Каникулы в деревне или бес в ребро. 1

Ольга Олевская
2003 год

Глава 1. Когда хочется приключений

   С чего началась вся эта история, совершенно не типичная для меня и моих друзей? История, которую мы наверняка будем вспоминать до последнего вздоха, так как подобных событий в наших биографиях нормальлных, не очень молодых, трудолюбивых женщин не было... История страшная, грустная и смешная одновременно... Обычно о таком мы любим читать по  вечерам, прихлебывая горячий чай и надкусывая бутербродик...
 

   Да, завязалось все в тот дождливый день, когда мы собрались на даче, чтобы отпраздновать день рождения Ирины.

   После люто холодной зимы пришло долгожданное лето и, увы, ничем не порадовало жителей не только нашего небольшого городка на северо-западе от столицы, но и почти всей России. Закутавшись в шарфы и шали, мы принимали в холодной школе выпускные экзамены(отопление у нас отключают строго по графику, а не в зависимости от погоды), корпели над тетрадками с сочинениями и ждали отпуска, который ничего интересного не сулил. На учительские отпускные далеко не уедешь.

 45-летие Ирины, преподавательницы истории и моей давней приятельницы, совпадало с новоиспеченным праздником День России или День независимости, или каким-то еще. У нас в провинции не все успели выучить его название, и я в том числе. Неважно. Главное, что вместо традиционного в нашей женской компании похода в недорогое кафе мы решили устроить пикник. Идея пришла ко мне. Совсем недавно муж с коллегами оттянулись на наших шести сотках на славу. "Чисто мужская компания, - объяснял муж. - Женщины на шашлыках к несчастью, как на корабле. Так наш шеф говорит." Вот в отместку шефу, мужу и всему мужскому шовинизму у меня и вызрела мысль: пригласить приятельниц на дачу и нажарить себе шашлыков. Нет такого дела, которое смогли бы освоить мужчины и не смогли женщины. Если они жарят мясо на вертелах, мы сделаем это еще лучше.

- Поезжайте, - пожал плечами муж. - Я все равно в праздник на заводе дежурю. Только кто вам огонь разожжет?

- Сами все сделаем, - отрезала я. - Люба, наша математичка, в деревне выросла. Она все умеет. Ирка купит мясо и замаринует. А уже нанизать его на шампура мы с Лариской сможем.

   Наша учительская компания состояла из четырех человек. Мы были даже не подруги, а так, "скованные одной цепью" знакомые. Но почти два десятка лет в одной школе, перенесенные вместе педсоветы и фронтальные проверки сбили нас в тесную кучку. Мы отмечали дни рождения  походами  в кафе и дарили друг другу нехитрые подарки на Новый год и 8 Марта.Но 45 лет - это дата! Пусть этот день станет оригинальным.

 Мою идею охотно поддержала Лариса, самая юная среди нас. Ей было чуть за 30, но она упрямо льнула к нам, сорокалеткам. Виновница торжества тоже обрадовалась. "Хоть какое-то разноообразие в нашей унылой жизни, - кивнула она красивой маленькой головой на длинной шее. - А я на всякий случай колбасы и сыра куплю. Вдруг шашлыки не получатся".

  "Все будет как надо", - уверенно заявила математичка Люба, которая по росту доходила Ирине только до талии. Но в своих маленьких крепких кулачках Люба уверенно держала и старшие классы, и сына Андрюху, и всякие хозяйственные инструменты. В отличие меня, например, Люба умела печь пироги, окучивать картошку, щипать щепу и с одной спички разжигать костер. Не особо слушался ее только муж Константин, большой поклонник Бахуса.

 Вот так промозглым июньским утром мы высадились из автобуса в нашем дачном поселке и, подгоняемые ветром, двинулись к синему окошку с двумя окошками по фасаду, который мы с мужем гордо именовали дачей. Справа и слева и далеко впереди виднелись еще сотни таких избушек, но больше ни один дачник не отважился навестить свои угодья в этот ветреный неуютный день.

  Длинная худая Ирина шла впереди с сумкой, в которой стояла кастрюля с мясом. За ней, приплясывая, шлепала Лариска в полосатых штанах, позаимствованных у сына-тинейджера.

