Фк. Похоже на детектив

Борис Креймер 3
                Мой фрезерный станок иногда  простаивал. Меня, как и всех молодых ребят часто привлекали к разным мероприятиям.
 На нашей фабрике постоянно боролись.

         С чем-то, с кем-то или за что-то. За дисциплину, с воровством, с пьянством. Мысли о том, что дисциплину надо соблюдать, а не бороться за нее, о системах хранения и учета, исключающих воровство, почему-то не обсуждались.

         На проходной обыскивали всех работников и посетителей. При входе и при выходе. Сколько раз входили  и выходили, столько раз всех обыскивали. Наряды ВОХР менялись часто. Подружиться с этими охранниками было сложно.

          Остро встал вопрос: “Что делать с резко возросшим количеством краж”. Начальники цехов всерьез опасались попасть под суд.. Они не могли долго списывать по 15-20 % продукции. Ситуация была весьма напряженная.

         С пачкой нарядов я пришел в 1-й швейный цех. И.о. начальника, Зинаида Юрьевна Кулик, быстро шла мне навстречу. Мы испытывали  симпатию друг к другу. Я несколько раз удачно подсказал ей изменения в техпроцессе и она, иногда со мной советовалась. Мы были на  “ТЫ”.

         - Привет, Зина! Вот наряды наши несу подписывать. - весело сообщил я, здороваясь.
         - Привет! Ты-то мне и нужен! Идем скорей! Разговор есть! - мы пошли в ее небольшой, уютный кабинет.

         - Садись! Наряды тебе  Катя позже принесет.  Я слышала, рейд  “по ворам” намечается?  Так я именно на тему воровства поговорить с тобой хочу! - Зина была озабочена.
         - А почему со мной? Я же простой  “юный фрезеровщик”, а не милиционер или прокурор? - немного удивился я.

         - Ты скоро будешь инженером! Не прибедняйся! У тебя взгляд на многое нестандартный! И решения находишь хорошие! - расхвалила меня Зинаида.
         - Хорошо! Давай поговорим! Если чем-то смогу помочь, сошьете мне персональный, именной спортивный костюм! - я шутил,  в ожидании разговора.

         - Воровать стали раза в три больше! Мы не знаем, как с этим справиться! - начала она.          
         - Что воруют? Обрисуй мне картину. - попросил я. Она посмотрела на меня.
          - В основном  женское нижнее белье. Купальники тоже тащат, со страшной силой! - разъяснила Зинаида.

         - И что Вы делаете в ответ? - что-то у меня щелкнуло в голове. Появились мысли,  потому я  заулыбался.
         - Мы усилили проверку при выходе после смены. Но это дает мизерный эффект. - как по радио, сообщила она канцелярским языком.

         - Вы наивны до глупости! Извини! В корне неверный подход! Я думаю, что некто придумал новый ход. Как воровать и не попадаться! И  сейчас эту идею успешно реализуют. Надо резко менять тактику! Проверять женщин, когда они идут НА работу! - начал я объяснять Зине метод противодействия ворам.

         - Они идут без трусов. В цехе спокойно надевают трусы или рейтузы или то и другое. А Вы им ничего не сделаете! В магазинах продают Вашу продукцию. Отличную кстати! - Зинаида слушала с открытым ртом. А я продолжил:

         - Это не все! Кто-нибудь подумал, что мужчины тоже могут надевать рейтузы и спокойно идти домой! Кроме того, надо обратить внимание на прически. Слишком много шиньонов стало! - подбросил я  еще идеи и засмеялся.

         - Да! У Вас женский коллектив! Мужиков своих в цехе - один-два! Но у них много приятелей, знакомых. На них не обращают внимания! Видимо, мои мысли правильные! - я опять рассмеялся. 

         - Спасибо, тебе большущее! - со сразу посветлевшим лицом, воскликнула она и улыбнулась. Потом добавила:
         - Я сама поговорю с кем надо! Вы в это дело не суйтесь. За твои соображения, просто нет слов, какое спасибо! Пожалуйста, не обсуждайте это ни с кем! - попросила  и.о. начальника цеха.               
        Практически все было именно так, как я предположил. Быстро  “выловили” немалое количество женщин,  “промышлявших” таким способом. В шиньонах они прятали лифчики купальников.
Зинаида Юрьевна Кулик победила в своей  “Куликовской” битве.


              Очередной аврал. Вдруг потребовались несколько десятков тысяч гаек. Сначала это восприняли несерьезно. Но когда токари  начали,  стало не до шуток.

         Организовали работу в выходной. Я на сверлильном станке нарезал резьбу. Работа спорилась. За час до перерыва заготовки закончились. Я выключил станок.

