Как мы на Гоголя ходили

Марина Величка
В нашей действительности последних лет хороший фильм в прокате — это крайне редкое, а потому большое и радостное событие. Почти как в прежние времена выборы в Советы народных депутатов. Музыка, пляски, буфет с чёрной икрой и пепси-колой, а кого выбираем — чёрт его знает! Да и какая разница, если всё уже давно за нас выбрано. Родному государству, небось, виднее, как сделать нас с вами, народ, то есть, счастливыми. Чёрная икра вот — есть? Есть! А до революции она, между прочим, не для всех была, а только для некоторых! И пепси-колы тоже в помине не было. Посмейте после этого сказать, что мы живём хуже, чем в 1913 году.

Так и с нынешним кино. Не нам с вами, господа, решать, какой фильм хороший, а какой плохой. Не нашего это ума дело. Подобные звания распределяются «сверху». А вы там, в зрительном зале, давитесь своим попкорном с кока-колой молча и кашлять не смейте!

На экране между тем разворачивается панорама Древней Руси. Гляжу и ровным счётом ничего не понимаю. Почему русичи все как один лысые? Почему у викингов, тоже лысых, на руках, ногах, спинах и даже лицах татуировки, как у наших зэков? Почему тур, которого убивает князь Олег Святославич, размером с индрикотерия*? Почему княжна ходит по своему терему, похожему на амбар, босая, патлатая и в такой дерюге, которую крестьянка постесняется на себя надеть? И, наконец, почему культ славянского бога Перуна отправляют три немых индийских факира в набедренных повязках (среди зимы!)? Можно задать ещё много всяких «почему» и «зачем», но после просмотра этого «шедевра» у меня остался только один, глобальный вопрос: зачем это вообще было снято? Чтобы рассказать нам, как здорово, что Русь стала христианской? Здорово, никто не спорит. Но нельзя же теперь глумиться над русским народом, оскорблять, извращать историю родной страны.
Или не родной?..


*Индрикотерий - (лат.Indricotherium, от "индрик" — сказочный зверь славянской мифологии и др.-греч."терион" — животное). Самое крупное из всех наземных млекопитающих, обитавшее на территории Азии в олигоцене 34—23 млн. лет назад, предположительно предок современного носорога.


А «Матильда»? Сколько было шума вокруг этой, ещё не снятой картины! Митинги, потасовки, сожжение кинотеатров! Ну и?.. Все полтора часа просмотра я попеременно то плевалась, то смеялась. А на экране прима-балерина падала. Она падала всё время, иногда сшибая ногами стулья. Видимо, колченога была.

Публика, несмотря на дороговизну билетов, уходила прямо посреди сеанса. Людей можно понять. Когда покупаешь плохую, некачественную вещь, жалко не столько потраченных денег — хотя и это тоже,— сколько несбывшихся ожиданий. А тут тебе за твои же деньги открыто, не стесняясь, плюют в лицо…

Я никогда не считала себя ярой монархисткой, но и мне было противно и досадно смотреть, как авторы этого пошлого балагана для достижения каких-то своих, неведомых целей издеваются над последними представителями дома Романовых. Над нашей с вами историей, если на то пошло.

С экранов же тем временем щедро сыплются золотые спортивные медали, рычат медведеголовые а-ля Голливуд  «защитники», Москву сносят с лица Земли добродушно настроенные к землянам пришельцы со второй группой вполне земной крови и поднимаются во весь рост героические танки Великой Отечественной войны американского образца.

Вообще сегодняшнее кино можно условно разделить на две категории: агитки и хохма. Собственно, хохма — это те же агитки, просто не такие явные.

И вдруг на нас совершенно неожиданно упал «Гоголь»! Ничто не предвещало. Марс ещё не приблизился к Земле на катастрофически малое расстояние, не было парада планет и возмущений на Солнце. Потому мы не можем в точности сказать, что сподвигло творческий коллектив из одного режиссёра и шести сценаристов на создание этого шедевра. Но народ, истосковавшийся по чему-то родному и настоящему, валом повалил в кинотеатры.

«Гоголь. Начало». Творческий путь великого русского писателя!

Были, были те, кто заблаговременно посмотрел трейлер и уже в общих чертах представлял, что это за творческий путь. Но основная зрительская масса, как правило, глубоко пенсионного возраста, шла вслепую, исключительно на Николая Васильевича.

Учителям русского языка  директорами школ было строго предписано посмотреть, а потом направить туда учеников старших классов, чтобы затем обсудить увиденное на уроках литературы!

Признаюсь честно, трейлер мы смотрели, но даже близко не могли предположить, что развернётся перед нами.

Полновесный фильм ужасов в лучших традициях этого жанра с элементами скрытой порнографии от первой до последней минуты держал зрителей в напряжении. Куда там жалким «Звонкам» один и два! Их авторы могут идти торговать пиццей. Егор Баранов создал поистине шедевр! Динамичный, острый и чудовищный. С этого фильма никто не уходил. Никто не мог уйти. Физически. Потому что есть такое понятие: оцепенеть от ужаса.

В течение двух часов пребывания в аду, где дьявол, кошмарные ведьмы, кровь, оторванные конечности были повседневным бытом несчастной Диканьки, где петербургский дознаватель Николай Васильевич Гоголь периодически появлялся в виде полуразложившегося трупа, а великий русский поэт Пушкин обретал свиное рыло, глубоко шокированные зрители молчали и, кажется, даже не дышали.
 
А когда прошла финальная сцена, а после неё прозвучало мрачное многозначительное обещание: «Продолжение следует», — в гробовой тишине ещё не пришедшего в себя зала раздался истеричный женский возглас:

— Господи, ещё и продолжение будет!

И тут зрительный зал взорвался от хохота. Смеялись все, облегчённо и радостно, как смеются люди, только что счастливо избежавшие большой опасности. Потом, может быть, наиболее впечатлительным приснятся кошмары. Кто-то потихоньку, стесняясь собственного суеверия, будет крестить на ночь окна. Кому-то в темноте коридора почудится страшная мёртвая ведьма с чёрным провалом вместо рта. Но это будет потом. А сейчас люди смеялись и радовались. И никто не обиделся на Егора Баранова за такую оригинальную интерпретацию творческого пути великого русского писателя.