Русские всегда придут за своими деньгами. Часть 2

Виталий Чумаков
Русские всегда придут за своими деньгами или с Царём шутки плохи. Часть 2

(Часть 1 в https://cont.ws/@vita1chuk/108...

Исполняя государев наказ, в конце января 1558 года Шах-Али и князь М.В. Глинский со товарищи в четырёх местах пересекли русско-ливонскую границу на псковском направлении и, разделившись, приступили к выполнению поставленной задачи. Основные силы во главе с князем Глинским и «царём» Шах-Али двинулись на северо-запад, на Дерпт-Юрьев, обходя Чудское озеро.

Другая часть сил была отряжена на запад и юго-запад. Этой «лёхкой» ратью командовали князья В.И. Барбашин и Ю.П. Репнин, а также Д.Ф. Адашев. Помимо татар, «черкас пятигорских» и некоторого числа русских детей боярских, в неё вошли посаженные на-конь или сани стрельцы, а также казаки. Действия этой «лёхкой» рати увенчались полным успехом. За десять дней эта рать опустошили местность «подле Литовскои рубеж, вдоль на полтораста вёрст, а поперег на сто вёрст».

Пока «лёхкая» рать опустошала земли рижского архиепископа и Ордена, Шах-Али и князь Глинский со своими людьми огненным валом прокатились по южной части Дерптского епископства и подступили к самому Дерпту. Со стен города епископ Герман и его канцлер Юрген Гольтшюр, давший совет не платить дань, могли воочию наблюдать за последствиями своих действий.

 Огненное зарево ночью и дымные столбы днём, толпы беженцев, со своим скарбом и скотом стекавшихся в надежде на спасение к городским воротам, лучше всяких слов свидетельствовали о правоте Якоба Краббе, доброго дерптского бюргера, выступившего в роли толмача на переговорах с келарем Терпигоревым. Тогда он произнёс слова, которые привели в уныние епископа и его совет: "....дань... надо принять и выплачивать, потому что иначе земля наша будет опустошена и выжжена. Великий князь уже давно снаряжает для этого великую силу; это знаю я наверно".

Увы, теперь уже было слишком поздно. Колесо войны, в пламени и дыму катившееся по ливонской земле, нельзя было остановить. Попытки воспрепятствовать действиям русских полков не имели успеха: слабые ливонские отряды неизменно терпели поражения в стычках с русскими. Оставалось только надеяться, что московиты, вдоволь насытившись, покинут Ливонию и уйдут в свои пределы.

В середине февраля 1558 года русское войско пересекло границу южнее Нарвы, переправившись через Нарову по Козьему броду «выше города Ругодива». Потери царского войска, по словам русского летописца, были минимальны.

(См. картинку в https://cont.ws/@vita1chuk/1080455)

Возвращение царской рати домой с победой из Ливонии. Миниатюра из Лицевого летописного свода

 Вернувшись в Псков, Шах-Али направил епископу Герману письмо, в котором писал:

«Так как ливонцы не сдержали своего клятвенного обещания царю всея России, но обманули его, то царь всея России был принужден идти на них войною; эту войну они сами, ливонцы, навлекли на страну своей несправедливостью. Если же они впредь хотят, чтобы их страна была цела и невредима, то тотчас же должны отправить посольство с обещанными деньгами к великому князю. Когда прибудет посольство, тогда он будет ходатайствовать с другими князьями и воеводами за ливонцев, чтобы в Ливонии более не проливалось человеческой крови».

Первый акт ливонской драмы был сыгран, занавес опустился. За кулисами началась подготовка ко второму акту.

(По материалам:  Виталий Пенской   https://aftershock.news/?q=nod...