Автоинспектор Дорожкин

Николай Прокофьевич Скуратов
    Автоинспектор Дорожкин.

  Ну, кто же из водителей не встречал его?  Это он поджидает вас в кустах с радаром или терпеливо ждёт, когда подставитесь. Следит за порядком… – это вы бросьте… Редко бывает такое. А, как на самом деле? Смотрите.
  В конце прошлого века проводилась капитальная реконструкция трассы «Дон» – старой Каширки. По ней часто приходилось ездить к родителям в Липецкую область. Старые участки дороги оставались узкими, изобиловали зигзагами, крутыми подъёмами и головокружительными спусками, были густо напичканы запрещающими знаками.
  Скажите, кто из водителей ненароком не попадал в такую ситуацию? Догоняешь бесконечную колонну и начинаешь искать возможность для обгона. На встречной полосе появляется хорошо просматриваемое окно на участке с изгибом дороги влево. При этом знаки на правой полосе закрыты большегрузами. Совершаешь обгон, и сразу же попадаешь в лапы гаишнику. Приехали. Инспектор Дорожкин предъявляет вам нарушение правил под знаком, запрещающим обгон, да ещё наглым образом – прямо у него на глазах. На ваши заверения, что знака нет, он показывает его оборотную сторону, в пределах прямой видимости, и советует вернуться назад, и убедиться лично. В итоге делает вам просечку в талоне предупреждений. В такой ситуации чувствуешь себя полным идиотом. Разве это забота о безопасности движения? Если хочешь навести порядок на этом опасном извилистом участке – поставь дублирующий знак на левую сторону дороги! По правилам того времени каждая просечка аннулировалась через год, поэтому едва успевала утратиться первая, тут же появлялась новая. Никак не мог избавиться от двух действующих дырок, постоянно ездил на грани фола, вплоть до отмены этого дурацкого закона, в итоге мой талон стал похожим на дуршлаг. Его прошивали с каждым разом всё охотней, как злостному нарушителю, а с появлением третьей действующей дырки, полагалось отбирать права. Наконец, выучил все знаки четырёхсоткилометровой трассы наизусть и запомнил вероятные места засад, поэтому всё-таки «прав» не лишился.
  Обозначу другой фактор – мигание светом фар, для предупреждения встречных водителей о коварной милицейской засаде. Меня однажды наказали и за это, как за нарушение правил пользования световыми приборами. Дорожкин объяснил, что дальний свет фар я имею право включать только в тёмное время суток. Не поспоришь. Уважаемый Дорожкин, если хочешь, чтобы на твоём участке был порядок, садись в автомобиль без спецсигналов и ведомственной окраски, езди по трассе туда-сюда и моргай фарами. Все лихачи станут ангелами – как всё просто! Все мигальщики – это бескорыстные помощники ГАИ. За чем же их штрафовать? Они же гасят пыл нарушителей на опасных участках. Однако мешают собирать дань.

   Доски.

   Во времена Перестройки разнообразные деревянные щиты и доски валялись по городу повсеместно. Я их собирал и накапливал в гараже. Когда набирался полный легковой прицеп, утаскивал в деревню, а потом даром мастерил ульи.
  Маршрут пролегал через три области, а самыми противными в народе справедливо слыли сотрудники тульской ГАИ. Редкий случай, чтобы не остановили, просто так, якобы для проверки документов, и начинали придираться. Всегда проверяли ручник, который был самым слабым механизмом «Москвича – 2140». Его приходилось регулировать часто, а работоспособности едва хватало на одну поездку до тысячи километров.
  Дорожкин заметил мой автопоезд издали, и занял выжидательную позицию, предвкушая благодатную встречу с торговцем ходовым товаром. Снял радаром со встречной полосы скорость 87 км в час с другого автомобиля, и предъявил мне, как моё превышение положенного предела до 70 км. Я растерялся от такой наглости и заявил:
  – Командир, я не могу ехать больше 60-ти. Прицеп загружен, и на скорости начинает мотаться. Сядь, попробуй, разгонись, если не улетишь в канаву, я заплачу тебе штраф!
  Дорожкин просмотрел мои документы и спросил:
  – Что везёте?
  – Доски.
  Задумался, и после минутной паузы с недоумением переспросил:
  – Что? Что?
  – Доски.
  Тут он встал в долгий ступор и никак не мог вспомнить значение слова «доски», не входившего в его служебный лексикон, в котором значились ключевые слова: конфеты, апельсины, водка… Мучительно поразмышляв пару минут, мародёр вспомнил родную речь и выдохнул:
  – А, зачем?
  – Старые доски, бывшие в употреблении. В деревне пригодятся.
  – Посмотрим…
  Зашли с заднего борта. Я поднял тент. Дорожкин взглянул, и сразу как-то весь обмяк, будто сдулся – перед ним стоял самый нищий из собирателей хлама, да ещё и самый глупый. Не скрывая досады, вернул документы, и я продолжил путь.

