Сказка про Короля и Бродягу

Анастасия Видана
Жил да был один Король. Был он очень, очень богат. Дворец его был самым роскошным, лошади - самыми лучшими, кареты - самыми удобными. Одевался Король в одежды из самых дорогих тканей, пошитые лучшими мастерами. Корону его украшали изысканнейшие драгоценные камни, перстни на его пальцах сверкали бриллиантами, и даже пряжки его туфель были из золота.
Король очень ценил богатство и роскошь. Он вовсе не был избалован, нет-нет! Он многое знал, многому учился. Для того, чтобы богатство его росло, Королю тоже приходилось работать: составлять законы, судить споры, пускать деньги в оборот, вести учётные книги, придумывать новые прибыльные проекты. Конечно, со всем этим ему помогали специально обученные люди, но и Король не сидел, сложа руки, - он любил во всё вникать сам и всё контролировал самостоятельно.
"Как прекрасно быть богатым, - думал Король, глядя на то, как работает его народ. - Пахарь не может бросить свои поля, и отправиться в путешествие; фермер не оставит своих коров; дровосек не перестанет рубить дрова ради того, чтобы научиться чему-то новому - в этом случае им всем просто нечего будет есть...Богатство освобождает! Благодаря ему я могу путешествовать, учиться, осваивать любые профессии!"
И он действительно это делал. Умел он и счета вести, и на виолончели играть, и фехтовать лучше многих. Знал, как строятся дома и мостятся дороги. Мог нарисовать чертёж для постройки моста через реку. Говорил на семи иностранных языках. А уж сколько книг прочёл и стран посетил - про то только ему одному и известно.
Конечно, все эти дела Королю приходилось тщательно планировать. Королевства-то без надзора не бросишь! Государственные дела часто требовали его личного присутствия, а потому и график у него был плотный, заранее составленный - каждый день рассчитан, каждая минута расписана. Непросто это, конечно, но Король привык. Так и жил.
И вот однажды, путешествуя по своему королевству, повстречал Король странного человека. Человек этот сидел под деревом и безмятежно жевал травинку. Старая потёртая шляпа, сдвинутая на лицо, защищала его от солнца. Одежда человека была в пыли; тут и там пестрели заплатки. "Странно, - подумал Король. - Неужели у него нет работы? Неужели он не может позволить себе добротную одежду и хорошие крепкие башмаки?"
Надо сказать, что в том королевстве совсем не было нищих. Богатея, Король не забывал и про свой народ. Трудились все - и все получали за это деньги. Никто не бедствовал и не голодал - на жизнь хватало. Поэтому и такого потрёпанного человека Король встречал впервые.
Любознательный правитель, конечно, не мог оставить такое дело без внимания. Он повелел остановить карету, вышел и подошёл к дереву, под которым сидел человек.
- Холодно стало, - произнёс тот, не открывая глаз, и перекинул травинку из одного уголка рта в другой, - Король загораживал ему солнце. - Не отойдете ли вы немного в сторону, любезный?
Удивившись подобному обращению (все ведь всегда называли его не иначе как "Ваше Величество"), Король сделал шаг в сторону и присел на траву - заботливый слуга успел подсунуть под него расшитую золотой нитью подушку. Помолчав, Король кашлянул и спросил:
- Скажите, друг мой, могу ли я вам чем-нибудь помочь?
Человек удивился. Он приподнял свою шляпу и уставился на Короля.
- А разве похоже, что я нуждаюсь в помощи? - спросил он изумлённо.
Король не хотел показаться невежливым, однако взгляд его поневоле скользнул по бедной одежде и прохудившимся ботинкам незнакомца.
- Мне показалось, - начал он осторожно, - Вы были бы рады новой паре ботинок...
Человек хмыкнул.
- По мне и эти хороши! Холода ещё не наступили, да и дожди бывают редко, так что дырки мне не мешают.
Король изумился ещё больше:
- А как насчёт одежды?
- Одежды? - переспросил человек. - Да разве я раздет? Разве нет на мне этих удобных штанов и почти новой рубахи? Она и прорвана-то только лишь на локтях, ну а это меня ничуть не смущает!
Никогда Король не слыхал подобного вздора!
- Да кто же ты такой?! - воскликнул он в недоумении, забыв про вежливость.
Человек вновь перекинул травинку и надвинул шляпу на глаза:
- Я-то? Я бродяга, вольный человек. Странник и просто прохожий.
- Странник? То есть, стало быть, ты - путешественник? Исследуешь что-нибудь, изучаешь?
- Я иду, куда ноги ведут, куда глаза глядят; где устал - там и остановился.
- Но зачем же ты идёшь? Разве нет у тебя дома, нет работы?
- Весь мир - мой дом, - отвечал Бродяга. - Что до работы - руки у меня крепкие, голова светлая; я многое умею. Нанимаюсь по дороге к разным людям, получаю еду и ночлег, а после шагаю себе дальше. Многого мне не нужно.
- А цель-то, цель? - вскричал Король. - Куда ты хочешь прийти, что ищешь, к чему стремишься?