          Подсчет показал, что нужны еще 500-600 шт. Токари взялись за заготовки. У  “молодняка” появилось  “окошко”. Мы решили пройтись по территории. Кроме нас не работал никто. Было непривычно тихо.

         Мы подошли к навесу, где стояли несколько грузовых мотороллеров “Вятка”. Их использовали, как межцеховый транспорт. Завести двигатель было просто. Одно-два движения кикстартера. Мы завели три “Вятки” и поехали кататься по территории.

         Минут десять я катался, делая разные петли, виражи и восьмерки. Потом поехал вдоль забора. Там на цепях бегали сторожевые овчарки.Цепи перемещались по проволоке, натянутой между столбами.

         Заборы были кирпичные, высотой больше двух  метров. Собаки доставали на  четыре-пять метров от забора. Все вместе выглядело, как в кино. Только рычание и редкий лай были вполне реальными.

         Я первый раз видел эту собачью охрану. Это было страшноватое зрелище. Я поехал дальше и вдруг мотор заглох. От неожиданности я не затормозил и по инерции вкатился в зону, где несли службу собаки.

         Через считанные секунды два крупных пса подбежали ко мне слева и справа. Моя  “Вятка” стояла так, что обе собаки не доставали до меня по несколько сантиметров. Выбраться из ловушки я не мог. Но зато сигнал работал.

         На мои  “гудки” откликнулись. Быстро прикатили оба моих товарища. Они слезли со своих мотороллеров и руками оттащили мой .

         - Здорово! Такая зверюга цапнет, не обрадуешься! - сказал Шурик, слесарь.
         - У тебя бензин кончился? - спросил Толя, электрик.

         - Да! Но здесь он смешанный с маслом, чтобы не запороть мотор. - ответил я.
         - Покури! Сейчас канистру привезу. Я знаю, где ее держат! - Шура уже умчался.

         Через пять минут мы заправили мой бак и ребята долили в свои. Но я попросил их не спешить. Оба уставились на меня.

         - Я сейчас понял, что меня удивило. - тихо сказал я. Ребята повернулись ко мне.
         -  Случайно я въехал в узкую зону, где собаки не достают. А их цепи должны быть такой длины, чтобы перехлестывать их участки. Я понятно объяснил? - спросил я.

        - Ничего себе! Значит, кто это знает, может… - начал Толя.
          - Да! Да! Еще как может! Но мы тебя вытянули, а место ничем не отметили. - живо                включился Шурик.

         - Сейчас все отметим! - с энтузиазмом воскликнул Толя. Он сел на мою  “Вятку”.
         - Толкайте меня потихоньку! Нет! Рано! Сначала найдите, чем пометим место! - вошел в роль наш разведчик.

         Я увидел кусок штукатурки. Этим можно было писать на асфальте. Мотороллер с Толей вкатили в “собачье царство”. Прибежали  те самые псы. Они не доставали колени Толика по 6-8 см. Мы точно отметили коридорчик и вытащили Толю.

         Шурик замаскировал наши метки рисунками рожиц. Потом мы отметили ориентиры, если метки сотрут. На завтра договорились все проверить. Потом решить, что делать!

        Мы завели моторы, отогнали славные Мотороллеры на место и вернулись в цех. Токари уже сделали две трети заготовок. План был вне угрозы.

         На следующий день мы в обеденный перерыв пошли осматривать подозрительное место. Собак не было. Мы внимательно смотрели на проволоку, по которой скользили цепи собак. Обнаружили нечто вроде ограничителей хода цепей.Осмотр забора ничего нам не дал.

         Было непонятно, зачем ограничивать собак  именно в этой зоне. Мы стали осматривать прилегающую к забору часть двора.
 
         - Идите сюда! - позвал Шурик. Мы подошли.
         -  Вот эти два люка. Это единственное место, где что-то можно осуществить! - сказал наш  “Шерлок Холмс”.
         - Открыть и посмотреть! Всего делов-то! - это я заявил, не думая.

         - Нет! Нас могут увидеть! Только сантехники не вызовут подозрений. А нам не надо без них! - в словах Толика был резон.
          - Значит, Андрей! Наш человек! Парень, что надо! Но завтра! Сегодня его нет, я точно знаю. - объяснил наш друг электрик.

         Возникли вопросы. Я чувствовал, что мы “зацепили”. Узнать бы еще  что? Зачем недосягаемая для собак зона? Если это не случайность. Что в люках и есть ли там, под землей ходы?

         - Привет! Толик просил с тобой поговорить! Есть пара минут? - спросил Андрей.
         - Привет! Конечно! Странно, что Толя сам не рассказал! Ну ладно! - я подробно изложил наши соображения и подозрения.

