Иностранец из Ливерпуля

Анатолий Заюков
               Иностранец из Ливерпуля


                Водевиль


                Действующие лица


Ледия Антиповна Островерхова-Непролазная, вдова, действующая на всех фронтах

Людмила Оскаровна Серебрякова, сваха из любопытсва

Антон, брат Людмилы Оскаровны Серебряковой; мужчина тридцати лет незавидного образования, ожидающий благ для себя; он же иностранец из Ливерпуля


                Действие первое


                Сцена первая


      Небогато обставленная гостиная. Людмила Оскаровна Серебрякова разговаривает по смартфону.


   Людмила Оскаровна. Что ты говоришь?! Он прямо так и сказал?.. Тогда пора ему вызывать санитаров!.. Ну и ну! А ещё адмирал флота, пускай и в отставке. Ну и ну… А ты как? Чем ему ответила?.. Ты ему вот что скажи: настоящие адмиралы так не поступают, для них жена – символ чести! Не переживай… не переживай – что-нибудь придумаем… Тебе нужно иностранца подыскать, ты об этом как-то говорила. Да, да… они воспитаннее и их куда проще запихать под каблук... Есть один у меня на примете. Он не богат… Состояния своего у тебя хватает…  Баба ты ещё в теле и из себя хороша, с такой ему не стыдно в обществе показаться… Нет, нет!.. не переживай. Как говорят иностранцы, коль заговорили об иностранце, всё получится – окей! Мужчина он в расцвете лет, кажется, из Ливерпуля… Ливерпуль где? Я и сама не знаю… где-то там… если не ошибаюсь, в Голландии… В Англии? Ну, не важно… важно, что иностранец, о котором ты и не мечтала!.. Не обращайся больше ни к каким свахам: я и не таких женихов обламывала. У меня и фамилия Серебрякова. Да… да… Об этом сообщу попозже. Целую. (Кладёт трубку в карман халата.)   

 
                Сцена вторая


      Эта же гостиная. Антон в гостях у сестры, Людмилы Оскаровны Серебряковой.


    Людмила Оскаровна (пристально разглядывает брата). Ты ходишь в неженатых уже сколько?.. Я приглядела тебе состоятельную невесту. Она гораздо старше тебя, но суть не в ней самой!.. Чего глядишь?.. Тебе уже тридцать. Детей она рожать не в состоянии была. С детьми пока потерпишь!.. Приравнивает себя к звёздам. Сейчас модно облетевшим звёздам содержать молодых мужей… Я заставлю её в брачном договоре указать, чтобы в случае её смерти всё имущество, ценности и деньги достались тебе. Капитал у неё предостаточный! Покойный её муж был большим чиновником во внешторге, часто бывал за границей, но её с собой не брал. В былые времена с этим было строго. Мало ли что?.. Но знает, где находится Ливерпуль!..          
   Антон. Причём здесь Ливерпуль? 
   Людмила Оскаровна. За этим и позвала, а не по телефону. За границей-то не была, оттого захотелось не только побывать, но и стать женой иностранца. Я ей и ляпнула, что ты из Ливерпуля… Ты сам-то знаешь, где Ливерпуль?.. Чего молчишь?..
   Антон. Там где-то…
   Людмила Оскаровна. «Там где-то!..» Чему в школе тебя учили?!.. В Англии!.. В интернете погляди всё о Ливерпуле… Зовут её Ледией Антиповной, фамилия Островерхова-Непролазная, а ты называй её – Леди. От такого имени любая бугром забредит!.. Не ляпни, что ты мне брат! Не вздумай на колено водрузить башмак, так ведут себя американцы. Англичане – народ культурный.
   Антон. Я не знаю английского!..
   Людмила Оскаровна. Ты и в школе не знал его… А она и на русском пишет с ошибками, всю жизнь просидела дома, антиквариат проохраняла. Я и этим займусь… Была у неё в качестве свахи – Айвазовский на стене висит… Теперь Рубенсом бредит.
   Антон. Айвазовский – подлинник?..
   Людмила Оскаровна. Говорит, что подлинник. Она и иностранца желает заполучить в подлиннике, только в этот раз не антикварного. На этом мы её и поймаем!.. Я сотворю из неё звезду – мега по содержанию…


                Сцена третья


      В богато обставленной гостиной на кушетке сидит Ледия Антиповна Островерхова-Непролазная, размышляет вслух.