 - Молодая еще, вот и веселится, - хмыкнула я. Но маленькая Люба, замыкавшая шествие, потерла покрасневший нос и заявила: " А мне тоже нравится. Ну и пусть дождь и ветер, зато экзотично. Надоело уже дома сидеть". В душе у меня созревало ликование. Как хозяйка домика и автор идеи, я чувствовала неловкость перед подругами за то, что выманила их из городских квартир, но общая бодрость вселила уверенность и в меня.

   Помните, Ленин говорил, что нет таких задач или высот, которые не смогут покорить большевики. Так вот, авторитетно заявляю: нет непреодолимых преград для русских женщин. Пусть впервые встала к мангалу Люба, пусть наша рафинированная Ирина никогда раньше не мариновала мясо, пусть дождь начал хлестать по спинам ледяными веревками - в нашей образцово-показательной бригаде каждый занял свое место и выполнял свою задачу. Люба растопила печку в доме и зажгла огонь в мангале. Ирина нанизывала мясо на шампура. Мы с Лариской резали хлеб и овощи и откупоривали бутылки.Через час сидя в маленькой, но уютной  комнате мы сдвинули бокалы с шампанским в честь именинницы и всех присутствующих. За окном ветер раскачивал во все стороны вишни, с них облетал последний цвет,а мы сидели в тепле и ели удивительной вкусное ароматное мясо. Лица разрумянились в голове слегка шумело, и я подумала, что незаметно за эти годы мы из приятельниц превратились в подруг.

 - Как хорошо! - душевно сказала Лариса. - Молодец ты, Лена, что придумала этот выезд за город. А то мы живем очень скучно: дом-работа, работа-дом... Разве в этом смысл жизни?

- Ну, ты прям по Чехову начала спич, о смысле жизни, еще скажи: "В Москву, в Москву..." Или про небо в алмазах, - я ерничала, но Ларискину правоту в душе признавала. Этот год прошел скучно. Дочка выросла, у нее свои интересы, муж с головой погружен в работу, а я наоборот устала от шоклы, от русской классической литературы с ее вечными неразрешимыми вопросами, от "нн" в причастиях, которые никто не может заучить: жареный пирожок, жаренный в масле, зажаренный... Ну какой прок в этих языковых тонкостях? И дневники с тетрадками мне надоели. На-до-е-ли!

- Мы, классные руководители, вечно детишек веселим: огоньки, елки, экскурсии, - между тем горячо продолжала Лариса. - А нам ведь никто праздник не устроит.

- "Никто не даст на избавленья: ни царь, ни бог и не герой", -  процитировала Люба.

- Вот-вот, никто не даст. Впереди отпуск, а что нас ждет? Лично у меня впереди стирка и окучивание картошки, а у вас? - волновалась Лариса.

- У меня , как всегда, отпуск у родителей на даче, - вздохнула Ирина. - Но если бы мы придумали что-нибудь интересное, я бы , конечно, смогла к вам присоединиться.

  Но с идеями оказалось туго. Всех ждали или личные фазенды с капустой и картошкой или родительские дома в пригородах. Но чем больше мы выпивали шампанского, тем сильнее пробуждался дух авантюризма.

- Может, пойдем в пеший поход с палатками? - предлагала спортивная Люба.Ее идею категорически отвергали мы с Ириной:

- Комары, лягушки, холод - не, это мы все уже проходили в молодости...

- Может, лучше на велосипедах куда-нибудь прокатимся? - фантазировала я, но кроме меня никто не любил велосипеды.

- Давайте поедем к Жене, - перекрыла общий гам Лариса, и мы замолчали, пораженные простотой и красотой ее плана. Как же нам не пришло это сразу в голову! Наша бывшая учительница Женя, добрая и милая женщина, уехала жить в деревню по целому ряду семейных обстоятельств. В городе остались ее взрослые дети, а они с мужем вот уже пять лет проживают в поселке в двух часах езды от  города.

 В свое время Женя была непременной участницей наших посиделок и, провожая ее, мы клялись навещать сельских отшельников не по разу в год, но никто из нас туда так и не собрался. А ведь Евгения присылает нам поздравительные открытки и всегда зовет в гости.

- А там ведь озеро, лес, грибы, ягоды, - наперебой загалдели мы. - Там , говорят, новые русские такие дачи роскошные строят! Это ведь заповедные места!

