Инсульт

Александр Финогеев
В наше время на прилавках книжных магазинов можно найти все, от сборников анекдотов до словаря матерных слов, от женских романов до мужских журналов. Но вот никогда не видел студенческих перлов. А их, если постараться и пособирать, вышла бы не одна толстенная книга. Именно находчивость студентов, граничащая с незнаниями и глупостью, дает массу забавных историй. Может, кто-то прислушается и выдаст на-гора нечто увлекательное и интересное.

Слушатели Военно-медицинской академии – это те же студенты, только мужского пола и в военной форме, но им присуще все то, что присуще молодым, здоровым и беспечным людям.

Группа слушателей факультета подготовки врачей для авиационной и космической медицины пришла на занятия по нервным болезням. Переодевшись в халаты, они расселись в классе и лихорадочно стали листать учебник.

Вошел преподаватель, кандидат медицинских наук майор Михайленко, служивший в далекой молодости начальником медицинской службы на одной из атомных подводных лодок Северного флота.

В чем схожесть большей части моряков и летчиков? Специфика службы и тех, и других очень тесно связана с немалым риском для жизни. Поэтому инстинктом самосохранения у них является выработка в организме большого количества «гормона» юмора, с которым они и идут по этой жизни.

Преподаватель сел за стол, достал из кармана халата журнал, открыл его и что-то в нем записал.

– Так, – оглядел он безмолвно сидящих будущих светил военной медицины, – кто мне сейчас расскажет одну из частых патологий в нервных болезнях – инсульте? Напомню, что существует, надеюсь, это всем известно, два основных вида инсульта: ишемический и геморрагический.

Все сидели, уныло углубившись в толстенный учебник.

– Мы остановимся на первом, так как на его долю приходится восемьдесят процентов от всех инсультов. Что же об этом заболевании должен знать каждый врач, включая проктолога и венеролога? Это мне сейчас скажет товарищ... товарищ Зуев. Прошу, коллега.

– Мы, товарищ майор, должны твердо знать, – прохрипел Владимир, – что при поражении левой половины головного мозга симптомы инсульта проявляются с правой стороны тела. Соответственно, если поражена правая сторона, то поражаются органы, находящиеся на левой половине тела.

– Блестяще! Ваш сногсшибательный ответ непроизвольно вызвал у меня скупую, не боюсь этого слова, слезу.

– Мужчины не плачут, мужчины огорчаются.

– Зуев, уважаю разносторонне развитых людей. На экзамен разрешаю не приходить, зачетку можете передать с кем-нибудь. Отличная оценка вам обеспечена.

– Спасибо, товарищ майор. Разрешите идти?

– Куда? – недоуменно поднял брови преподаватель.

– Я сегодня заступаю дежурным.

– Не рано? – посмотрел на часы преподаватель.

– Никак нет. К наряду следует обновить обязанности, подготовить форму одежды и хорошо, согласно Уставу, отдохнуть.

– Если еще и отдохнуть, тогда идите. Против Устава не попрешь.

Зуев положил учебник в «дипломат» и, сказав «до свидания», вышел из класса.

– Ну-с, продолжим. Кто мне расскажет о симптомах инсульта? – он оглядел слушателей. – Не вижу леса рук. Нет желающих? Печально! Получается, что зря я отпустил Зуева. Тогда порадует нас своими глубокими знаниями, – он опять опустил глаза в журнал и хмыкнул, – Федоров. Есть такой?

Встал худенький, невысокого роста слушатель, Вовочка Федоров, скромный и инфантильный юноша.

– Итак, уважаемый, перечислите мне эти симптомы.

Федоров стоял, наклонив голову, пытаясь уловить хоть одну подсказку. Но все молчали, как истинные патриоты на допросе в гестапо.

– Я в восторге от ваших глубоких познаний! Не можете сосредоточиться? Я помогу немного вам, не возражаете? Только вы за мной повторяйте, чтобы все слышали и запоминали.

Федоров тупо молчал.

– Первое, что у больного, – это гемиплегия. Повторите.

– Гемиплегия.

– Это – полная потеря возможности произвольных движений, то есть паралич в ноге и руке с одной стороны тела, а паралич одной конечности – моноплегия.

– Моноплегия.

– А параплегия?

– Паралич обеих верхних или обеих нижних конечностей.

– Замечательно! Товарищ Федоров, вы не до конца потерянный человек!

Владимир шумно вздохнул.

– Еще есть гемигипестезия. А это что за зверь?

– Гемигипестезия – это…

– Правильно, снижение чувствительности на одной половине тела. Осталось вам назвать немного. Вы только не забывайте все повторять. Мне со стороны видно, какой потрясающий интерес у слушателей вызывают ваши ответы. Итак, афазия.

– Афазия… – как умный попугай повторил Вовочка.

– Афазия – это отсутствие или нарушение у больного речи, правильно?

– Правильно, – подтвердил Федоров.

– Благодарю за доверие. Есть еще апраксия.

– Апраксия.

– Молодец! Это нарушение двигательных движений в пораженных конечностях. И наконец, эрекция на противоположной стороне тела, – серьезно проговорил преподаватель.

– Эрекция на противоположной стороне тела, – не задумываясь, повторяет Вовочка.

Класс взрывается диким хохотом. Смеется и Михайленко.

– Федоров, а тебе не надо в наряд?

– Никак нет, – отвечает пунцовый Владимир.

Тогда садись. На экзамен ко мне не вздумай приходить, вдруг мое настроение будет плохим. Договорились?

Владимир обреченно кивнул головой.

– Перед перерывом расскажу вам по изучаемой теме анекдот: Сара звонит своей подруге: «Софа, у Абрама случился инсульт. Рука не работает, нога не работает, мычит…» – «А член как? Член!» – «С членом все нормально. Он вовремя успел перебросить его в другую сторону». – «Какое счастье! Как тебе повезло, дорогая!»

И снова слушатели задорно смеются.

– Перерыв! – командует Михайленко. – Через пятнадцать минут собираемся у восьмой палаты. Не забудьте с собой взять молоточки.