Чужие деньги

Галина Айзенштадт
  Одни грызут гранит науки, другие - гранты.
  Желающих быть грантоедами - много, но дающих гранты  становится меньше, да и приоритеты у грантодаталей изменились.
  - Политика ЕС, вообще Запада, направлялась на то, чтобы помочь белорусам, которые борются за смену власти, реально. Это значит, шли деньги, гранты,- пояснил на встрече с читателями в Гродно поэт Владимир Некляев. - Со сменой политики на диалог, гранты начинают передавать туда, где конференции, семинары по вопросам демократии, а самое главное, - по гендерным вопросам.
  Гендерный вопрос - прекрасный,- не без иронии заключил Некляев,- ибо о нем можно говорить сколько угодно.
  К этому можно добавить, что в случае с белорусской оппозицией - и "бороться со сменой власти" - можно сколько угодно. Очень выгодное было до недавнего дело.
  Вот недавний лидер Объединенной гражданской партии Анатоль Лебедько "боролся" аж целых восемнадцать лет, нигде официально не работая.
  До начала "борьбы" он представлял интересы президента Лукашенко в тогдашнем парламенте - Верховном Совете республики. И надеялся, что Лукашенко "отблагодарит" его назначением на должность министра иностранных дел.
  Но Лукашенко не "отблагодарил", и Анатолий перешел в оппозицию, быстро добился, чтобы председатель партии ОГП, бывший глава Национального банка Станислав Богданкевич стал "почетным председателем", и занял его место.
  С тех пор, на протяжении восемнадцати лет, никому не уступал бразды правления в ней и всячески демонстрировал свою незаменимость.
  Но молодежная организация партии потребовала его ухода("недемократично быть одному человеку во главе партии столько лет"), и нынешним летом Лебедько был переизбран.
  Новым председателем партии стал один из заместителей Лебедьки, живущий в Гомеле. Но, проработав всего два месяца, новый глава попросил освободить его от этих обязанностей.
  Что же случилось? Сор из избы, то бишь, партии постарались не выносить, но и по тем скудным данным, что просочились в печать, ясно, что новый избранник и не предполагал, каково настоящее положение дел в партии.
  За спиной Лебедьки всё казалось в ажуре:тот всегда рисовал перед обществом благостные картины, да и перед "партнерами" на Западе, которым и в голову не приходило, что "борьба" ОГП с "режимом Лукашенко" - это в основном "борьба" самого Лебедьки и в лучшем случае пары десятков активистов.
  Под его авторитет давали и гранты.
  И вот теперь, когда он не был избран вновь, оказалось, что в общем-то партии жить-то не на что, и что сама она, похоже, больше существует на бумаге, хотя Лебедько яростно отрицает это.
  Теперь главой партии назначили - до проведения нового съезда - второго заместителя Лебедьки, бывшего милиционера, который ежемесячно опускал в партийную копилку десять процентов своего заработка.
  Лебедько же объявил, что он зарегистрировал новый проект "Европейская платформа", куда будут приглашаться для свободных дискуссий на любые важные темы политики всех направлений, в том числе западные.
  Шансы - получить под своё новое детище гранты - у Лебедьки, вероятно, какие-то есть, если вспомнить высказывания Некляева:он-то знает грантовскую конъюнктуру не хуже других белорусских оппозиционеров.
  В свое время Некляев неожиданно для всех создал общественную организацию "Говори правду". С названием именно по-русски, хотя Некляев говорит и пишет по-белорусски, и, разумеется, прекрасно владея русским, неизменно выступает в защиту белорусского языка.
  Но, видимо, и ему "не показалось" удачным выражение "Кажы прауду", что в переводе на русский язык и означает "Говори правду". По-русски выражение звучит более требовательно и настойчиво, а по-белорусски - как бы просяще.
  Но никто не поставил в вину белорусскому поэту то, что он отдал предпочтение названию по-русски:организация очень быстро стала набирать популярность, и, похоже, не особенно стеснялась в тратах.
