Сказки для взрослых детей

Ящик Инструментов
У всех нас были сказочные герои, на которых мы хотели бы быть похожими: царевны, королевичи, богатыри. Именно на сказках нас учили не только тому, «что такое хорошо», но и «что такое плохо», осуждая злую мачеху, Кощея, волка. У каждого из нас была своя сказка, и самые любимые мы помним до сих пор, рассказывая их уже своим детям. Но отдаем ли мы себе отчет в том, насколько сказки влияют на нашу жизнь? А ведь именно сказочные сюжеты мы разыгрываем в своей собственной жизни, часто не подозревая об этом…

«Весь мир — театр…»

Свою сказку вы начали писать в самом раннем детстве и закончили работу над «сценарием» не позднее чем в шесть лет. Именно это утверждает Эрик Берн, основатель целого направления в психотерапии, а именно сценарного анализа, описанного в книге «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры». Сценарий, по Берну, — это «план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».

Жизненный сценарий каждого человека, конечно, индивидуален, но в общих чертах часто напоминает какую-то известную сказку или стихотворение. И ребенок выбирает в качестве сценария своей жизни сказку, становясь в ней одним из героев…

Сценарии делятся на три типа. Выигрышные: сценарий «победителя », «принца». Проигрышные: «неудачника», или, как называет его Берн, «лягушки». Безвыигрышные: «середняка». Признак успешности — достижение определенной цели. Победители своих целей достигают, а неудачникам неизменно что-то мешает: то «другие», то «обстоятельства», а на самом деле они сами. В любой сказке мы можем найти все этитри роли. Например, в сказке о Колобке: Заяц, Волк, Медведь — это «середняки», Лиса — «победитель », а сам Колобок — простак-«неудачник».

Сценарий начинает складываться уже от момента зачатия, которое считается даже более важным, чем момент рождения. Был ли ребенок желанным и запланированным? Или же он был зачат в любви, но «случайно»? Или он нужен был, чтобы получить лишние квадратные метры? Хотели ли родители зачать ребенка определенного пола? Все это будет влиять на его жизнь. Конечно, сценарии со счастливым концом более вероятны для детей, родители которых зачинали их в любви, не преследуя никаких «третьих» целей, у таких детей гораздо больше шансов стать «победителями». А вот дети, рожденные, чтобы удержать мужчину, уменьшить выплату за квартиру, рискуют получить сценарий «неудачника».

В самом раннем возрасте, буквально с рождения, родители передают ребенку набор «посланий», на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти послания ничуть не совпадают с тем, что родители говорят ребенку, когда воспитывают его. Например, мать может говорить, что выпивать плохо, но при этом восхищенно рассказывать за праздничным столом жизненные анекдоты про дедушку, совершавшего в пьяном виде смешные поступки. Ребенок считывает эту информацию так: «Дед был молодцом! Чтобы стать молодцом, надо напиваться».

С помощью набора родительских посланий ребенок делает много выводов о самом себе, о ближнем окружении и «других». Я сам «хороший» или «плохой»? Позиция «я — плохой» сразу ставит ребенка в позицию «неудачника», и только чудо способно помочь ему победить. Поэтому психологи настойчиво рекомендуют как можно больше хвалить ребенка, начиная в буквальном смысле с пеленок подчеркивать его успехи, силу, ловкость.

Далее — поиск сюжета с соответствующим финалом. Ребенок уже знает, будет ли он «победителем» или «неудачником», как он должен относиться к другим людям и как будут относиться к нему. Рано или поздно (но не позднее 6-летнего возраста) он слышит историю про кого-то, похожего на него. В голове как будто раздается щелчок: «Это обо мне!» Эта история становится его сценарием, и всю жизнь он проведет, безошибочно отыскивая людей, подходящих на другие роли в его сценарии (так же как он подходит для их сценариев), и будет бессознательно выбирать те формы поведения, которые приблизят его к развязке. Именно так «Красные Шапочки» стремятся навстречу своим «волкам», бродя по опасным местам в одиночку, «лисы» дурят простодушных «волков» (как ни крути, а «волк» — почти всегда «неудачник»).

Самостоятельно достаточно трудно понять, в какой именно постановке играем роль мы сами. Знать, какую роль и в какой сказке вы играете, очень важно, так как понятен финал, к которому вы движетесь. Если вы «Золушка», то вполне можно спокойно жить дальше, зная, что в конце ждет успех, но если вы «злая мачеха», то тут уже надо предпринимать попытки отказаться от сценария, чтобы не остаться ни с чем.

Сказка о золотой рыбке

Борис, муж Кати, в свои 40 лет был полностью под пятой у матери. Первый брак не сложился, и он ушел к маме. С Катей во втором браке он прожил несколько лет, и все эти годы для нее были омрачены постоянным контролем свекрови, ее придирками и нравоучениями. Не такая уж редкая история, правда? В конечном итоге Борис ушел от Кати опять к маме, оставив жену с сыном, которому был всего годик. Материально не помогал, и Катя была вынуждена тратить деньги, которые она лично откладывала на покупку собственной квартиры: до декрета она была преуспевающим финансистом. Через два года она официально развелась с Борисом, а еще через месяц он предстал перед ней «больной» и без работы, так что Катю даже кольнуло чувство вины. И вот тут-то и пришла ей на память сказка о золотой рыбке.