   Ледия Антиповна. Какую же мне фамилию теперь взять? Я и не удосужилась, какая у него. Если уж стать англичанкой, то идти надо до конца! Фамилии у англичан звучные: Конан Дойль, Герберт Уэлс, Шекспир, наконец… звать как – не помню… Ну да бог, как говорится, с фамилией!.. Это надо мне по интернету пробить до его визита ко мне… Оскаровна советует в английский не соваться, могу разочаровать. Говорит, что русским он владеет без акцента – работает в английском посольстве. И у него есть возможность подарить Рубенса. Конечно же, над этим поработала моя, как она называет себя, сваха из любопытства. Бог не выдаст – свинья не съест… Разберусь!.. И всё-таки, оставить фамилию  прежнюю… или лучше будет – Островерхова-Непролазная и какая-нибудь там Уэлс?.. Я сама ему назначу встречу в ресторане «Алые паруса», в том есть смысл.


                Сцена четвёртая


      Антон на своей кухне. Пьёт кофе. Во всём видна холостяцкая жизнь. 


   Антон (сам с собой). Хм!.. Додумалась же сестра вылепить из меня англичанина. Куда же я положил затрепанный разговорник?.. Случайно купил у бомжа и не подумал, что может пригодиться… Рубенсом бомжи не торгуют… Где и на какие шиши она его возьмёт?.. Но это её проблема… Кончается кофе. (Разглядывает банку с кофе на свету.) Эта проблема уже моя. Да и пижама! (Осматривает на себе пижаму, нюхает под мышками, морщится.) Люська на следующей неделе  назначила встречу, отвезу постирать рубашку, заодно пижаму и прихвачу у неё лишнюю банку кофе.


                Сцена пятая


      Антон в гостях у сестры, Людмилы Оскаровны Серебряковой.


   Людмила Оскаровна. Что у тебя тут? (Вынимает из сумки брата пижаму и рубашку.)
   Антон. Привёз стирать.
   Людмила Оскаровна. (Открывает платяной шкаф.) Я тебе настирала уже на месяц вперёд. (Вынимает из шкафа вещи Антона.) Организую встречу с Ледией Антиповной, ты переоденься во всё свежее. Она дотошливая во всём!.. Для начала её пригласи в приличное кафе. Иностранцы – народ в деньгах аккуратный, особенно англичане… Закажешь по чашке кофе со сливками, его она любит, и по пирожному. Но перед тем французского шампанского не забудь. Она от него в восторге… Не забудь про цветы. Денег я тебе дам. В кафе вас привезёт и отвезёт мой старый знакомый. Он когда-то работал водителем в кремлёвском гараже, хорошо знает, как и что в таких случаях нужно… Ледия Антиповна – авантюрная женщина. У неё свой лексус… может сама приехать на встречу. О дате и времени я тебе позвоню… Да, в прошлый раз у меня вылетела вилка из рук, и я подумала, не забыть тебе сказать: нож держи в правой руке, вилку в левой и о салфетках не забывай… Одним словом, готовься ко всему – дама она… Сам разберёшься… С Рубенсом я разобралась: один антиквар обещал помочь.


                Сцена шестая


      Людмила Оскаровна Серебрякова в гостях у Ледии Антиповны Островерховой-Непролазной, сидит в старинном кресле. Гостиная выглядит, как антикварная лавка в том же Ливерпуле. На переднем плане картина Айвазовского, на которой в объятиях пучины тонущий корабль  на фоне скал.    