         - Понял! Я посмотрю на плане, что за люк. Если он связан с другими, то как и зачем. Через пару часов найду тебя! - он хлопнул меня по плечу и ушел.

         Андрей открыл люк и предложил нам спуститься, мы четверо спустились по довольно удобному трапу метра на два вниз. Андрей включил мощный фонарь и мы двинулись за ним. Ход был шириной метра два.

          По стенам шли кабели и трубы. Еще висели ящики. Их назначения Андрей не знал. Метров через 50 мы увидели справа боковой ход. Пошли по нему. Он тянулся метров 30. Его перегородила решетка из толстых прутьев, вделанная в стены. За решеткой был трап вверх к люку.

         Мы повернули назад и пошли по главному ходу дальше. Но через несколько метров стояла решетка. В ней была дверь, закрытая на два висячих замка.

         - А мы сможем точно понять, куда ведет или выходит люк в конце бокового хода? - спросил я.
         - Да! Конечно! Он выходит на тротуар. Это тротуар на другой стороне улицы, что идет за забором. - четко ответил Андрей.
         - Надо бы взглянуть на обстановку на месте! - сказал Шура.
         - Тогда так! Толик с Андреем останутся здесь, а мы сбегаем и посмотрим люк. Найдем, постучим. Три стука “идем домой”. У нас свободный выход! -предложил я.

         Через несколько минут мы нашли  “наш” люк. Постучали, услышали с трудом и не громко, голоса. Еще раз постучали. Люк  располагался посреди широкого тротуара. С дороги легко было заехать на тротуар.

         - Я в каком-то кино видел. Машина с люком в полу встает прямо над этим люком. Никто ничего не видит. Можно грузить что хочешь! - Шурик нарисовал точную картину.
         - Очень похоже, что так и есть! - согласился с ним я.
         - Идем! Наших вызволять из подземелий таинственных! - у меня поднялось настроение, но масса вопросов его омрачала.

           Мы постучали три раза и поспешили на фабрику. Андрей и Анатолий уже выбрались и люк закрыли. Обеденный перерыв подходил к концу. Договорились завтра посовещаться и разбежались по своим местам.

         Мы вчетвером обедали в столовой. Мыслей интересных не родилось.
         - Попробую обобщить. Собаки роли не играют. Нам понравилась версия, но она ошибочна. Другое дело подземные ходы. Но у Андрея нет подробного плана ходов и галерей. - я обрисовал ситуацию, которая сложилась на данный момент. Печально, но факт.

        - Получается, что дальше мы никак расследовать это не можем! - согласился Шура.
         - Но что-то предпринять надо! - Толя был расстроен.

          - Слушай! А кто раскрутил кражи? - Андрей вспомнил, как боролись с воровством.
         - Начальница 1-го швейного! Зинаида!  Она могла бы помочь. Хорошо, что напомнил! - пора мне поговорить с Зиной. Так и решили.

         Зинаида была в командировке. Разговор откладывался на послезавтра. Мы решили еще раз поразмышлять и поговорить вчетвером. Собрались у Андрея. Он жил недалеко от работы.

         - Не может быть, чтобы существовал выход с фабрики наружу и его никто не использовал! - горячо сказал Андрей.
         - А куда ведет ход, где решетка с дверью? И у кого ключи от замков? - спросил Шурик.

         - Ну, если верить плану, который мне доступен, ход соединяется с подвалом старого административного  здания. - сообщил Андрей.
         - Имея ключи можно без труда дойти до решетки  “на тротуаре”! - размышлял Анатолий.

         - Но тащить можно только то, что пролезет между прутьями решетки. - уточнил Андрей.
         - Что там, в подвале? Кто может знать? Как нам туда проникнуть? Кто там работает? Это вопросы, которыми надо заняться в первую очередь! - сформулировал я.

         - Там типография, архив, бомбоубежище большое. И несколько комнаток, кладовых.  Пройти в подвал просто. Никто не мешает. - сообщил Толя.

          - Ладно! Завтра я это все осмотрю, потом поболтаю с мужиками. Может разживусь толковой информацией. - пообещал Андрей.
         - А я поговорю с нашими, кто давно работает. Они много чего о фабрике знают. - я уже готовил вопросы на завтра.

         На следующий день я рассказал о нашем “расследовании”  Зинаиде. Она как-то странно смотрела на меня, пока я излагал, все  наши умозаключения.

         - И это все из-за случайности? Черт возьми! Все, что ты рассказал, это правда. Ход на улицу остался от старого проекта. Его не засыпали в свое время. - она улыбнулась и продолжила:

         - На фабрике действительно происходят хищения. Именно так, как Вы предположили. Воруют малыми объемами и очень осторожно. В основном красители тащат и зап части к вязальным машинам. - она отпила остывший чай.

