Пуля Золотого пера

Серафим Григорьев -3
   11 декабря 1994 года президент и Верховный главнокомандующий Борис Ельцин подписал указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики.
   «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить» - эти слова Бориса Ельцина надолго забыли. В Чеченской республике началась бойня. Москва вынуждена была вводить в действие Вооруженные силы. Которые, как оказалось, практически не готовы к «малой войне».
   Ожидалось, что чеченцы с радостью встретят российскую армию. На заседании Совета безопасности 29 ноября министр по делам национальностей Николай Егоров заявил, что 70 % чеченцев поддержат ввод войск и будут посыпать российским солдатам дорогу мукой, а остальные 30 % отнесутся нейтрально
В действительности, все оказалось наоборот.
   Наша съемочная группа «ВОЕН – ТВ» была срочно сформирована только из, как казалось, «крутых офицеров» - одни майоры, плюс  капитан III ранга, Дмитрий Бикетов.
   Перелет до N-ского аэродрома.
   - Проглотим? – смеется Дмитрий в самолете. – Колеса в воздухе.
Майор N брезгливо морщится.
   - Дмитрий, вы же у нас в группе – оператор. Поэтому, будьте добры держать себя по-офицерски, – начинает читать нотации майор.
   - Это как? – смеется Бикетов. И глотает очередную порцию спирта «ROYL». На флоте «Шило» - спирт – привычное дело.
   Дима отворачивается и говорит майору М, который летит в группе в качестве видеоинженера: - С а л а г а.
   Однако «Салага» думает иначе, считая себя крутым военным журналистом и будущим начальником ЦТРС…
   - Товарищ капитан третьего ранга, – повышает голос майор N.
   Группа попадает на борт БТР, который в составе «Чеченской» бронеколонны, направляется наводить «Конституционный порядок» в мятежной республике. Были в колонне и коллеги – журналисты разных изданий. Среди всех выделялся полковник из газеты «Красная звезда» - В, он имел неофициальный титул «Золотое перо» Вооруженных сил. Писал он классно, остро и образно.
   Дорогу войскам преграждает толпа мирных жителей Ингушетии, через которую рвалась в Грозный российская бригада. Казалось, вот-вот начнется стрельба. Но с великим трудом командир бригады договаривается с мирными жителями, и ингуши пропускают танки и БМП дальше - «Дорогой в ад». Вырвавшись из ингушской ловушки, бронеколонна останавливается в чистом поле, чтобы подтянуть «хвосты». Можно и перекурить.
   - На Грозный, – радостно вскрикивает полковник В.
   Полковник «Красной звезды» выходит из БМП, чтобы оправиться. И сладостно затягивается сигаретой. Как он это могут допустить? До сих пор никто не может осмыслить его роковой просчет. В кромешной тьме огонек его сигареты служит прекрасной точкой для точной стрельбы снайпера. Снайперская пуля попадает ему точно в лоб, между глаз.
   Объявляется «Тревога», и колонна открывает лихорадочный огонь из всех видов оружия… В пустоту… В никуда.
   Этот случай повлиял на майора N. Он начинает отдавать совершенно нелепые команды, «усилить бдительность»… А когда военные журналисты наливают стаканы, чтобы помянуть полковника N, майор выбрасывает недопитую бутылку спирта «ROYAL» за борт БМП. Бутылка счастливо приземляется на землю, но не разбивается.
   Кому выходить из бронированной машины за недопитой бутылкой?! Моряк не может допустить неуважительного отношения к напитку, который исторически на кораблях и подводных лодках прозывают «Шилом». И моряк – разведчик ОСНАЗ Дмитрий Бикетов, выскакивает в чистое поле, спасая честь и достоинство морского офицера.
   - Товарищ майор, - обращается он к N. – А вы знаете, откуда пошло название спирта, как «Шило»?
   - Товарищ капитан III ранга, – грозно пищит майор N. – Соблюдайте Устав.
   Далее ему говорить не дают разрывы снарядов (мин) системы «Град», которую применяют чеченские боевики по нашей колонне… Старшие офицеры ждали всякое, но только не обстрела системы «Град».
   - Откуда?
   - Возможно, это ошибочно ударили свои?
   Как выяснилось впоследствии, Ельцин и Грачев негласно дали указание поделить российское вооружение, которое находилось на хранении в складах, на территории ЧР.
   Только закончился обстрел, Дима Бикетов, дав команду инженеру: снарядить видеокамеру «Betakam», выскакивает с ней из брони. И начинает проводить видеосъемки… Он фиксируется на подполковнике, которому осколок разворотил плечо. Когда на студии «ВОЕН-ТВ» мы смотрели эти кадры, «свежие», по тем временам, в обморок упала монтажер А. Поразил пар, который на морозце шел из «свежей» раны. Медики вводили подполковнику, рослому мужику,  обезболивающие лекарства, шприц, за шприцем. А подполковник нервно курил, стараясь не глядеть на  свое разорванное осколком плечо.   
   - Отставить, отставить, товарищ капитан! – истошно кричал майор N, понимая всю опасность момента – подполковник  к у р и л. Огонек его сигареты был виден в прицел снайпера за километр. Но снайпер, выполнив задачу, ушел в замаскированное укрытие.
   - Товарищ майор. Капитан т р е т ь е г о  р а н г а, – подчеркнул свою значимость Дмитрий Бикетов, продолжая выполнять свой долг  в о е н н о г о  журналиста, тыкая себе в морскую грудь, обнажив при этом три полоски черно – белого тельника.
   - Приказываю! – закричал майор.
   - Иди ты на «клотик», – отвечает капитан III ранга.
   В конце концов, после подобных эпизодов, майор N бросает нашу съемочную группу «ВОЕН – ТВ». И для приличия, ложится в госпиталь…
   - Сердце, – говорит он мне неожиданно появившись на студии. Тогда мы располагались на улице Пречистенка, 19. Сейчас это здание захватил великий художник Зураб Церетели.
   Сбежавший майор N сделал даже авторскую передачу у нас, на «ВОЕН ТВ». Однако, понимая: рано или поздно пьяные офицеры при случае вспомнят  ему этот злополучный эпизод. И сбежал на валютный полуиностранный телеканал.
   Сейчас бывший майор N  – медиамагнат. Охотно делает телепередачи о Первой Чеченской войне, как именитый военный журналист и философ.

А легендарный Дмитрий Бикетов, капитан I ранга, недавно умер. Молодой, спортивный, но изодравший свое сердце о… Обо что? Сведущие кадровые офицеры  меня поймут. Перед своей смертью он мне позвонил, комментируя мои повести и рассказы, опубликованные на сайте «Проза, ру». Он – один из героев моего рассказа «Чеченский сюрпляс». Он редактировал телепередачу «Военный совет». Состоялся теплый разговор. К несчастью, я тогда не принимал алкоголь, и мы, при встрече, не выпили ни глотка. О чем сейчас жалею, а то бы он мне многое рассказал. Однако на трезвую, с него слова не вытянуть было – сказалась школа ОСНАЗ ВМФ. 

Царство Небесное тебе Дмитрий!..

(Второй слева капитан I ранга ДМИТРИЙ БИКЕТОВ)
 .