.
      В предреволюционное время его стихи читали и крестьяне и дворяне, Царица Александра Федоровна, Царевны и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, а после революции — большевистские вожди: Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Киров.
     «На любви к Есенину, — писал Г. Иванов, — сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец».
      Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она (Поэзия): «Есть Бог в святых мечтах Земли!" На мой взгляд у Есенина удивительные стихи - неповторимые, нежные, вечные...


           Инок
Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям;
Сухой кошель из хворостинок
Повешу за плечи к кудрям.
Хочу концы твои измерить,
Родная Русь, я по росе
И в счастье ближнего поверить
На взбороненной полосе.
Иду. В траве звенит мой посох,
В лицо махает шаль зари;
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
Глядя за кольца лычных прясел,
Одной лишь грезой мыслю я:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Трудом земного бытия.
С улыбкой радостного счастья
Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья,
Молясь на копны и стога.



"Шёл Господь пытать  людей в Любови."

 Шел Господь пытать людей в любови,
 Выходил он нищим на кулижку.
 Старый дед на пне сухом в дуброве
 Жамкал деснами зачерствелую пышку.

 Увидал дед нищего дорогой,
 На тропинке, с клюшкою железной,
 И подумал: «Вишь, какой убогой,—
 Знать, от голода качается, болезный».

 Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
 Видно, мол, сердца их не разбудишь...
 И сказал старик, протягивая руку:
 «На, пожуй... маленько крепче будешь».
                ( 1914 год)
          Душа.

Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Это стихотворение было написано в 1919 году.



   О, Матерь Божья!
О Матерь Божья, Спади звездой
на бездорожье, в овраг глухой.
Пролей, как масло, власа луны
в мужичьи ясли моей страны.
 
Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог, зарю на синь.
Окинь улыбкой мирскую весь.

И солнце зыбкой к кустам привесь.
И да взыграет в ней, славя день,
земного рая Святой младень.
( 1920 год)

Отвори мне, страж заоблачный,               
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.

Богу лишнего не надобно,
Конь мой – мощь моя и крепь.
Слышу я,как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман.

1917 г.

"Я странник убогий"

Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной.

На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.

Я странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.

Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.

‹1915›

             Глубоко грешный ( как и все мы!) в своей земной жизни Сергей Александрович Есенин, не устоявший в ней против окружавших его суетных соблазнов, вопреки их тлетворному влиянию сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил ее вместе с верой в "Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его»!