В раба мужчину превращает красота?

Алиса Тишинова
      Каюсь,"Собор Парижской Богоматери»  прочла только после прослушивания красивых песен из мюзикла в исполнении Петкуна и Макарского, группы "Смэш", а также во французском варианте постановки.
Не люблю мюзиклы и всевозможные ремиксы, но этот захватил.
Фильм с Джиной Лоллобриджидой видела давно - он довольно мрачный и безысходный.
После песен прочла книгу, затем - уже более внимательно - вновь пересмотрела оба варианта мюзикла и фильм.
Как ни странно, современная постановка точнее передала атмосферу книги. Но это, конечно, мое видение.

Книга потрясла. Не ожидала от нее такого. Сам сюжет, смысл, оказался прямо противоположным тому, что обычно видится поверхностно знакомому с произведением человеку.
Во-первых, я ожидала, что книга будет написана старинным, скучноватым и витиеватым языком, будет тяжело читаться без привычной динамики. Оказалось, динамики там побольше, чем в хорошем боевике. Разве что специальные описания архитектуры и создания собора. Но. Они стоят удобным отдельным блоком, при желании их легко можно пропустить. Но они познавательны и очень интересны.

      
До прочтения сложился у меня образ этакой роковой красавицы, вроде Кармен, в которую все влюбляются, а потом Квазимодо спасает ее от виселицы, укрыв в соборе. Но это оказалось лишь началом произведения.

Эсмеральда - настолько живая, настоящая и понятная, совершенно не похожая на других героинь прошлых веков. Вполне современная девушка, к тому же наивная и милая. Она - не идеальная "прилизанно-романная" героиня. Когда ее начинают пытать (в самом деле начинают, к сожалению, хотя в любом женском романе ровно за секунду до этого влетел бы какой-то принц или рыцарь, ангел, дракон, - неважно), она сразу же кричит от ужаса и боли, и готова признаться в любой напраслине, соглашается, что имела дело с дьяволом, вместо того, чтоб гордо и мужественно все отрицать. Она не может полюбить страшного Квазимодо, несмотря на всю его преданность, она только жалеет его. Идеальная героиня непременно полюбила бы, и в сказке он превратился бы в красавца. "Собор" - не сказка. Внешность имеет значение. Эсмеральда не может побороть отвращения к Квазимодо в качестве возлюбленного. Уж простите.
Тот поступок, которым он так восхитился, - когда Эсмеральда подает связанному на площади Квазимодо воды,в то время, как остальной народ - мерзкий и жестокий - насмехается над несчастным - это и есть то, за что он ее полюбил. Красоту ее он увидел гораздо позже. Это был обычный, нормальный поступок нормального  человека, а не какое-то чудо доброты. Просто все остальные, кто насмехались над умирающим от жажды - не совсем люди, на мой взгляд. А она - обычая. Не героиня. Этим и привлекает.
Невыносимо трогательный и печальный эпизод с матерью - его нет ни в мюзикле, ни в фильме, к сожалению - когда Эсмеральда встречает мать, наконец они обретают друг друга, узнают по талисману - крошечному башмачку. Мать отчаянно, слепо и безнадежно пытается спасти дочь, и все равно гибнут обе. Невозможно сдержать слезы.

      Что обидно - никто, в сущности, ее не любил.
Феб тупо хотел, как уличную девку (он вовсе не думал бросать невесту, как об этом в песне поется, или там, хотя бы чуть-чуть пострадать, когда Эсмеральду будут вешать). Священник - впервые в жизни почувствовал вожделение - и сдвинулся на этой почве. "Так люблю, что убью. Да еще и поиздеваюсь, пыткам подвергну", - психически больной ублюдок, маньяк.

Квазимодо... Квазимодо любил. А кого ему еще было любить? Два человека на земле отнеслись к нему просто по-человечески - Эсмеральда и священник. Натуру священника он позже узнал, и возненавидел его. Терять ему было нечего. Почему бы не отдать жизнь за Эсмеральду, такую жизнь, как у него, потерять не жалко. Она стала для него всем, потому что у него не было больше ничего. Так любят собаки. Но это нельзя считать мужской любовью.
Ну и есть там четвертый, самый возмутительный, на мой взгляд, мужчинка. Глупенький поэтишка-графоман, которого Эсмеральда спасает от виселицы на "Дворе чудес", фиктивно взяв себе в мужья, и тем самым, обеспечив куском хлеба и работой. Опять-таки, нормально - спасает как человека, которого жалко, но честно говорит ему, что любит другого. Но мужчинка обиделся вместо пожизненной благодарности.
В самом конце, когда они уплывают на лодке в темноте, и этот поэтишка может в темноте спасти (хотя бы попытаться!) Эсмеральду или ее козу, он выбирает...козу! Он очень привязался к ученой козочке, и действительно, коза была чУдная, а ее также приговорили к казни. А Эсмеральду оставил погибать! Вот тебе и красота, и доброта. Реальность показана жестокая. Мужская. Зато потом можно петь красивые песни.