Смерть Христова, сущность и существование

Константин Матаков
                ***               

Как ужасающи картины Ренессанса! А когда они изображают мертвого Христа, величие ужаса преодолевает любые границы, положенные человеческим разумом и чувствами. И глядя сейчас на картину Монтаньяны, написанную в 1480, я чувствую, что чувства перестают быть чувствами; сознание прекращает быть сознанием, и становится сознанием Смерти, жизнь не может быть жизнью, а существует лишь расставание с жизнью на Голгофе. Очи Иисусовы закрыты, но самое ужасное то, что они закрыты не полностью, и я даже не уверен, - полностью или нет. В этом и состоит самый большой ужас. Потому что если священные очи всеведущего Владыки закрыты не полностью, то я могу смотреть в эту тьму, в эту бездну, в этот провал ничто, по сравнению с которым тьма и бездна в начале творения будут невыносимо слепящим светом. Я могу смотреть, и спрашивать себя: а вдруг там ничего нет? Нет Бога, нет воплощения в человеке, непорочного зачатия, насыщения голодных, воскрешения мертвых и сияния на горе перед апостолами? Да понимаете ли вы, что самый жестокий атеизм перед лицом этих полузакрытых век есть самая неистовая и фанатичная вера в Бога? И если вы проникли в эту ночь, в эту бесконечную щель и бездонный колодец, то уже не выйдете никогда; но вам надо быть там, где отсутствие Бога нельзя стерпеть и мгновения, надо погрузиться в Его уста, разомкнутые в момент гибели. Господи, устне мое отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою: и эти мертвые уста Иисуса, посреди которых зияет чернота, хвалят Бога так, как еще не слышали и ангелы с момента начала мира; и теперь ты проникаешь в эту черноту, ощущаешь эту застылость мертвого Божьего Тела, разорвавшееся сердце Создателя вселенной, никуда не движущуюся искупительную Кровь, которая уже свернулась листом Мебиуса, ибо Умерший – Бог и Человек, две субстанции в одной Личности. Потоотделение сохраняется и в случае смерти; и выходя из уст Христовых, ничего не вдыхающих и не выдыхающих, ощущай, душа, этот пот, пролитый ради тебя еще в Гефсимании, когда он был похож на капли крови; и пусть холод этого пота поглотит тебя до самых глубин; и взирая на Мать, обнимающую тело Усопшего Сына, представь, как Иисус говорил ей, встретив Богородицу во время несения Креста: Мати, Мати, Моя душа скоро покинет Меня и не покинет; она станет адом, и ад станет душою Моею; Я стал человеком, чтобы идти от несуществования к Существованию; Я, Сущность, которая не может не существовать, родился сущностью, которая может не существовать; и по Своей воле стал Тем, кто не может не умереть, не может существовать, будучи Сущим и Словом, Которое было в начале. Я, необходимо Сущий, стал возможным сущим, которое когда-то не существовало, и потом перестанет существовать;  и в то же время эта сущность будет существовать и в Смерти, ибо Моя плоть, закланная от создания мира, и Моя душа, которой предстоит спуститься в преисподнюю, и Моя Кровь, что превратится из текущей в возлежащую, - останутся человеческими все времена божественного унижения. О, мука существования к несуществованию! И, однако, Я призван пройти через самое совершенное несуществование в мире, чтобы Моя сущность, связанная с существованием лишь по возможности, стала существованием по необходимости, ибо божественная воля не может сделать воскресшую Плоть несуществующей, - не по принуждению, а по любви; Я, Существующий, и Само Существование, не должен существовать в Смерти; и это для того, чтобы Моя сущность, которой не было, существовала, и прекратила быть, не прекращая существовать, - совпала с Моим человеческим существованием по промыслу Божьему; это и есть Воскресение, Мати Моя Всечистая; когда причины тождественны следствиям, и тьма стала светом; Моя человеческая сущность не может существовать в силу себя самой; но поскольку она Моя сущность, - когда воскресну, - она не может не существовать.
 ..И ощущая всепроникающий мрак приотворенных уст и очей Скончавшегося Господа, - безумный разум, бессердечное сердце, душа, вышедшая из себя самой, и тело, расторгнувшее связи с телом, - чувствуй только Существующего как Несушествующего и Несуществующего как Существующего; знай только Того Сущего, Чьи  Кровь и Плоть не существуют как те Кровь и Плоть, что вкушали апостолы на Вечере; и это существование было совлечено на Кресте как одежды Иисуса; но знай и Того Сущего, Чьи Плоть и Кровь обрели существование которое не может не быть существованием, и этот Воскресший Господь всегда в твоей Церкви. Аминь.