   Людмила Оскаровна. В прошлый раз я так и не спросила название этой картины. (Кивает на картину.)
   Ледия Антиповна. Это этюд к картине. К какой?.. Никто не знает, над какой работал маэстро. Но этюд хорош сам по себе!.. Находишь?..
   Людмила Оскаровна. Впечатляет!.. У каждого своя судьба… И на этом тонущем корабле… Так было и так будет. (Подходит к картине. Внимательно рассматривает.) Видно, что он… трещин много на холсте. (Возвращается в кресло.)   
   Ледия Антиповна. Такие трещины называются кракелюрами, они неизбежны, как для нас в старости морщины.   
   Людмила Оскаровна. Ну, нам с вами до кракелюров ещё далеко!.. панихиды заказывать ещё рано… Теперь о главном. С англичанином я договорилась. Встреча произойдёт… (Выразительно глядит на Ледию Антиповну.) Сама-то не передумала?.. 
   Ледия Антиповна (закатив глаза). Передумывать в таком возрасте, особенно нам, женщинам… очутишься на таком корабле. (Кивает на картину.) А хочется – чтобы всегда под ним было семь футов и был с непростыми парусами!..   
   Людмила Оскаровна. Тогда стань с ним понежнее – в тебе опыт, а он иностранец. Я позвоню, как только созвонюсь с ним ещё раз. И тогда вас познакомлю воочию.

      Целуются в щёки. Людмила Оскаровна уходит.

               
                Действие второе

 
                Сцена седьмая


      Ресторан «Алые паруса». Ледия Антиповна Островерхова-Непролазная и Антон сидят за столиком. За соседними столиками сидят другие посетители.


   Официант (раскрывая перед Антоном меню) Прошу. (Улыбается, уходит.)

      Антон берёт меню, пробегает глазами, подаёт его Ледии Антиповне.

   Антон. Что, дорогая, желаешь?
   Ледия Антиповна (смотря в меню). Тут всего столько!.. (Глядит на Антона выразительно, возвращает меню ему.)

      Официант возвращается, весь в ожидании.

   Антон (глазами пробегая по меню). Шампанское «Клико»… два бекона… кофе два… со сливками, два пирожных: «картошка» и «бисквит»!.. Да, чуть не забыл!.. Поставьте этот букет в вазу. (Показывает на фиалки, лежащие рядом с Ледией Антиповной.)
   Ледия Антиповна. Мне только не бекон!.. Я лучше это. (Показывает на вазу с фруктами.)

      Официант удаляется, приносит на подносе и ставит на столик шампанское, бокалы под него, блюдо с беконом и хлебницу. Вновь удаляется, приносит вазу для цветов, опускает в неё букет фиалок для Ледии Антиповны. Желает приятного аппетита, уходит.

   Ледия Антиповна. У вас что… там… к шампанскому подают бекон?

      Антон протягивает бокал с шампанским к поднятому бокалу Ледии Антиповны, касается его; бокалы мелким звоном издают мелодию.

   Антон. Мы, англичане, со своими традициями… Никто их так не чтит, как мы!
   Ледия Антиповна. О да! Совсем не пришло в голову: ваши английские манеры и привязанность к своим традициям сыскали уважение во всём мире… Лично я поклонница Туманного Альбиона… Вы мне кого-то напоминаете… Но кого, не могу вспомнить… но кого-то… И имя у вас совсем-таки русское… Кстати, как к вам обращаться: на «вы»?.. Или как у нас в России принято – на «ты»?
   Антон. В Англии тоже обращаются на «ты»: «ю». (Закусывает шампанское беконом.) Бабушка моя русская, когда-то вышла замуж за англичанина.
   Ледия Антиповна (многозначительно кивает). То-то на русском говоришь – как русский… Значит – на «ты». Проще будет. А фамилия – не секрет?
   Антон. Не секрет. Уэлс.
   Ледия Антиповна (изумлённо). В сказке не придумаешь!

      Официант приносит и подаёт кофе и пирожные. (Из ниоткуда звучит музыка «Битлз».

   Антон. Наши ребята из Ливерпуля. (Показывает пальцем в сторону, откуда звучит музыка.) Может ещё что-то заказать?.. А вон и мой водитель из посольства. (Замечает в проходе зала человека.)
   Человек (обращаясь к Антону). Сэр… я прибыл доставить вас.
   Антон. Возвращайся в посольство. Я прибуду позже самостоятельно.

      Человек исчезает.

   Ледия Антиповна. Он почему-то обратился по-русски?.. Мог бы в моём присутствии и по-английски.
   Антон. Этикет не позволяет при даме… Мы же англичане!
   Ледия Антиповна. Я отвезу тебя, Антоша, на своей машине.