Бродяга усмехнулся:
- Я ничего не ищу и никуда не спешу. Солнце дарит мне своё тепло и свет; лес даёт мне приют и пищу. Я любуюсь миром и наслаждаюсь свободой. Шагая по дорогам, я наблюдаю и размышляю; останавливаясь, я отдыхаю. Я повидал многие чудеса, понаслушался разных историй. Ничто не привязывает меня к месту, ничто не держит. Свобода - вот моя цель, путешествия - вот моя страсть, мир - вот моя любовь и мой дом.
Король был поражён. Никогда не слыхал он таких рассуждений, никогда не встречал таких людей!
- Разве же это - свобода? - спросил он, качая головой. - У тебя ничего нет, никто тебя не ждёт. Не существует дома, куда ты мог бы вернуться, устав от странствий; нет работы, которая кормила бы тебя; нет своего ремесла, которое ты мог бы передать другим. Какая же в этом свобода? Лишь богатство освобождает!
Бродяга сдвинул на затылок свою шляпу и выплюнул изо рта травинку.
- Богатство? - удивился он. - Как же оно освобождает? Богатство нужно приумножать; деньги пересчитывать и пускать в оборот; дом ремонтировать и поддерживать. За хозяйством надо ухаживать; что же до профессии - она тоже привязывает к месту: мастеровые работают в своих мастерских, крестьяне - на полях... В чём же здесь свобода?
- Ну, а король? Он ведь свободен, как по-твоему? Он бесконечно богат, у него есть всё, что пожелает! Король может с удобством объездить весь мир - да притом гораздо быстрее, чем ты обойдешь его пешком. Что ты на это скажешь?
Бродяга улыбнулся и пошевелил пальцами ног, торчащих из дырявых ботинок.
- А может он покинуть свой дворец и поселиться, скажем, на озере - просто для того, чтобы любоваться восходами и закатами, сидеть в лодке ранним утром, рыбачить, а после варить ароматную уху на костре? Может ли он сорваться с места среди ночи и отправиться в горы - высоко-высоко - чтобы увидеть комету, скользящую по ночным небесам? Может ли он жениться на девушке, которую полюбил, невзирая на её происхождение и знатность рода?
Эти слова крепко не понравились Королю. Было в них что-то тревожное. Этак если каждый рассуждать станет, то и весь государственный строй развалить недолго! А ведь и доля правды была в этих словах... Король-то и в самом деле этого всего не мог! Были ведь у него обязательства...
- Свобода у нас в голове, - сказал Бродяга. - Деньгами она не измеряется, богатством не покупается.
Рассерженный Король вскочил на ноги.
- Да знаешь ли ты, с кем говоришь, глупец?!
Бродяга лениво кивнул и сорвал себе новую травинку.
- Я - Король! Всё здесь принадлежит мне! И поля, и леса, и дороги - всё моё! И в твоей жизни я волен! Захочу - и всё у тебя будет, а захочу - последнее отниму! Это ли не свобода?!
Усмехнулся Бродяга:
- Что же ты можешь у меня отнять? Разве что башмаки - так я обойдусь и без них. Не раз я ходил босиком; бывало, что и шляпу мою уносило ветром, и рубаха расползалась по швам. Что же ты можешь у меня отнять? Только лишь жизнь... Но от этого ничего у тебя не прибавится: богаче ты не станешь, умнее тоже, лишь только совесть твоя будет страдать, - я же и вовсе о том не узнаю.
Призадумался Король:
- Я могу забрать у тебя твою свободу: брошу тебя в темницу, сам же продолжу спокойно править и жить.
Бродяга пожал плечами:
- Разве я злодей, чтобы меня запирать? Я иду своей дорогой, промышляю своим трудом; не разбойничаю, не граблю. Я не призываю людей бросить свои дома и пойти за мной - да и разве б они пошли? Я довольствуюсь малым и живу, как сердце подскажет; сегодня я здесь, а завтра там; а захочу осесть, так выстрою дом - я и это умею. Для чего тебе моя свобода? Разве что тебе своей не хватает?
Опустил голову Король. Мудрые слова сказал Бродяга, - а мудрость Король уважал. Всяк и впрямь выбирает жизнь по себе: один стремится приумножить богатства, другой мечтает преуспеть в своём ремесле, третий находит успокоение во взаимной любви - и каждый, если уж так посудить, довольствуется малым - тем, в чём он видит своё счастье. Это ли не свобода?
И отпустил Король Бродягу на все четыре стороны. Да и разве мог он его удержать? Свобода жила в его сердце и всюду ходила за ним.
Бродяга ушёл своей дорогой, Король же вернулся к себе во дворец; утвердил новый график на год вперёд: каждый день распланирован, каждая минута расписана. Трудно, да ничего не поделаешь, - обязанность!
Только нет-нет, да и вспомнит он вдруг про Бродягу и призадумается, - а какова она, ушица-то, на костре сваренная? Каков он - вкус свободы? Подумает-подумает, да головой покачает. Всяк, видать, свободу по-своему видит да и преграды себе сам строит. А что это такое - свобода - того ни один мудрец не скажет. Каждый её сам отыскать должен.
И вздохнет Король, возвращаясь к своим делам. Королевство-то без надзора не оставишь; да и за богатством глаз да глаз нужен! Так и живёт.
А про Бродягу же ничего не известно. Видывали его, говорят, в разных странах, в разных королевствах, да только это уже совсем другая история.