         - А нам что делать? Мы можем чем-то помочь? - спросил я.
         - Нет! Сейчас на фабрике проводится операция по разоблачению причастных к хищениям. - она опять улыбнулась.

         - То есть мы нечаянно влезли в эту операцию? Надеюсь, что не напортачили! - мне стало спокойно и грустно.
         - Я не имею прямого отношения к этим делам, но руководит операцией тот самый майор, помнишь? - она  весело смотрела на меня.

         - Я понял! Мы прекращаем интересоваться этими делами. Но потом ты мне расскажешь! - она кивнула.
         - Ты не получил награду за прошлое дело! Сейчас я постараюсь все исправить!  Вы все будете отмечены! Но с формулировкой, никак не связанной со всем этим. - сказала Зинаида.

         Я рассказал все товарищам. Всем было понятно, что мы вовремя остановились. И было приятно, что наши предположения оказались верными.

         Всех, замешанных в этом деле, выявили и наказали. Троих принудительными работами, остальных оштрафовали.

         Нас четверых премировали месячной зарплатой. Мне еще перепал спортивный костюм.
Мы шутили, что пора открывать детективное агентство.


         Жизнь текла без всплесков, спокойно. Наш механический цех работал, как всегда с полной нагрузкой. Как-то раз к моему станку подошел наш токарь, Денис. Я выключил станок.

        - Слушаю Вас, сэр! Чем могу быть полезен? Что заботит Вас? - учтиво спросил я
         - На пятак водку  “Охотничью”завезли! - он посмотрел на меня. Видимо я должен был удивиться.
         - Никогда не слышал о такой! - честно признал я свое невежество.
         - Это неважно! Надо ее успеть купить! Она раз в восемьсот лет продается! - горестно ныл Денис.
         - Я  чем могу помочь? Мне она ни к чему. - поделился ч своими вкусами.
         - Ты можешь! Еще как можешь! Сгоняй, купи несколько бутылок. Я тебе за это медаль выточу! - попросил он.

         - Во-первых я борюсь с такими, как ты! Я же “Комсомольский патруль”! Во-вторых, как я пронесу? На проходной обыскивают! Всех! Безнадежное дело! - напомнил я известные ему истины.
         - Так я потому к тебе пришел, а не к Пете Пупкину! Ты точно сможешь! Вот деньги. Сдачу оставь себе! - он сунул мне две купюры и пошел к своему станку.

         Я вышел из проходной, где меня обыскали и пошел в гастроном  “на пятаке”. Водка бойко продавалась. Я занял очередь и стал усердно размышлять, как пронести четыре бутылки через бдительных стражей.

         Подошла моя очередь. С четырьмя бутылками  “Охотничьей”в авоське я вышел из магазина. Решение лежало на поверхности нашей планеты в виде упаковок из-под китайских кедов. Весь  “пятак” был усеян этими картонками.

         Я подобрал шесть штук, отошел в сторонку и упаковал бутылки в коробки. Две оставшиеся картонки я  распределил по упаковкам с водкой. Получилось отлично.

         Я подобрал несколько кусков шпагата и связал “добычу”. С этой связкой я двинулся к проходной. Передо мной шли человек шесть-семь, все с кедами. Отличное прикрытие, подумал я. Стражники глянули на мой тюк.

         - На весь цех набрал? Спросила старшая наряда.
         - На бригаду!- поправил я. Она немного посторонилась, пропуская меня.

         На фабрику я проник!  С водкой, которую купил! Но просто отдать сверток Денису мне казалось  скучным. С другой стороны, мы же друзья. Я дошел до цеха.

         - Водка - это зло! Сколько беды от нее! Я подумал, что надо начать вести здоровый образ жизни. Поэтому купил нам по две пары китайских кедов. Вот! - я поднял сверток повыше.
         - Убью, контра! И мне ничего не будет! Я же по твоей физии вижу, что все сладилось! Давай! - он протянул руки. Я отдал ему связку.

         Денис рукой  “взвесил” упаковку и засмеялся. Потом разрезал шпагат и достал бутылку. Он повертел ее, прочел все написанное. Пожал мне руку, хлопнул по плечу. Он сиял!

         - Я чуял, что ты исхитришься! И не ошибся! Пойду тебе медаль сотворю! - он двинулся к станку.
         - Да не нужна мне эта  чугунная медаль! Чубук лучше выточи,я трубку сделал. - попросил я его.
       - Обижаешь, братец! Он у тебя в шкафу лежит! - рассмеялся Денис.

         Такие люди работали на фабрике! Меня учили специальностям кадровые рабочие. Люди старой, проверенной школы. Их уроки помогали мне всю жизнь.