      Антон кивает официанту, вынимает из кармана чековую книжку.

   Антон (спохватываясь). Совсем забыл, в какой нахожусь стране.

Прячет книжку обратно, из портмоне вынимает российские деньги, небрежно кладёт на край столика. Поднимается. Вынимает из вазы букет, берёт Ледию Антиповну за руку, дабы помочь подняться ей. Покидают ресторан.


             Сцена восьмая


      Антон в гостях у Ледии Антиповны Островерховой-Непролазной. В этот раз он ей преподнёс роскошные гладиолусы.


   Ледия Антиповна. Сними хотя бы пиджак, мой котик пушистенький, и потерпи чуть-чуть… Я наскоро приготовлю что-нибудь… по-нашему, по-русски!.. Это ничего, что я в халате? (Не дожидается ответа, скрывается в дверном проёме напротив. Появляется вновь. Подкатывает сервировочную тележку.) Прошу к столу!.. Начнём с водки?.. Русские склонны к водке – она убедительнее. К ней сёмга, колбаса… «российский эксклюзив», вот бифштекс с картошечкой и лучком, салат из крабовых палочек с майонезом. Шампанское не ставлю: меня от прошлого до сих пор раздувает, хотя я от него без ума… Твои гладиолусы не уместились, их я поставлю вот сюда. (Ставит гладиолусы в вазе на антикварный столик.) Фиалки были тоже хороши: ещё сутки продержались. (Наблюдает, как пристально рассматривает картину Айвазовского Антон). Вы, англичане, народ европейской культуры. Насколько обходительным был твой водитель у ворот вашего посольства и как уважительно разглядывал мой лексус. Твою машину, как я поняла, он уже поставил на территории посольства… У вас в Ливерпуле художественные музеи, наверное, ломятся от мировых шедевров… Что-то я не о том!.. Чтобы было о чём, сначала надо выпить и хорошенько закусить. Это уже по-нашему – Европа тут не причём!

      Пьют водку. Ледия Антиповна тянется к сёмге, Антон отправляет в рот ливерную колбасу.
 

                Сцена девятая


      Людмила Оскаровна Серебрякова в гостях у Антона.


   Людмила Оскаровна. Рассказывай всё до мелочей, как встретила…
   Антон. Встретила по-русски.
  Людмила Оскаровна. Не тяни!.. Что на столе было?
   Антон. Обычно… как у всех: бифштекс с жареной картошкой, сёмга, ливерная колбаса, крабовые палочки с майонезом.
   Людмила Оскаровна. Пили чего?..
   Антон. По закуске можно понять – водку.
   Людмила Оскаровна. Другой колбасы не было?
   Антон. Нет. Ливерную назвала эксклюзивом.
   Людмила Оскаровна. Ты ел!..
   Антон. Начал с неё.
   Людмила Оскаровна. Точно без мозгов!.. А ей я устрою самый настоящий эксклюзив!.. Да, Айвазовского видел?
   Антон. Видел… подлинник.
   Людмила Оскаровна. Как определил?
   Антон. Подлинник… Весь в трещинах!..
   Людмила Оскаровна. Не в трещинах, а в кракелюрах… пора бы и это знать!.. Теперь самое главное… мы люди взрослые… только честно… Переспали?
   Антон. Ради этого всё и делалось!..
   Людмила Оскаровна. Об остальном не спрашиваю!


                Сцена десятая


      Антон в гостиной Людмилы Оскаровны.


   Людмила Оскаровна. Позвала тебя по поводу Рубенса. Смотри. (Показывает картину.) Называется «Дама в соломенной шляпе».
   Антон (разглядывает картину.) На аукционе такая стоит бешеных денег.
   Людмила Оскаровна. О таком и речи не ведёт никто!.. Это этюд. А этюдов у Рубенса множество. Можно купить за бесценок у нас на Арбате. Мне его нарисовал художник с Измайловского парка… Тютя – это его псевдоним. Кстати, взял недорого. Кракелюры чего стоят!.. И формат маленький, сразу видно, что не сама картина. Отправимся с ним на очередную встречу с Ледией, скажешь: по роду обязанностей летал в Лондон, там и приобрёл… Не растеряешься?.. Не дашь маху?.. Будь уверен во всём! 
   Антон. На даме шляпа скорее из фетра.
   Людмила Оскаровна. Это целая история. Прочтёшь в интернете. Итак, с богом!..
 

