Первая зарплата

Буер Артур
Последний месяц последних летних каникул я планировал провести на берегу Волги. Остался последний год учёбы в школе, а потом начнётся взрослая жизнь. Но мама решила иначе и предупредила меня, что договорилась с соседом и завтра утром я пойду с ним устраиваться на работу. На мои многочисленные вопросы мама ответила лаконично: «Завтра всё узнаешь».

Утром я плёлся за соседом и пытался выспаться. Около здания котельной мы остановились и я спросил:
- А я здесь буду работать?
- Да, - ответил сосед.
- Кочегаром?
- Нет. Летом котельная не работает. Подменишь загулявшего слесаря.
- А что делает слесарь?
- Я тебе покажу.

Написав заявление я посмотрел на соседа. Он вывел меня на улицу и ознакомил с фронтом работ:
- Вокруг котельной грунтовое покрытие во время дождя оно превращается в слякоть. Ходить неудобно. Нам привезли некоторое количество битого красного кирпича. Заворачиваешь кирпич в брезент и разбиваешь кувалдой. До размера сливы, а потом равномерно посыпаешь покрытие. Дневная норма шесть метров. Вопросы?
- А я один буду это делать?
- Конечно: пять дней в неделю с восьми до пяти. Обеденный перерыв с двенадцати до часа.
- А где я кувалду возьму?
- Кувалду, ведро, рукавицы и грабли ты получишь у меня. Это каждым утром, соберёшься на обед – всё сдай. Вечером тоже.
- А зачем? Я в кустах всё спрячу.
- Можешь. Но если украдут – удержу стоимость похищенного из твоей зарплаты. Получил на руки – отвечай. Вернёшь обратно – отвечать буду я. Усвоил?
- Да.

Кувалда была средних размеров и я бодро взялся за работу. Хватило меня ненадолго. Я часто отдыхал и к обеду засыпал около двух метров дорожки. Подошедший сосед раскритиковал мою производительность и равномерность засыпки. В обед я сладко спал. До вечера я успел исправить брак и засыпать ещё два метра. Осмотрев выполненное сосед разочарованно констатировал:
- Норму ты не выполнил.
- А может норма большая? – возразил я.
- Всё как надо. Ты ведь возразишь если в кассе тебе выдадут не полную зарплату?
- А почему не полную?
- Если весь месяц будешь работать как сегодня, то и заработаешь соответственно.
- Но я не успеваю сделать норму – тяжело кувалдой махать.
- Вот если будешь плохо учиться, то всю жизнь будешь ею махать. Сейчас ты молодой и здоровый, а скулишь. А лет через сорок – ты её поднять не сможешь! Поэтому берись за ум и поступай в институт. Инженеры кувалдами не машут.

Со временем я стал выполнять дневную норму но в конце каждого рабочего дня сосед читал мне нотацию на счёт института. Я мысленно посылал его подальше - ведь конкурс в институте был 2,5 человека на место. И у меня не было никаких шансов туда поступить.

Получив в кассе свою первую зарплату я не стал считать сколько получил, а отдал конверт с купюрами маме. Впервые в жизни я увидел как мама плакала от счастья.

А много лет спустя сосед признался, что читал нотации про институт по просьбе моей мамы…