Защитить Рязань

Татьяна Боронтова
Пятиклассник Юра возвращался из музея. Он торопился поделиться с бабушкой впечатлениями от увиденного и услышанного."Полчища Мамая вплотную подошли к Старой Рязани. После боя город был сожжён, 21 декабря 1237 года Рязань пала". Экскурсовод сообщил, что большинство современных историков склоняются к версии, что Рязанский князь Юрий Игоревич с дружинами вышел к границам своих земель, чтобы остановить врага, но силы сторон в сражении оказались неравны.

 
В голове и перед глазами пятиклассника стояла картина битвы между рязанцами и захватчиками, предшествующая сожжению разорённой Рязани. «И пошёл Рязанский князь Юрий Игоревич против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами… И едва одолели их сильные полки татарские».
Пока Юра поднимался в лифте десятиэтажного дома к бабушке, он явственно представил, как сам бьётся один с тысячею.


Послышался гул, кабину лифта сильно тряхнуло. Неведомая сила понесла его вверх с немыслимой скоростью. Стало холодно,  послышался шум. Голова закружилась, промелькнула мысль: "Зачем я пешком не пошёл, ведь мне нужен третий этаж!"
По времени, проведённому в металлической коробке, было ясно, что он далеко улетел за пределы многоэтажного дома, в котором жила его бабушка. Юра одной рукой держался за поручень у стенки лифта, а другой безуспешно нажимал на кнопку "Стоп".

 
Наконец створки раздвинулись и он увидел, что лифт, с громким треском обломав сучья, застрял на дереве среди огромного леса. Вокруг расстилались кроны деревьев. Мерцающие звёзды догорали высоко сквозь густые ветви. Было опасение, что его тяжёлый металлический "самолёт" вот - вот рухнет. Спускаться вниз было небезопасно, но и замёрзнуть не хотелось. Вдруг в одну секунду Юра забыл и о холоде, и о страхе: его внимание привлекло простирающееся впереди поле, на котором стояли войска, подошедшие к границам княжества и преградившие путь ненавистным, заметно превышающим в численности, полчищам Батыя. Раздались громкие звуки яростного боя: ржание коней, звон кольчуг, падение тел и предсмертные хрипы лошадей, удары копий и мечей. На глазах пятиклассника началась жаркая битва, какой она описана в "Повести о разорении Рязани Батыем". "Наши предки вышли в поле навстречу иноземцам, чтобы с честью встретить монголов. Ряды рязанцев сильно редели... Много мертвых тел лежало на отлогом скате холма, открытыми глазами уставившись в низкие свинцовые тучи".

 
Мальчика бросило в жар от увиденного зрелища отважной защиты города. Битва продолжалась долго. Пахло гарью и смертью. Не покорившись врагу, войска во главе с князем Юрием Игоревичем отступили за стены Старой Рязани и, закрыв высокие ворота, приступили к обороне.

 
Юра забыл обо всём на свете и стал спускаться с дерева, чтобы примкнуть к защитникам города. С дерева снялась крупная птица. Вдали ухнула сова. Снег по колено мешал быстрому бегу. Вдруг страх напал на него. Кто-то следил за Юрой, кто-то знал о том, что он здесь. Жуть! К нему приближался кто-то невидимый. Вот прямо перед ним засветились два жёлтых глаза. Это был огромный Змей с когтистыми лапами и длинным хвостом. Его раздвоенный язык высовывался и тут же прятался внутрь. По телу прошёл озноб. Юра закричал от ужаса, но не услышал звука своего голоса. Мальчик повернул назад. Он бежал сломя голову в сторону от Старой Рязани. Монстр преследовал его, ощущалось тяжёлое смрадное дыхание за спиной.