Эпизод первый. В сказке: старуха пилила-пилила старика, и пошел он к морю рыбу ловить. Поймал золотую рыбку и попросил у нее новое корыто. В жизни: пинала-пинала старуха мамаша своего сына… Пошел он к начальнику с заявлением на увольнение: дескать — инфляция! Семью содержать невозможно! Повышай зарплату, иначе уволюсь! Начальник зарплату повысил…

Эпизод второй. В сказке: хуже прежнего взбеленилась старуха, опять пошел старик к морю, и золотая рыбка исполнила его желание…

В жизни: хуже прежнего запилила мамаша бывшего мужа! Опять он пошел к начальнику с заявлением. И опять ему повысили зарплату…

Эпизод третий. В сказке: старуха совсем с ума сошла… Опять старик к морю, но осерчала золотая рыбка и отняла все, что дала раньше.

В жизни: мамаша-старуха по своему явному скудоумию уверилась в исключительности своего сынка и решила, что все, что он ни потребует на работе, тут же ему и предоставят! Главное — как следует потребовать! Утроила свои усилия и настояла, чтобы он еще раз попросил прибавки. И «старик» опять пошел шантажировать начальство заявлением на увольнение… Но осерчала золотая рыбка… то есть осерчал начальник и подписал заявление на увольнение!

Сопоставив сказку и действительность, Катя призналась, что она никогда так раньше не смеялась. Работа у бывшего мужа была
прекрасная: не умственная и не физическая (начальник смены в охранной фирме), со свободным графиком и хорошей зарплатой.

Понятно, что в этой истории и Борис, и его мать, и начальник Бориса, и даже Катя играют в одной и той же сказке. Борис — тихий неудачник, во всем полагающийся на свою старуху мать. Он — орудие в ее руках. Старуха же в определенные моменты жизни кажется себе победительницей, но финал предрешен: «разбитое корыто». «Золотые рыбки» встречаются им на пути регулярно, но каждый раз, махнув хвостом, оставляют их ни с чем. Кстати, сама Катя — это тоже «золотая рыбка», умная, прекрасно зарабатывающая женщина, не выдержавшая растущего аппетита супруга и свекрови.

Сказка про щенка

Иногда люди сами сочиняют сказки для своих детей, желая объяснить какую-то жизненную ситуацию. Тогда эти истории могут нести гораздо больший «сценарный» заряд, поскольку описывают самого ребенка и его близких. Именно у таких сказок больше шансов стать жизненным сценарием. И не всегда это хорошо.

Машин муж уехал в длительную командировку, когда их дочке Любе было около года. Маша считала свою семью очень крепкой, мужа любила и уважала. Однако он стал писать и приезжать все реже. Как стало известно потом, завел себе любовницу, а когда вернулся, его отношения с Машей совсем разладились. Последовал развод. Надо сказать, что Маша в те годы, пока мужа не было рядом, рассказывала дочке, какой у них папа хороший и замечательный, они вместе записывали видеописьма и с нетерпением ждали его приезда. А когда папа приехал, он был совсем «чужой», что сильно огорчило девочку. Маша придумала для дочки вот какую сказку: «Жили-были хозяин и щенок. Пока щенок был маленький и смешной, хозяин с ним играл. А потом надоел. И хозяин собаку выкинул на помойку. Выбрасывая мусор, хозяин приносил ему косточку в бумажке. Гладил, спрашивал — мол, как ты тут? Не сильно мерзнешь? И шел в теплый дом. К новой породистой собачке».

После того как в жизни Маши появился новый мужчина, ставший впоследствии ее мужем и тем, кого Люба зовет папой, у сказки появилось продолжение: «…один хороший человек шел мимо и увидел щенка. Он не стал думать о его породе и наградах, а просто взял к себе в дом, и жили они долго и счастливо — ходили гулять, вечером сидели на диване… Когда щеночек болел, этот человек его лечил. А когда человеку было грустно, собака подходила, клала ему голову на колени, и хозяину становилось теплее на душе. Может быть, они вместе еще нашли какого-нибудь котенка…»

Что можно сказать про эту сказку? Она вполне могла стать жизненным сценарием Любы, и конец этой сказки не так однозначен. Хорошо, когда в сказке главный герой сильный и смелый и побеждает зло. А если он такой, как сказке про щенка? Щенок — бесправен и беззащитен. Он брошен. Он пассивен, совершенно не борец. Если щенок в конце концов найдет того, кто его «подберет», то это он должен будет ему носить тапки, лизать руки… А на поверку «добрый человек» может оказаться совсем не «добрым мужем», а, например, главой какой-нибудь секты… Более того, эта сказка рассказывается не «просто так», не читается как одна из случайного сборника сказок. Она придумана мамой с «большим смыслом». А по Берну — это прямой призыв (так сказать от подсознания к подсознанию): «Будь как Щенок!» Конечно, Маша ничего такого в виду не имела. Просто обида на мужа была сильна. Отсюда и эта сказочка. Пока Люба еще мала, конечно, непонятно, станет ли эта сказка ее жизненным сценарием. Первая «генеральная репетиция» пьесы осуществляется в подростковом возрасте, а разыгрывается уже во взрослом. Поэтому я порекомендовала Маше срочно отвести дочку к психотерапевту, если она поймет, что дочка ведет себя как Щенок.

