Не все в этом мире покупается

Дмитрий Красавин
ООтрывок из повести «Продай имение твоё и раздай...» http://proza.ru/2018/09/29/531

Сейчас остаётся только гадать, как и откуда материализовались гружёный бочками ГАЗ-53 и запорожец, летящие на нас параллельно друг другу, перекрывая собой всё пространство шоссе. Джеймс резко крутанул баранку влево (если бы он попытался уклониться от столкновения в правую сторону, то наш джип не преминул бы врезаться в частокол стоящих там вплотную к шоссе деревьев). Соскользнув по низкой насыпи с трассы и подминая под себя траву, машина запрыгала по кочкам, норовя завалиться то на один, то на другой бок. Джеймс и в этой ситуации оказался на высоте – удержав колеса прямо и тем самым не дав им увеличить величину опрокидывающего момента. Всё произошло настолько стремительно, что никто даже не успел испугаться. Только, когда джип встал, мы поняли, что чудом остались живы и невредимы.

Джеймс с Олегом, открыв дверцы, спрыгнули на землю. Грузовик и запорожец стояли метрах в двадцати от поворота, из-за которого выскочил наш джип. Яшины охранники, хлюпая туфлями по воде, выбрались на шоссе. Запорожец дал задний ход, чтобы подъехать к ним поближе. Водитель газика, который и был главным виновником происшедшего, так как обгонял запорожец не имея запаса видимости перед крутым поворотом, вскочил на подножку, юркнул в кабину и – поминай, как звали. Джеймс с Олегом попытались организовать за ним погоню, но запорожец больше семидесяти не давал, да и хозяин, глядя, как Джеймс насилует старенький мотор, ни на секунду не ослабляя давления на педаль газа, без конца стонал и умолял ехать тише – а то поршня заклинит.

Вернулись они, естественно, ни с чем. Посовещавшись, решили, что я и Джеймс останемся в машине, а Яша с Олегом поедут на запорожце в какую-то глухую деревеньку со странным названием Деранька, где, по утверждению водителя запорожца, можно найти трактор и все необходимые причиндалы, чтобы вытянуть джип обратно на шоссе.

Подбросив Яшу с Олегом до Дераньки, водитель запорожца оставил их беседовать с местными специалистами, а сам потихоньку умотал на своём стальном коне в неизвестном направлении.

Специалисты в МТС только что закончили свой трудовой день. Была пятница. Несколько человек получили какую-то премию. В раздевалке, на заваленном окурками столе уже стояли три бутылки водки и стаканы. Из-под стола выглядывала табуретка, поверх которой валялась засаленная рабочая куртка. В её складках лежали несколько отваренных в мундире картофелин и солёные огурцы. Народ приготовился к самому главному в их жизни действию, ради которого они и работают, и бьются с жёнами смертным боем. В такой обстановке Яшина просьба о помощи ничего кроме возмущения не могла вызвать.

 – Не, мужик. Ты чё? Рабочий день закончился... Имеем полное право...

 – Я заплачу! – горячился Яша. – Хотите доллары, хотите рубли...

 – Не, мы "за так" не работаем... Есть законы. Есть порядок...

Какое "за так", если Яша, по его словам, предлагал любому из них, за два-три часа работы почти двухмесячный оклад! Но "гегемон" больше всего на свете хотел выпить законные двести грамм. Им всем в тот момент было глубоко плевать на то, что на щедрые Яшины деньги можно и жену приодеть, и детей побаловать гостинцами...

Яша, уверенный, что всё в этом мире покупается, дело лишь в сумме, – пересчитывал доллары на рубли, рубли на доллары, делил, умножал... Олег стоял молча и ждал указаний шефа, готовый один перетряхнуть души всей бригаде механизаторов. Закончилось всё компромиссом. Бригадир, молодой татарин, в котором ещё пульсировала коммерческая жилка, за сто долларов продал Яше топор с лопатой, снятые им тут же с пожарного стенда, и длинную верёвку с привязанным на её конце ведром, вероятно, срезанную с ворота деревенского колодца.

С этими нехитрыми инструментами Яша и Олег, спустя два часа, вернулись к месту нашей вынужденной дислокации. Ночь напролёт мы мостили из веток и стволов деревьев дорожку от джипа до шоссе, пытались подкопаться, столкнуть машину с места. Всё было напрасно – тяжёлый джип чуть не по дверцы ушёл в торфянистую почву. Без помощи другой машины мы не могли его выдернуть на сухое место.

Ночь прошла. Впереди субботний день. Через три часа начнется церемония освящения надвратной Радонежской церкви Югонского Свято-Троицкого монастыря. Шоссе пустынно. Мы ждём чуда...

***
Продолжаю записи уже вечером. Чуда мы дождались в девять утра – наше бедственное положение заметил проезжавший по шоссе мотоциклист. Он сам вызвался помочь, развернул мотоцикл в направлении, обратном тому, в котором ехал и спустя полтора часа, пригнал к месту аварии трактор "Беларусь". Вдвоём с трактористом они довольно споро взялись за дело и вытащили нас на дорогу. От предложенного Яшей щедрого вознаграждения оба наотрез отказались:

 – Да вы что, ребята?! Мы ж не басурмане какие. А если с кем из нас оказия в пути стрясётся? У шоферов друг другу всегда принято помогать. Обижаете...

Яша второй раз за эту поездку убедился, что не всё в этом мире покупается.