- Решено! Через неделю у всех отпуск, и мы отправляемся к Жене, - подвела итог Ирина.

- Можно я возьму Андрюху? - попросила Люба, и мы согласились. Куда деваться! Сыну Любы всего десять лет, а муж у нее горазд на всяческие экспромты. Раз Люба с Андрюхой уехали на 3 дня в гости, оставив дома мужа Константина и кота Григория. Константин немедля занялся распитием водки, случайно или намеренно закрыв кота в спальне. К возвращению жены он похудел вдвое и изошел слезами по потерянному коту. Прыжков и криков животного он, видимо, не слышал, так как был поглощен горем.

Константин не совсем потерянный человек. Его слезы по коту свидетельствуют о добром сердце, как мне кажется, но Андрюху на него оставлять нельзя.

Итак, состав экспедиции мы утвердили.Моей дочке Наташке 19, сейчас ей кажется, что чем дальше мамина юбка, тем лучше. Это возраст такой, я понимаю. Ирина семейными узами не связана. А Ларисин сын Олежка еще неделю назад отправился к бабушке в деревню. Что наши мужья нас легко отпустят, мы тоже не сомневались. Они - люди широких взглядов.

- Значит, четыре тетки и Андрюха, - закрыли мы список. - Женьке звоним завтра же. Кто вильнет в сторону, тот предатель.

Как истинный историк, Ирина записала эти постулаты на салфетке, и мы все расписались. Документ Ира положила себе в карман, и мы выпили за предстоящую поездку.

- Документ обратной силы не имеет, - подняла Ирина палец вверх. Сегодня она сияла глазами и снова была той красавицей, что пришла в нашу школу 20 лет назад.Честно говоря, мы с Лариской недавно обсуждали, что она стала уж очень сухой и правильной в последнее время. Ну, раз Ирина готова ввязаться в авантюру, то мы за ценой не постоим. Вот в таком возвышенно-боевом духе мы завершили дачную вылазку и благополучно вернулись в город.

Глава 2. По долинам и по взгорьям...

 Я не ожидала, что мой муж Валерий отнесется к нашей идее неодобрительно. Обычно он во всем меня поддерживает.

- Ну и зачем вы потащитесь в деревню? - недоумевал он. - Живи себе на даче, если хочется быть ближе к земле. А мы с Наташкой останемся совсем одни? Кто ужин будет готовить?

- Я! - неожиданно вступила в нашу беседу дочь. Видно, она даже крестиком готова вышивать, лишь бы спровадить мать из дома. - Я умею печь блинчики!

- Ну поезжай...Хотя пустая какая-то затея, - махнул рукой Валерий.

Так что на автовокзал, где ранним утром мы с подругами договорились встретиться, я отправилась с тяжестью на душе. Но солнечное утро быстро рассеяло хмурые мысли. Лето наконец вступило в свои права, и я сочла это хорошим знаком.

Соратницы были уже на месте. Самым бодрым выглядел десятилетний Андрюха с ярким рюкзачком на спине. У его мамы Любы под глазами залегли синие круги.
 Видно, Константин на прощанье выкинул какое-то коленце. Лариса тоже не сияла улыбками. Реакция ее супруга оказалась сходной с Валеркиной: уезжала кухарка и прачка в одном лице. Спартанское спокойствие хранила только Ирина, но когда подошел автобус именно она выразила наше общее настроение: " Куда нас черт несет... Погода налаживается, сидели бы все по домам, тогда и ссор бы никаких не было. Родители на меня очень рассердились, что я уезжаю".

  Так лихо задуманное дело оказалось совсем не веселым на практике. Никакие мы не авантюристки, не амазонки, а обычные серые утки, то есть училки. Усаживаясь на сиденье рядом с Лариской я рассердилась сама на себя: хватит ныть, распустила нюни... Двери автобуса закрылись, и у меня резко улучшилось настроение. У меня всегда так. Перед отъездом ноет сердце. Его грызет тоска, но стоит опуститься на полку в вагоне или на рваное кожаное сиденье, как в этом автобусе, как дом и домашние хлопоты подергиваются дымкой, и мной овладевает жажда новых впечатлений.

