Драматург по прозвищу Павлокл

Георгий Елин
29 августа 1980 г.
День моего дебюта в «ЛитРоссии».  <…>
Обустраивая себе рабочее место, передвинул письменный стол из тёмного угла к окну, впритык к столу Павловкла  (драматург Павел Павловский – автор пьесы «Элегия», театрального хита конца 60-х). И сразу же осознал опрометчивость переезда: говоря по телефону и одновременно куря, Павел Исаакович зажигает спички одной рукой, чиркая по торцу стоящего на столе коробка, – вспыхивая  на лету, отломленные спичечные головки посыпались на меня, как шрапнель.  <...>

18 ноября 1980 г.
Драматург Павловский возвратился из Вены, куда ездил по случаю премьеры на радио его пьесы «Бетховен», полный впечатлений:
     – Это счастье, что я смог преклонить колени на святых могилах Моцарта, Гайдна и Бетховена!
Полюбопытствовал, как ему это удалось, если прах Моцарта безымянно покоится в Зальцбурге, а Бетховена в Веймаре (про Гайдна, честно, не знаю).
     – У них в Вене всё очень удобно: вышел из оперы – и тут же три могилы рядышком, с красивыми памятниками.
Кроме нашей аллеи космонавтов, ничего другого мне в голову не пришло.

28 декабря 1980 г.
Новогодний вечер редакции «ЛитРоссии» в Доме литераторов. Пить с коллективом  мне совсем не хотелось, но Стефанович сказал, что новичку  н у ж н о,  а не то начальство оскорбится. Взял с собой Юлю – заверив, что здесь всё будет совсем «по-домашнему».  <...>
Стоило мне отлучиться,  к Гуковой подсел драматург Павлокл, и я шуганул старого ловеласа на фразе: «Юленька, ваши губы меня вожделяют!..».
В разгар пьянки мы с Юлей сбежали.

1 июня  1981 г.
Павлокл подарил мне («гуляке праздному, любимцу дев прелестных») свою пиэсу про Комиссаржевскую «Подайте моё королевство!», которую два месяца писал  у меня на глазах, а растиражировал через ВААП вообще за неделю. Край света, конечно, а теперь у нас начинается второй акт – попытка пристроить её в театры. Задумчиво глядя в окно, Павловский сказал: «Начнём, пожалуй, с Виктюка!»...

4 июня 1981 г.
Телефонное знакомство с ИГрековой (Павловский устроил, дав мне вести её рассказ «Скрипка Ротшильда»).   <...>  Мы хорошо поговорили, однако от интервью Ирина Сергеевна уклонилась: никогда не говорит о себе (тем интереснее будет добиться).

20 октября 1984 г.
Умер Вадим Кожевников. Год назад в нашем интервью обыграл его рассказ, как редакторы «Советского писателя» правили роман «Щит и меч»  (весь целиком переписали) и понесли автору на визу, чего Вадим Михайлович просто не понял. А тут сообразил сразу – вычеркнул весь этот кусок целиком, бормоча: «Неужели  я мог такую глупость сморозить?»  Потом всучил для «ЛР» главу из нового своего шедевра «Корни дуба» и с этим бредом Павловский месяц провозился, зато дал  ему мудрое название «Корни и крона».

7 мая 1985 г.
За Берлинскую операцию быть бы Павловскому Героем Советского Союза, но  при штурме вокзала проворонил фаустпатронника в своём тылу и потерял весь орудийный расчёт, так что удостоился лишь пятого ордена. Накануне  40-летия Победы получил из ГДР открытку-поздравление от пионеров-эфдеёдлеровцев, с прелестными грамматическими ошибками:
          «Дорогой Пиня Исаакович. Поздровляем Вас! Мы знаем, что
          Ваша пушка обеспечила подход совеских танков к Рейхстагу
          врезультате чего был  целиком разрушан Берлинский вокзал.
          Такие солдаты, как Вы, обеспечили  Победу над гитлерисмом.
          Желаем Вам крепкого  здоровья и успехов в труде!
          P.S.  Берлинский вокзал досих пор не восстановлен».
Ай да Павел Исаевич!

23 сентября 1986 г.
В фильме Глеба Панфилова «Тема» всё вроде бы по делу и на месте, да вот  с Михаилом Ульяновым сплоховали:  абсолютно точно играет... Юрия Бондарева,  только его герой – не прозаик, а драматург, совсем иной характер:  избалован аплодисментами, актёрками (на нашего Павлокла посмотрели бы).

1 мая 1992 г.
Десять лет соседствую по дому  с Игорем Ледогоровым, шапочно знакомы (благодаря Старосельской), но только и  раскланиваемся при встрече – ни разу не пришла в голову мысль сделать с замечательным артистом интервью. Нынче,  встретясь на праздничном дворе, я вдруг устыдился – спросил, есть ли что в его  жизни нового. Говорит: в кино интересных ролей не предлагают, а в театре – да:  звонил драматург Павловский, написал специально для меня пьесу о Бетховене,  по его глухонемым тетрадям. Я тут язык проглотил – пьесе полтора десятка лет,  Исаакович её на моих глазах Джигарханяну сватал, Виктюку... Время остановилось!

25 марта 2008 г.
В последней «Литературной России»  очередные воспоминания – «Абсурдный аргумент»  Женьки Некрасова.  <...>
А вечером узнал, что вчера умер Павловский. Павел Исаакович успел прочитать мои воспоминания и тогда же позвонил: сказал, что потерял ногу и умирает, а я мог его утешить лишь тем, что дай Бог каждому дожить до 86 лет. Обещал Павлоклу осенью подарить книжку, где и про него хорошо написано, да вот...
Когда Павлокл оформлял себе пенсию (а он хотел персоналку республиканского значения),  мигом организовал получение значка «Заслуженный работник культуры» и пяток рецензий. Одну – для журнала «Театр» – при мне попросил у Нагибина. «Конечно, Паша, – напиши сам, особо не увлекаясь,  а я подпишу. Только обязательно покажи мне», – сказал Юрий Маркович. Весь день Павел Исаакыч скрипел пером, а получив от машинисток текст – показал мне: не слишком комплиментарно?  Страничка за подписью Нагибина вышла в следующем же номере журнала,  и я сразу увидел дописанный Юрием Марковичем последний абзац: «Тридцать лет работы в драматургии. Пять написанных пьес, из которых поставлена одна. И каково же писателю Павловскому работать в пустоту?»


ФОТО:  Павел Павловский в редакции еж-ка «Литературная Россия» / Москва, апрель 1982 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----