  «Брат» генерального.

  Теперь расскажу, как однажды субботним утром повстречал самого пунктуального из Дорожкиных в нашей столице.
  Я занимался извозом, и у метро Сокол подхватил молодого человека, спешившего в ЗАГС на свадьбу своих друзей. Пока ехали по Ленинградке, он пожаловался на плохой выбор цветов в палатке возле дома, и попросил остановиться на площади Маяковского, где имелся хороший цветочный магазин. Въехали на Тверскую. Пассажир показал место парковки прямо под запрещающим знаком. Притормозил и объяснил ему, что нарвёмся на штраф:
  – Видишь гаишника в стакане под памятником Маяковскому? Скучает. Уже к нам примерился.
  – Да, ладно… Может, пронесёт… Встань одним бортом на тротуар. Я быстро. В случае чего, оплачу штраф.
  Известно, цветы быстро не покупаются. Прошло минут двадцать. Из-за угла со стороны Садового кольца с огромным букетом в руке показался мой пассажир. Опытный сержант легко спрогнозировал стандартную в этом месте ситуацию и подошёл вместе с ним. Отдал честь, представился. Молодой человек попытался объясниться и оправдаться. В ответ сержант Дорожкин бросил ему реплику:
  – Отойдите в сторону! Я разговариваю с водителем.
  Внимательно просмотрел документы и заявил:
  – Не хорошо! С такой знаменитой фамилией, а нарушаете… Не родственник ли?
  В те дни в стране разгорался банный скандал Юрия Скуратова. Государственная Дума не давала снять его с поста, а Ельцин упрямо настаивал и заявлял, что Генеральному прокурору никак нельзя развлекаться в «термах с гетерами»! Всем можно, а вот ему – нельзя!
  Я быстро нашёлся с ответом:
  – Знаешь, сержант, мы с двоюродным братом всю Тверскую держим. Крышуем здешних проституток.
  Дорожкин пристально на меня посмотрел, издал какой-то странный звук: толи хмыкнул, толи крякнул и промямлил:
  – Негоже… такому человеку…
  В итоге юмор он не оценил. Предпочёл взять штраф, зря, что ли пас меня так долго? Выписал квитанцию.

  Добрый дядька.

  Столько лет уже за рулём. С трудом вспоминаю разные ситуации, но отлично помню эту, в которой добрый дядька гаишник простил моё нарушение – простил единственный раз в жизни.
  Шёл переломный 1992-й год нашей истории. В тот день загрузил я в автомобиль разные пожитки и отправился в отпуск в родную деревню. Выехал на Каширку, пристроился в хвост потоку, и лихо выкатился из тоннеля к Московскому аэроклубу. А прямо под самолётом стоял капитан Иванов, показавший жезлом в сторону обочины. Все гнали под девяносто, а снял он меня одного, аутсайдера. В ответ на моё недоумение, посоветовал не кивать на прочих нарушителей, а отвечать за свои действия. Прочитал документы, с любопытством рассмотрел хламовые вещи в салоне и объявил сумму штрафа, превысившую мою зарплату в полтора раза. Я лишался всех денег, поэтому едва не упал в обморок, и впервые в жизни стал унижаться и просить о помиловании. Назвал ему, должность и размер оклада.
  Инспектор усомнился:
  – Врёшь! Таких окладов не бывает!
  – Могу дать телефон. Позвони в Курчатник на мою работу.
  Усатый капитан, немного подумав, протянул мои документы:
  – На! Езжай отсюда на …, – И послал меня так далеко, откуда всю оставшуюся жизнь не могу вернуться.
  Я – нищий! Меня простил гаишник! Большего наказания, чем это унижение, в жизни не получал. Когда пришёл в себя, стал размышлять над своей бедностью и думать, как и где заработать хотя бы на сносное существование?
  После отпуска, можно сказать, с лёгкой руки капитана Иванова поехал на заработки на этом же зелёном «Москвиче». Началась моя таксистская повесть.
  Как тесен наш мир, как мала Москва! Через некоторое время моими таксистскими услугами воспользовался лейтенант ГАИ. Просто подъехал со службы домой. Я рассказал о том случае с добрым гаишником. Он задал серию дополнительных вопросов:
  – Капитан? Где стоял? Усатый?
  Получив подтверждение, заявил:
  – Всё сходится. Это мой родной дядя, капитан Иванов.
  – Очень рад! Не возьму с тебя оплаты. А усатому дядьке передай от меня привет! Возможно, он вспомнит тот случай.
Николай СКУРАТОВ.