                Сцена одиннадцатая


      В гостях у Ледии Антиповны Островерховой-Непролазной. Сватовство Антона.


   Людмила Оскаровна. Мы к вам, Леди, как и обещала!

      Ледия Антиповна нарядная приглашает гостей пройти в гостиную. У Антона в одной руке букет хризантем, в другой - пакет, из которого высовывается бутылка с шампанским. И Людмила Оскаровна с картиной, обёрнутой в тряпицу.
   
   Ледия Антиповна. Желанным гостям всегда рада. Какая прелесть хризантемы (Принимает из рук Антона букет.) Но алые розы – с детства нет слов! (Закатывает глаза.) Что у вас тут ещё? (Кладёт цветы на ближайшее кресло, берёт из рук Антона пакет.) О боже, у меня полон холодильник всего!.. А это что?.. (Показывает на свёрток в руках Людмилы Оскаровны.)

   Людмила Оскаровна разворачивает тряпицу, в ней Ледия Антиповна обнаруживает картину.

   Ледия Антиповна. Ба-а!.. Это же какой-то шедевр!.. (Углублённо разглядывает.)
   Людмила Оскаровна. Рубенс!.. Настоящий! Этюд… потому размером такой. Дама уж очень походит на тебя!.. Жених постарался: нашёл причину слетать в Лондон на аукцион.
   Ледия Антиповна. Вижу, что настоящий. А про подарки, что и откуда, не принято спрашивать.
   Людмила Оскаровна (обращаясь к жениху и невесте). Теперь перейдём к главному. Надеюсь, ваша встреча состоялась?.. Познакомились поближе?
   Ледия Антиповна. Антон мне подходит… Как он?..
   Людмила Оскаровна. Антон, вы чего молчите?.. У нас в России, когда касается откровений, всё как на духу!
   Антон. Я согласен.
   Людмила Оскаровна (изумлённо). Чего – согласен?..
   Антон. Жениться… или Леди выйти замуж…
   Людмила Оскаровна. Сразу видно иностранца!
   Антон. Предлагаю Леди руку и сердце…
   Людмила Оскаровна. Это уже по-нашему - по-русски! Тогда поцелуйтесь… чтобы я видела, что моя цель достигнута.

      Невеста и жених целуются.


                Сцена двенадцатая


      Дворец бракосочетания.  Невеста Ледия Антиповна Островерхова-Непролазная в подвенечном платье с шикарным букетом  алых роз, подаренных  женихом. Сам жених Антон. Сваха Людмила Оскаровна Серебрякова. Свидетели с той и другой стороны. Звучит марш Мендельсона. Жениха и невесту объявляют мужем и женой, с венчальными кольцами на пальцах Антон и Ледия Антиповна целуются. Их поздравляют.   


   Людмила Оскаровна (обращаясь к Ледии Антиповне). Мной ты довольна, дорогая родственница? Только теперь ты узнала, кто твой жених!
   Ледия Антиповна (улыбаясь). Ну уж «теперь»!.. Я об этом раньше знала.
   Людмила Оскаровна (удивлённо). Раньше?!.. И каким же образом?..
   Ледия Антиповна. Во-первых, Антоша походит на тебя. Во-вторых, он иностранец не из Ливерпуля, а из Ливермана, это было видно, как он любит ливерную колбасу. В-третьих, этюд Рубенса – творение Тюти с Измайловского парка. Мой Айвазовский родом оттуда же.
   Людмила Оскаровна. Тогда как же ты согласилась на такое?
   Ледия Антиповна. Я ждала принца под алыми парусами и дождалась – вот он и они! (Припадает к розам и Антону.)
   Людмила Оскаровна. А если «Алые паруса», как у Айвазовского, пойдут на дно?
   Ледия Антиповна. На дно пойдут и амфоры с золотыми монетами.

      Людмила Оскаровна изумлённо разводит руками.


                Занавес


10 час. 15 мин. 26.09.2018 г., дача, р. Волга