  Однако на вопрос, кто давал на нее деньги, до сих пор остается без ответа:Некляев так ни разу и не ответил на него, отделываясь разными шуточками.
  В 2010 году "Говори правду" выдвинула Некляева кандидатом в президенты.
  На следующий президентский срок он тоже захотел выдвигаться, но в организации ему отказали в этом.
  Обиженный Некляев "хлопнул дверью" и объявил, что в "Говори правду" - одни агенты КГБ.
  Она и поныне работает, эта организация, в ней лидером остался заместитель Некляева, а сам он попытался создать новую, которая бы боролась за...независимость Беларуси, ибо нынешняя, дескать, - не подлинная, а зависимая от Москвы.
  Ничего из этого проекта у него не вышло,-  под него не удалось достать деньги, а Европа уже устала вкладывать средства в "борцов", которые десятилетиями борются, как тот же Лебедько, но практических результатов - ноль.
  Лукашенко не раз заявлял, что знает досконально, кто из оппозиционных "вождей" сколько получает, но не возражает, поскольку  надо же оппозиционерам на что-то жить.
  Получался молчаливый сговор:вы делаете вид, что боритесь со мной, и я делаю вид. Мы друг друга устраиваем, так боритесь за западные деньги и дальше.
  В конце концов Запад, и особенно Европа, пришли к выводу, что лучше иметь дело напрямую с Лукашенко, чем с оппозиционерами, которые, кроме говорильни и громких лозунгов, ни на что не способны.
  Разумеется, новая тактика ЕС возмутила оппозиционеров, и те, кто считает себя их лидерами, как Некляев и Статкевич, с которым они многие акции провели вместе, написали и направили много гневных писем  адрес западных демократов.
  Но - не помогло. ЕС четко дал понять, что будет финансировать лишь тех, кто способен вести диалог с властью. В частности, он поддерживает дискуссии, проводимые на площадке "Гражданской платформы", которые проходят довольно успешно, на одной из последних побывал даже Лукашенко, и выступил министр иностранных дел Беларуси.
  Неужели "Европейская" Лебедьки сумеет стать более весомой? Сомнительно, хотя он уверяет в этом. Тем более, что представители власти к нему не пойдут.
  Некляев же, судя по его высказываниям, сумел более реалистично оценить общую ситуацию, чему можно только порадоваться. Поэт должен оставаться поэтом. А Некляев поэт очень талантливый.
  Какая "нечистая" увлекла его в политику? Всем известно, что из поэтов и вообще литераторов выходят плохие политики. Как, впрочем, из любых представителей творческой интеллигенции - артистов, режиссеров, кинематографистов и т.д и т.п.
  Но "политический" зуд не дает им покоя, стоит посмотреть и на их выступления в России, и их страсть "размахивать"  коллективными письмами по разным поводам в пику власти.
  За это некоторые удостаиваются благосклонного внимания Запада, премий, разных наград.
  Это тоже, если хотите, своего рода гранты, только одноразовые. Разве что внешне, может быть, более престижные и безобидные, чем "прямые" гранты, направляемые для организации массового "забурення" против власти.
  Гранты, направленные на "забурение", разумеется, самые опасные, какими бы "демократическими ягнятами" не прикидывались их получатели. Потому что они неизбежно должны подстраиваться под требования хозяев грантодателей.
  И вот вам метаморфоза с Некляевым:поэт, в былые годы не сказавший в адрес России плохого слова, друживший с Евгением Евтушенко, в последние несколько лет присоединился к тем, кто "изобличает" Россию в ее "коварных" планах  по "оккупации" Беларуси по "украинскому сценарию", и требуют от ЕС не иметь никаких дел с Лукашенко, ибо он - "марионетка Москвы".
  Похоже, пока получить новый грант  под эти "песни", ему не удалось.
  Но, может, "повезет" завтра?
  А "в товарищах" у него ныне Лия Ахеджакова.