Роли акционеров и платформы краудфандинга

Владимир Федорович Токарев
Краудфандинг в нашей стране, насколько я понял, несколько отстает от ситуации на Западе.
Быть может, разобравшись лучше с ролями спонсоров (акционеров) и самой платформы краудфандинга, а также используя технологию по разработке стратегии проектов краудфандинга мы сможем помочь делу?
Попробую рассмотреть эти темы в отношении проектов, где акционеры краудфандинга получают вознаграждение (то есть благотворительные проекты рассматривать не будем).

Роли акционеров и платформы краудфандинга

1. ПЛАТФОРМА — КАК МАГАЗИН
Что касается ролей, то вот мне один модератор сделал раз замечание — «Платформа краудфандинга — это не магазин».
Но, по моему мнению, роль магазина платформа играет.
Когда новый продукт разработан (например, музыкальный альбом) и финансовая цель народного финансирования достигнута — акционеры проекта получают, в частности, этот альбом. Правда, происходит это по принципу предоплаты — сначала купили акцию, автор проекта разработал новый продукт, затем автор получил деньги, а акционеры — альбом.
У акционеров краудфандинга, в таком случае, прослеживается роль покупателей нового продукта по предоплате.
Если одна из ролей краудфандинга — это своего рода магазин (на завершающей стадии проекта), тогда как в обычном магазине должна быть хорошая выкладка. Если сравним с книжным магазином — то должна быть хорошая рубрикация книг. Например, на платформе «Бумстартер» такая выкладка для книжных проектов есть. И если вы хотите использовать народное финансирование для деловой книги, то в разделе «Издания» вы увидите следующие рубрики
Детская литература
Иллюстрированное издание
Комиксы
Научная и научно-популярная литература
Периодика
Поэзия
Публицистика
Художественная литература
Конечно, было бы лучше иметь самостоятельную рубрику — «Деловые книги», но или таких проектов мало, либо есть иные причины платформы предложить для деловых книг рубрику «Научная и научно-популярная литература».

2. АКЦИОНЕРЫ КРАУДФАНДИНГОВОГО ПРОЕКТА КАК БИЗНЕС-АНГЕЛЫ

Книга — это продукт стартапа. При этом своего рода предпринимателем этого продукта выступает автор книги. Но сам он издать настоящую книгу не может.
Для успеха стартапа нужны бизнес-ангелы.
И если книгу издает издательство, то можно было бы в качестве бизнес-ангела рассматривать его. Но существует принятое определение, что бизнес-ангел — это частный инвестор. Для обычного же издательства — автор — не предприниматель, а всего лишь поставщик «сырья» — из которого издательство производит продукт — книгу.
В краудфандинге же инвесторы проекта (акционеры по терминологии «Планеты») — это в подавляющем большинстве — частные лица. Откуда следует —
что одна из ролей акционеров краудфандинга — это работа бизнес-ангелом с некоторыми, разумеется, оговорками, отличающими его от настоящего бизнес-ангела.
Если вы себя видите в роли потенциального акционера народного финансирования проекта, то подумайте, что следует из этой роли?

3. ПЛАТФОРМА КРАУДФАНДИНГА — КАК КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ОКАЗЫВАЮЩЕЕ УСЛУГИ

Это важная роль. Правда нужно договориться — кому именно оказываются услуги?
Во-первых — авторам проектов.
Из статистики известно, что из 10 стартапов успешными становятся 1—2. И понятно, что когда платформа допускает до народного финансирования множество проектов, примерно такая же статистика будет и у краудфандинга — скорее всего 10—20 процентов проектов будут успешными — достигнут финансовой цели.
Из этого вытекает достаточно серьезная рекомендация — сколько проектов разрешить запустить одному автору одновременно?
С точки зрения платформы краудфандинга как бизнеса — то лучше всего один, чтобы автор максимально вложился в продвижение идеи своего проекта.
А вот с точки зрения автора как потребителя услуг платформы — желательно 10, чтобы 1—2 проекты выстрелили. При этом речь не идет о запуске 10 новых продуктов: когда спрос будет выявлен — запускается только тот, который получил положительный отклик.
При этом ясно, что у кого-то может быть 10 неудач, а кто-то получит много откликов и придется устанавливать приоритеты. При этом возникает проблема — как успеть имеющимися ресурсами выполнить все сразу?
У проблемы есть решение — известно, что отклик краудфандинговый проект получает уже в самые первые дни. Предположим, прошла неделя — две, этого достаточно (?), чтобы увидеть результат. Если его нет — запускается второй проект, затем (если отклика нет) — третий и т. д. Как только появился отклик — работа идет по этому проекту. Как это сделать технически — описано ниже.
ПРИМ. Описание других ролей платформы краудфандинга вы можете посмотреть в книге на платформе «Планеты», я отметил лишь те, где у меня есть расхождение с преобладающими на сегодня мнениями.