Забытые и полузабытые звезды и полузвезды
семидесятых-восьмидесятых годов.
Я про писателей.
Последнее время, ищу, нахожу (собираю) и читаю произведения писателей, знаменитых в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия.
Например.
Анатолий Афанасьев 1942–2003.
Тридцать два года тому назад, в свои двадцать, в восемьдесят шестом году, я купил в командировке и прочел его книгу «Поздно или рано»: роман (совпадение) «Командировка» и несколько рассказов. С тех пор запомнил. Именно этот термин, роман не вызвал восхищения, но запомнился. Хорошая интеллигентская (в меру воспитания, конечно) городская проза – мой любимый советский жанр.
Перечел позже – ерунда.
В дальнейшем автор ушел в лютый чернушный детектив и достиг на этом поприще чего-то. Чего точно, я не знаю. Умер в 61 год.
Переводился.
Я, помимо упомянутого романа, читал у него еще пару книг (не детективов) и, в принципе, мне понравилось.
Каких-то ярких бестселлеров у него я назвать не могу.
Валерий Алексеев 1939–около 2000.
(Писателей Алексеевых пруд пруди, но этот – Валерий).
В том смысле, что никто точно не знает, когда Алексеев умер. Он в девяностые, как большинство писателей талантливых, но не до конца реализовавшихся, свалили на запад, рассчитывая реализоваться там. Понятно, что все это – напрасно.
Бестселлер у него был – «Прекрасная второгодница». Я читал. Очень хорошо. Про такую, знаете ли, сучку, не сучку, но около того, дико обаятельную и много понимающую о себе девочку.
А вообще автор писал ту же городскую прозу, но с элементами фантастики, с допущениями всякими. А с допущениями лучше всех писали гении Стругацкие, и нечего тут…
Ровно в 90-м году, я лежал в больнице и читал там повесть Алексеева «Паровоз из Гонконга» в журнале «Мы». Это был модный журнал из новых перестроечных. Про что повесть – не помню, а сам факт вполне. У меня феноменальная память на книги и вокруг них.
Алексеев издавался неплохо и так же переводился.
Умер, примерно, в 60 лет.
Олег Куваев 1934–1975.
Этого недавно вспомнили, в связи с очередной экранизацией боевика «Территория». Роман хороший. Куваев автор обаятельного письма в духе исповедальной прозы, такая доверительная (слегка назидательная, что не портит – автор о теме знает больше читателя) интонация хорошо осведомленного и доброжелательного человека.
С этим романом он только начал подъем на вершину. Но умер. В 40 лет. Я у кого-то читал, просто, не опохмелившись вовремя. Сердце не выдержало.
Безусловно, очень жаль.
Куваева так же немало переводили.
Есть одна общая деталь – все они умерли весьма молодыми. Все они умерли раньше любого положенного срока, если здесь вообще уместен разговор о положенных сроках. Но их сбитость во время полета видна невооруженным взглядом.
Кто и что тут виной можно гадать бесконечно.
Такая советско-эстонская звезда Энн Ветемаа 1936–2017.
Этот прожил долго – 80 лет.
Родился в буржуазной Эстонии и там же умер. В смысле, в ней же, в буржуазной.
Вообще – буржуй.
Писал, так называемые, «Маленькие романы». Милые. Европейские. Рафинированные.
Мы тогда по таким тосковали и поэтому читали его взахлеб.
Сергей Антонов 1915–1995.
Вот этот писатель мне откровенно нравится до сих пор. Я «Ваську» читал два или три раза. Еще «Овраги», еще «Дело было в Пенькове» (есть фильм с Тихоновым), и много чего по мелочи. Я люблю людей ясного письма. Сам такой. И Антонов такой.
Он, кстати, был автором (сценаристом) интеллигентских хитов: гениального «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани и «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским.
Вадим Шефнер 1915–2002.
То ли внук то ли правнук адмирала, основателя Владивостока (слазил в Википедию, уточнил, – внук). В общем, порода.
Такой очень ленинградский, очень узнаваемый в этой, я бы сказал, слегка отстраненной, иронично-умной манере письма.
Тоже с элементами фантастики. Приятное, «свое», уютное, утешительно в век идиотов чтение. У меня есть несколько его книг. И поэтических, в том числе.
Попробуйте, не пожалеете.
Георгий Семенов 1931–1982.
Очень известный был товарищ. Даже влиятельный. Авторитетный.
Я у него читал «Ум лисицы» в «Новом мире» и мне понравилось. И еще пару книжек рассказов, понравилось меньше. Типично, что ли. Мало художественных открытий на единицу текста. Я прошу прощения, конечно.
Умер в 61 год.
Какая-то мистическая цифра для моих героев.
Михаил Анчаров 1923–1990.
Вот звезда, так звезда!
И бард, и художник и вообще. Им зачитывались, честное слово. Тогда это была фронда. Не сюжетом – манерой!
Я тоже прочел пару романов – хорошо же, товарищи, не совсем мое, но хорошо!
Умер в 67 лет.
Лазарь Карелин 1920–2005.
Это, который про бескорыстную советскую торговую мафию, где в конце Михайлова убивают в подворотне. Режут гады ножиком в живот. «Змеелов» называется. Я прочел – нормально, кстати. Еще «Последний переулок», странный роман, с оскоминой какой-то. Но как это ни удивительно, с приятной оскоминой.
Ну, бывает же приятна вонь?
Или вкусные подгнившие бананы?
Я бы хотел добавить сюда Николая Климонтовича 1951–2015.
Хотя он скорее звезда девяностых, а не восьмидесятых. Хотя первую книгу издал в 1977 году. Я у него много чего читал.
Я его очень ценю.
«Скверные дни Пети Камнева» читал три раза.
«Мы армяне, а вы, значит, на гобое» – шедевр, по любому.
Умер в 64 года.
Мир вашему праху, коллеги (и привет Аксенову).