 
Вдруг среди кустов Юрий заметил спасение – небольшое отверстие у невысокого холма. Не раздумывая, он нырнул в это прибежище и побежал вглубь. Сверху торчали корни деревьев. Они проросли в некоторых местах так глубоко, что проходить по тоннелю было непросто: корни царапали по лицу, шее и рукам, но было спокойнее – гигантский монстр остался позади. Чем быстрее мальчик удалялся в глубину, тем шире становилось убежище, но Горынычу ни за что не пробраться сквозь заросли у входа. Его ужасающий рёв слышался вдалеке. Всё было погружено в холодную, сырую темноту. Послышался шум воды. Сверху капала влага. Видимо, прямо над пещерой находился какой-то водоём: озеро, болото, река. Что его ждёт? Новая опасность или спасение? Он уже не бежал, а продвигался осторожно и аккуратно, на ощупь. Ему чудились зловещие тени и видения. Вдруг наткнулся на стену. Тупик! Вот этого он и боялся. Монстр обхитрил его и заманил в ловушку! На расстоянии вытянутой руки Юра нащупал что-то твёрдое. Похоже на сундук и чьи-то кости сверху. Юра сдвинул неподъёмную крышку и заглянул внутрь. Здесь переливались зазывным огнём драгоценности и сокровища, монеты и злато. "Вот этого добра мне точно не надо", –   подумал мальчик. Кто-то словно подтолкнул Юру и он, перевалившись через богатства, провалился в бездну. Он летел вниз головой куда - то в сторону по одному из глубоких ходов и разветвлений грота.

 
Неожиданно безмолвие закончилось и послышались крики птиц, шум ветра, скрип старых деревьев. Юра оказался на открытой поляне среди белого зимнего леса у ветхой избушки на курьих ножках. Его накрыла чья-то огромная тень. Это приземлилась Баба-Яга на ступе. Её ни с кем нельзя было спутать по жуткому мёртвенно-бледному цвету перекошенного лица и страшному голосу:
–  Зачем пожаловал, человечий сын?
– Мне в Старую Рязань надо, –  смело проговорил Юра.
 – Ты времена попутал. Там уже пять дней бой неравный идёт. Но хвалю за смелость! –  подобрела и словно помолодела Яга. – Не торопись. Отгадай загадку: "Языка нет, а правду кажет".
–  Зеркало! –  догадался Юра.
 – Вот оно, держи. Его сила в том, что оно может восстанавливать разрушенные стены. Оборачивайся спиной к стене, гляди в зеркало и нажимай на кнопочку в низу ручки. Стена станет как новая. Теперь ступай. Да вот ещё оберег на шею тебе повешу – ни одна сила не одолеет. Ты будешь невидим и защищён в бою.
–  Спасибо, бабушка. Я смогу защитить Рязань?
– Это не только от тебя зависит, –  захохотала старуха. Всё исчезло: и зимний лес, и избушка, и Яга.


Оказался Юра в самом центре Старой Рязани среди защитников города как раз вовремя. Через бревенчатые крепостные полуразрушенные стены летели бочки с горящей смолой. Продолжался страшный пожар. Все: и стар, и млад поднялись на защиту Рязани. Рядом с Юрой помогал тушить огонь мальчик, его ровесник. Он наполнял водой деревянные кадки. Юрию некогда было разговаривать со смелым, ловким парнем. Он не мешкая, подбежал к обгоревшей стене и, направив на неё зеркало, нажал на кнопку ручки. Стена вновь выросла. Такие действия Юра проделал, быстро передвигаясь вдоль рушившихся, обугленных стен городища. Он очень торопился, еле успевал. Эх! Как бы сейчас пригодились современные виды оружия: боевые самолёты, танки и прочая техника. Силы были неравны. Через стены сплошным потоком летели горящие стрелы. Город пылал. Юра старался изо всех сил и упал на землю - матушку,  пропитанную копотью и кровью погибших. Рядом лежал мальчик, с которым он так и не успел познакомиться, с рубленой раной в голове, и его отец с колотым смертельным ранением в боку. Это означало, что прорвались монгольские захватчики, и город пал.
Юра из последних сил проговорил: "С честью обороняли город!"

 
Какая-то женщина в лифте громко объявила: "Мальчик, твой этаж, выходи. Ты ведь третий нажимал".
"Вот это да! Так это всё мои фантазии!"– выдохнул Юра. Но что это? В руке крепко зажато старое треснувшее зеркало, а на шее висит оберег в виде воина. Юра бережно убрал всё это в карман. Он вышел из лифта и позвонил в дверь.

Бабушка гостеприимно  встретила его и за горячим обедом стала расспрашивать об экскурсии. "Бабушка, я завтра пойду в библиотеку и возьму книгу про князя Юрия Игоревича, который погиб в 1237 году, защищая со своим войском Рязань. А когда я вырасту, то буду военным, защитником Родины. Лётчиком или танкистом, ещё не решил,  –  сказал Юра, с аппетитом налегая на вкусные пирожки.