Три вида образования

Дмитрий Красавин
Отрывок из повести «Естественный отбор»

В Сергиев Посад приехали около пяти вечера.
На широкой площади перед главными воротами монастыря тут и там раскинули свои товары бизнесмены-лоточники, предлагая туристам и паломникам различные сувениры, иконы, открытки…

В самой лавре народу еще больше. Внешние блеск и великолепие храмов соперничают с блеском и великолепием их внутреннего убранства, с величием и одухотворенностью церковных служб.

К ряду хозяйственных построек, монастырским кельям и корпусу семинарии доступ любопытствующих оказался ограничен. Яша решил, что нас это не касается. Но на подступах к семинарии нас очень вежливо остановил монах и попросил вернуться назад, присоединиться к толпе более дисциплинированных туристов и паломников.

Яша в попытках пролезть туда, где позволено находиться только избранным, принялся врать, что у него есть сын, который якобы жаждет поступить в семинарию. И он как отец, хотел бы для себя уяснить, чему тут могут научить его отпрыска? Каким человеком, с какими знаниями вернется сын домой?

Вряд ли монах поверил Яшиному красноречию, но обратно не погнал. Предложил присесть на лавочку и подождать, а минут через пять привел мальчика-семинариста и попросил того рассказать нам о задачах образования в духовной семинарии.

Я не знаю, все ли семинаристы такие умные, каким оказался тот мальчонка, но его, а скорее всего его учителей, мысли и рассуждения о видах и задачах образования показались мне интересными. Я передаю их здесь своими словами, по ходу немного развивая тему.

Итак, образование условно можно разделить на три вида. Первый – светское образование. Человек учится читать, писать, развивает свой ум, приобретает знания по географии, физике и т. п. Такое образование нейтрально по отношению к добру и злу. Развитый ум и светские знания можно с успехом использовать повсюду, в том числе и для более изощренного удовлетворения своих страстей, что и наблюдаем мы в современном мире.

Второй вид – внешнее нравственное, религиозное образование. Человек изучает различные системы философии, психологии и нравственности, Святые Писания, творения Отцов церкви, богословие… Но изучает поверхностно, памятью и умом, то есть внешне. Такое образование дает человеку внешнее абстрактное знание о том, что есть добро и зло, но, так же как и первый вид образования, не учит идти по пути богообщения.

Третий вид – образование внутреннее, духовное. Религиозные и нравственные истины постигаются не умом и памятью, а сердцем человека. Человеку дается возможность ощутить их опытным путем. Духовное образование, направленное к сердцу, позволяет ученику очиститься от всего мрачного, унылого, греховного и ощутить чистое радостное чувство богоподобия. Через свет богообщения человек достигает боговселения.

«Я лоза, вы ветви: пребудете во Мне и Я в вас», – говорит Христос. Можно много рассуждать о благодати, но постичь ее можно лишь опытным путем – сравнивая состояние своего внутреннего «я», своей души в благодатном и безблагодатном состояниях. Можно заучить фразу: «Блажени плачущии, яко тии утешатся», но только умеющий плакать, знает блаженство слез. Беды современного общества в том, что большинство людей в мире лишены духовного образования. Оттого у наших современников, как правило, развит рассудок, но недоразвиты возвышенные чувства сердца. Можно знать умом Библию, теологию и быть мерзавцем из мерзавцев. Знания ума – одно лишь любопытство. «Нужно умом в сердце стоять». Один старец говорил: «Вот у него ум, вот сердце, а между ними каменная стена». Разрушить эту стену – вот в чем задача подлинного образования.

Семинарист, видя мою заинтересованность, рассказывал о видах образования достаточно долго, готов был и дальше развивать эту тему, но его позвал кто-то из друзей – подошло время вечерней трапезы. Опаздывать было нельзя. Дисциплина в семинарии как в армии – прежде всего. Извинившись за то, что не успел в достаточной мере полно осветить все интересовавшие нас вопросы, мальчонка побежал догонять следовавших на ужин товарищей.