 Я оглянулась: прямо за нами расположились Люба с Андрюхой. Через проход - Ира. Дорожный синдром подействовал на всех. Лица у подруг разгладились и порозовели. Вот за окнами поплыл наш город, не очень большой и не совсем маленький, со старинными торговыми рядами, церквями с колокольнями, кривым мостом через узкую речку... Последний раз я выбиралась только на экскурсию с учениками в Питер в прошлом году, поэтому этот вояж можно было расценивать как полнокровное путешествие.

 - Сто лет никуда не выезжала, - радостно сказала Лариска, когда мы вырвались на зеленые просторы. Елки, пронзенные солнечными лучами, казались веселыми. Редкие домики с покосившимися заборами в обрамлении крапивы и лопухов выглядели живописно. Солнце заглянуло и в автобус, и стало жарко.

- М-мам, ппопить, - заныл сзади Андрюха.
- А я не догадалась воды взять, - наморщила я нос.
- А я догадалась, бери, еще холодная, - Лариса достала бутылку минералки, и я с наслаждением прильнула к ней иссохшими устами.

Ох, как подло устроен человек! Кажется, только что ты достиг наивысшего блаженства, несешься в гости в чудесный летний день, рядом друзья, во рту холодная водичка, но не тут-то было. Организм начал требовать "санитарной" остановки. Думаю, каждый оказывался в такой ситуации. Не помогало ничего: ни счет до тысячи, ни выпучивание глаз, ни частое дыхание. Наконец я решилась подойти к водителю, но тут за окнами появились пятиэтажки. Мы въезжали в районный городок. Вот уже выросло коричневое деревянное здание автовокзала, и наш капитан: "Стоим десять минут". Пробкой я выскочила наружу и заметалась по маленькой пыльной площади в поисках заветного домика.

- Вон он, беги! - помогла Лариска и подтолкнула меня к серому сарайчику с сигнальными буквами "М" и "Ж". В три скачка я добралась до волшебной дврецы и увидела на ней замок. Нет, только не это! В ужасе я попятилась и задом вошла в заросли репейника и прочих сорняков, которые вольготно раскинулись около туалета.

- Э, девушка, вы это... Не бойтесь и не оборачивайтесь, - леденея, услышала я за спиной. Маньяк? Грабитель? Что делать? Звать на помощь?

- Я ...это...тоже на автобус опаздываю, - продолжил хрипловатый голос с милым оканьем. - Вот приспичило...Дык вы не смотрите...


Журчанье у меня за спиной подействовало успокаивающе, как звук лесного ручья. Это не маньяк, а такой же несчастный проезжающий. Жертва российского сервиса... Так и не оглянувшись, я вышла из зарослей и помчалась к автобусу. Там уже вовсю мне махала руками Лариска.Я поделилась с ней пережитым, и оставшийся час мы изощрялись в изобретении новых вариантов, как у нас в России справить дорожную нужду быстро и элегантно.

Жара в автобусе стала спадать. Мы въехали в сосновые боры, а совсем скоро показалось и озеро, заманчиво блестевшее на солнце. Пол огромному мосту мы переправились на другой берег и въехали в тенистый поселок. Он мне понравился с первого взгляда. Мы проехали мимо памятника Ильичу, выкрашенному серебрянкой, мимо целого ряда островерхих старинных домов и остановились у одноэтажного кирпичного здания с невзрачной вывеской "Автовокзал". Здесь не было другого транспорта, не галдели встречающие, не торговали пирожками и мороженым. На единственной скамейке сидела улыбающаяся Женька в синем сарафане и ждала нас.

- Девчонки, какеи вы молодцы, - кинулась она к нам с объятиями. Невысокая и крепенькая Женя была вылеплена из того же теста, что мы с Любой. Правда, это только в милиции нас опишут одинаковыми словами:"Телосложение плотное, рост 1, 60, волосы светлые крашеные, возраст 40 лет". В деталях мы очень разные. У меня, например, глаза серо-голубые, у Любы серо-зеленые, а у Жени серо-коричневые, редкий колер... А еще мне всегда Женя кажется румяно-золотистой. Такой тепло и свет она излучает.

