Алюминиевый жетон

Владимир Тунгусов
    Когда я начинал работать на авиационном заводе, на этом большом производстве трудилось много людей пожилого возраста. Они были разные,  рабочие с большим стажем, хорошие специалисты, и мелкие конторские служащие, присохшие на своих слезах к одному месту, которые совсем его не украшали. Как бы там ни было, дирекция решила отметить день пожилого человека.


   Всем работающим пенсионерам вручили алюминиевые жетоны, на которых были выгравированы слова благодарности за их труд. Мне не дали такого жетона, потому, что я работал на заводе всего два года, и меня мало кто знал, потому, что я не старался лесть в глаза. Такой жетон дали моему новому другу Василию Васильевичу, я подошёл посмотреть, что за награда?


   Простота алюминиевой кругляшки поразила меня, вся она была изготовлена на станке с программным управлением как максимум за две установки. Неточность этих установок можно было увидеть не вооружённым глазом, сразу стало ясно, делал молодой специалист, без очков, но с плохим зрением. Из своего родного города я привёз несколько медалей для награждения собак, сдавал металлолом, а у приёмщика эти медали лежали на столе.


    Медали для награждения собак, были литые, с покрытием под золото и смотрелись куда лучше заводских для своих пожилых работников, об этом я сказал своему сильно гордившемуся другу. Гордость его сразу куда-то улетучилась, а его товарищ, отозвав меня в сторонку, пожурил меня за такую прямолинейность. Вася человек из деревни, он гордится своими наградами, даже донорскими.


   Мне стало неудобно, я хотел извиниться перед другом, я не знал, что он почётный донор. Когда я  подошёл к нему он уже спрятал свой алюминиевый жетон, заметив, что у меня и такого нет. Тогда настала моя очередь обижаться, но у меня был свой не кровавый козырь. Дело в том, что моя сестра, почти заставила меня пойти, и оформиться как ветерана Томской области, за это ещё и деньги ежемесячно платили. Получив удостоверение, я сразу рванулся в двери, милая девушки, остановила меня, тут я снова испугался.


   Девушка вошла в какое-то подсобное  помещение, и вынесла, маленькую коробочку с настоящей бронзовой медалью. Я чуть не прослезился не хуже моего друга Василия. Вспомнил как в армии моим сверстникам, заранее давали юбилейные медали. Не всем конечно, а лишь тем, кто не заслужил, уважение, своих товарищей, но заслужил покровительство отцов командиров. Я же заслужил лютую ненависть, всего командного состава, своей прямотой и честностью, я бы сказал даже бесстрашием, потому, что действительно никого не боялся. Не для того я в армию пошёл, чтобы бояться, сержанта, старшину, взводного и ротного командиров, иногда они меня побаивались особенно замполит.


     Так потом было и на гражданке, с бригадирами, мастерами, начальниками и даже директорами. Этого легко добиться, надо быть хорошим специалистом и знать себе цену, иногда даже самому её устанавливать. Это конечно наглость, но наглость второе счастье, а что делать, если с первым счастьем мне не повезло. Я имею в виду жену, которой всегда не хватало денег, несмотря на то, что получал зарплату в полтора, а то и в два раза больше чем мои товарищи.


     Если бы получение медали зависело от моего начальства, я бы не получил даже алюминиевого жетона как мой друг Василий, а тут дали бронзовую красивую как на войне с лентами цветов флага Томской области. Когда я рассказывал об этом, обидевшему меня Василию, он не поверил и просил принести показать. Я долго  искал свою медаль, последний раз я прикалывал её на платьице внучке, нашедшей награду в каком-то ящике шифоньера, во время какого-то праздника.


   Кое-как нашёл и принёс на работу, без коробочки, но с удостоверением ветерана, подметив, что я заслуженный ветеран. Мой друг Василий долго искал надпись, - «заслуженный», такой надписи не было, и быть не могло, это я специально «ляпнул», для смягчения удивления. В этот самый момент к нам подошли ответственные работники цеха,  и стали извиняться передо мной за то, что они забыли вручить мне алюминиевый жетон, потому, что не знали где найти работника с такой незнакомой фамилией.


   Надо было видеть, моего друга Василия, его ликование, по случаю того, что и мне как собаке, тоже вручили алюминиевый жетон.