Кладовая сказок театра «Практика»
Когда-то кукольный театр «Тень» буквально взорвал театральную Москву, предложив москвичам увлекательное семейное путешествие в мир волшебной сказки теневого театра. В театре «Практика» для привлечения публики всех возрастов задумана серия театральных проектов для детей. Первый спектакль из этой серии — «Сказка, которая не была написана». Авторы идеи Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов (ученики создателей театра «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума) написали современный вариант волшебной сказки, в которой зрители становятся одними из главных участников представления. Актеры вырезают силуэт принцессы из белой бумаги, а потом вместе со зрителями придумывают ей имя. Дети видят, как театр рождается у них на глазах: актеры, взявшие в руки кукол, прячутся за белым экраном и превращаются в сказочников, в кукольном лесу вспыхивает огонь, а потом принцесса вместе с рыцарем на коне отправляется в долгое путешествие. По пути они встречают русалок и леших, вместе с Золушкой и Спящей красавицей переживают множество приключений. А потом зрителям предлагают дописать финал сказки — прямо на программке, где есть чистый белый лист, то есть дети, их родители, бабушки и дедушки включаются в увлекательный творческий процесс.
www.praktikatheatre.ru

Значит, все предрешено?

Возможно, читателя уже посетила безрадостная мысль о том, что все предрешено, начиная с момента его зачатия, его родителями и принятым им в дошкольном возрасте решением-сценарием. А если так, то не стоит и бороться? Конечно же, стоит!

Наша жизнь — это комбинация принятых давным-давно выигрышных, проигрышных и безопасных (безвыигрышных) решений. Можно иметь сценарий «победителя» в профессиональной сфере, «неудачника» в личной жизни и «безвыигрышного» в физической области. Например, отец из сказки «Красавица и чудовище» (или в русской интерпретации «Аленький цветочек») — «победитель» в профессиональном смысле (удачливый купец), «проигрывает» свою дочку.

Самое важное — понять, что любой сценарий может быть изменен. Осознав свой сценарий, вы можете обнаружить области, в которых приняли проигрышные решения, и сознательно изменить их на выигрышные. Деление решений на выигрышные, безвыигрышные и проигрышные служит полезной информацией о нашем прошлом. Оно дает нам ценную путеводную карту для изменений в настоящем. Оно ни в коем случае не является окончательным приговором нашему будущему.

Если вы постоянно наступаете на одни и те же «грабли», испытывая одно за другим разочарования в любви, меняя места работы, конфликтуя с окружающими, то, скорее всего, вы живете в своем не слишком удачном сценарии. Будьте готовы работать над собой, чтобы, отбросив «детские сказки», начать жить взрослой, самостоятельной жизнью вне сценариев!

Меняем свою сказку!

Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите свою биографию так, как будто вы рассказываете сказку. Пишите о самых важных событиях своей жизни. Это первая часть сказки. Прочитайте написанное. Возможно, это вам напомнит какую-то известную сказку или историю, которую вы слышали давным-давно, в детстве? Если да, то чем заканчивается эта история для того, чью роль вы играете?

Какова ваша роль в этой сказке? Является ли ваша роль главной или второстепенной? Это роль «неудачника», «победителя», а может быть, «середняка», не готового рисковать и просто живущего тихо и спокойно? Если вы решили, что это роль «неудачника», значит, вам надо ее менять. Подумайте, почему вашему герою сопутствуют поражения, что он делает не так? Вспомните типичные ситуации из жизни, когда вы поступали так, как этот герой. Подумайте, как нужно изменить свое поведение, чтобы действовать самостоятельно и успешно.

Теперь снова возьмите ручку и бумагу и напишите продолжение сказки так, чтобы ваш герой вышел победителем. Важно, чтобы вы максимально позитивно описали сцену смерти главного героя. Согласитесь, что человек, умирающий в собственном богатом доме от старости в окружении любящих детей, внуков и правнуков, вероятнее всего, «победитель», проживший достойную жизнь. Как ни странно, но если вы видите то, какой должна быть сцена вашего «финала», то это помогает вам принимать в жизни такие решения, чтобы «финал» был именно таким. Перечитайте вашу «сказку». Если она написана так, чтобы вести вас к удаче, то вы испытаете чувство удовлетворения и покоя.

Автор: Юлия Василькина
01.04.2008

https://www.psyh.ru/skazki-dlya-vzroslyh-detej/