Женя взяла Андрюху за руку, и мы двинулись по тихой улочке, застроенной новыми двухэтажными домами. Буквально через пять минут вы достигли цели, и у калитки нас приветствовало рыже-черное чудовище с длинным хвостом и доброй улыбающейся мордой.

- Это Джон, - представила его Женя. - Существо "на лицо ужасное, доброе внутри", как в песне поется.

В доме было чисто и прохладно Подруга разъяснила ситуаци. Здесь, в квартире, она готова нас всех принять, на у нее в запасе еще имеется полдомика, крошечного, но с садиком и, главное, почти на берегу озера. Так что, если кто-то желает...

- Мы! - не сговариваясь, крикнули мы с Лариской. При всех наших неоспоримых духовных достоинствах мы имеет общий порок: обе курилки. Чтобы не травить подруг и ребенка, мы с удовольствием отправимся на выселки.

  Любе с Андрюхой хозяева выделили бывшую детскую, Ирину поселили в зале, а нас Женя повела к месту дислокации.

- Это речка Петровка, - поясняла она, когда по кривым доскам мы перебирались через узкий ручей. На зеленой лужайке стояли гуси. Развесистые березы и разросшийся ивняк скрывали дома, выходящие на Петровку.

- Вот и пришли, - остановились мы у давно не крашенного домишки. Ключ Женя достала из-под круглого домотканого половика, лежащего  на крыльце.  - Ключ я тут оставляю, - говорила Женя, открывая дверь. - А то просто лопатой подоприте. У нас никто без спросу не войдет. Представляете, в этом доме родился мой Лешка...

- А сейчас тут кто живет? - спросила я.

- Да никто... Если дети с друзьями приезжают из города, бывает, тут ночуют... У нас это летний домик, типа дачи... Если будете мерзнуть, мы печь затопим.

Угроза замерзнуть нас не пугала, так как день разгорался все более яркими красками. Мы с удовольствием осмотрели малюсенькую кухню и комнату: железная кровать под бархатным покрывалом с лебедями, старенький диван, сервант и круглый стол с двумя стульями.

- Все, что надо для жизни! - обрадовались мы.

- Ну, устраивайтесь, - сказала Женя. - Умывальник во дворе, отдохните и приходите к нам. Сходим к озеру, а потом устроим праздничный ужин.

И Женя ушла.

Я распахнула окно, и в комнате запахло солнцем и травой.

- Здорово! Всего-ничего от города отъехали. а совсем другой мир, - словно прочитала мои мысли Лариска.

- Здорово! И погода наладилась, словно по заказу. - Что-то спать захотелось, может, полежим полчасика, - уже сонным голосом сказала я и повалилась на диван. Недавние школьные заботы, квартира без горячей воды, даже муж и дочка - все осталось далеко. Мы приехали в лето. И, засыпая, я видела какие-то луга и деревья, и цветы невиданной красы...

- Мы их ждем, а они дрыхнут! - разбудил меня громкий голос Любы. Я сфокусировала взгляд на вошедших. Ира и Люба в пестрых летних сарафанах строго смотрели на нас.

- Вечер уже. Мы с Женькой давно стол накрыли. Леша с работы пришел, а вас все нет. Ну и лентяйки. Обкурились что ли тут, - выговаривала Ирина.

- Представь себе, и не вспомнили про сигареты, - удивилась Лариска, сладко потянувшись - Воздух тут такой пьянящий. И подушка слишком пышная.

- А мы уже к озеру сходили. Там такая красота! От вас оно в двух шагах, - сказала Люба. 

- Вставайте, ленивцы, Женя ждет! - подхлестнула нас Ирина.

Вечер завершился обильным ужином в доме в Леши и Жени. Мужа подруги мы знали шапочно. Видели его несколько раз, когда она заходил к супруге в школу, но это было давно. В этот  вечер мы познакомились заново. Черноглазый, черноволосый,веселый Алексей нас очаровал. Алексей в свое время учился в Москве, теперь работал инженером в дорожном управлении, и темы для разговора нам не пришлось выжимать из пальца. Мы досидели допоздна. В нашем краю в июне ночи светлые, но уже стало синеть, поэтому нас с Лариской провожали всей компанией.

- Ляпота! - это выдохнула Лариска перед тем, как мы провалились в глубокий здоровый сон.