Антарктида

Ефим Шейнис
Вы любите телепередачу «Что? Где? Когда?»? Я не пропускаю ни одной игры. Вместе со знатоками пытаюсь найти ответы на каверзные вопросы телезрителей, и иногда мне это удается. Бывает даже, что я нахожу правильный ответ, а знатоки – нет. Тогда я очень доволен и жена мной гордиться. Однажды я сам послал вопрос. Хотите знать какой? Вы смотрели спектакль «Фауст» Гете? Там есть сцена где ведьма готовит омолаживающее зелье для Фауста. При этом она произносит заклинание, сплошь состоящее из цифр. Перевод с немецкого этого заклинания выглядит примерно так: "Вы должны понять. Из единицы делаете десять, пропускаете два, а также три. Вы богаты, так что можете потерять четыре, а из пяти и шести сделать семь и восемь и наоборот..."
Вопрос к знатокам: имеет ли это заклинание какой-то смысл?
Многие не только зрители, но и переводчики "Фауста" считали это бессмыслицей, абракадаброй. Так думал и переводивший "Фауста" Борис Пастернак. Он так перевел этот текст:
       Ты из одной десятку строй, а двойку скрой, о ней не вой.
       Дай тройке ход, чтоб стала чет, и ты богач. Четверку спрячь, о ней не плачь,
       А пять и шесть с семеркой свесть, и до восьми их подыми.
       Девятка - кон, десятку - вон. Вот ведьмина таблица умноженья.
Правильный ответ на этот вопрос:
Математики догадались, что это заклинание имеет смысл. В то время было очень популярным составление волшебных квадратов, этим занимались все кому не лень. Таким квадратам приписывали магическую силу. Ведьма объясняла как превратить обычный квадрат в волшебный. Обычный квадрат выглядит так:
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Волшебный квадрат, сделанный по совету ведьмы, имеет одинаковую сумму цифр по горизонтали и вертикали, которая равна пятнадцати.
10 2 3
0 7 8
5 6 4
 Проницательный читатель, конечно, заметил, что волшебный квадрат Гете хромает: сумма одной из диагоналей не получилась, из чего видно что Гете математиком не был. 
К сожалению мой вопрос не попал в игру, я думаю его никто не читал. Разве можно прочитать десятки тысяч писем, приходящих в редакцию этой игры? Для этого надо содержать целый штат, вряд ли Крюк может себе это позволить. Вообще-то очень интересно было бы узнать о закулисной работе при подготовке очередной игры. Кто отбирает вопросы, а, главное, отбирая окончательные вопросы, знает ли Крюк, какая команда будет играть? Если да, то своим любимчикам он может подложить более простые вопросы.

При чем тут Антарктида?
В последней игре Ирина Непрокина задала такой вопрос: Почему на базе экспедиции Амундсена в Антарктиде надписи на ящиках располагались этой стороной к Северу?
Я сразу догадался что с северной стороны светлее.
Знатоки ответили: чтобы полярники знали где Север. Они ошиблись.
Правильный ответ: с северной стороны надписи на ящиках освещались Полярным сиянием и лучше видны полярной ночью. Где Ирина Непрокина взяла этот вопрос и насколько он достоверен – не ясно, потому что потом на эту тему была дискуссия.
Вы знаете, что на Севере можно увидеть северное сияние, по аналогии, в Антарктике должно светить Южное сияние, но это выражение не привилось, сияние называют Полярным. Такое название годится и для Арктики, и для Антарктики. То, что в Антарктиде есть Полярное сияние, которое находится на Севере, я этого не знал, а еще считал себя знатоком Антарктиды.
Нет, я не ездил в антарктическую экспедицию, да меня бы и не взяли. У меня нет бороды и при температуре минус десять я уже на улицу не выхожу. Но я держал в руках и перелистывал настоящий дневник антарктической экспедиции! Тот самый дневник, в котором делали записи при температуре минус шестьдесят градусов.
Нет, я не работал в НИИ Арктики и Антарктики, просто вмешался господин случай.
В конце 80-х годов жил я в Ленинграде и ходил заниматься гимнастикой в группу здоровья, что в Московском Парке Победы. Там был такой небольшой спортивный клуб, где наша группа переодевалась. Многие приезжали прямо с работы и приносили спортивную одежду в сумках. Для переодевания у женщин и мужчин были отдельные комнатки, а в зал нас не пускали, и мы занимались прямо в парке. Наш инструктор Володя придумывал разные упражнения то у скамеек, то у березок, командовал «пробежку-прогулочку» по аллеям парка. Занятия не прерывались и в дождь: мы устраивались под навесом библиотеки – была тогда в парке и своя маленькая библиотека с читальным залом. Зимой одевались потеплее и Володя гонял нас пока мы не согреемся.
В один из дней Володя сказал:
- Друзья, я должен вас огорчить. Наши занятия прекращаются. В клубе начинается ремонт на неопределенное время. Я понимаю, что многим из вас наши занятия просто необходимы, поэтому постараюсь подыскать для желающих другие группы, куда вы сможете присоединиться. Я хочу поблагодарить вас за терпение и …
- Подождите нас отпевать, - встает одна их наших спортсменок, - нам ведь нужно только переодеться, парк ведь не закрывается на ремонт?
Я знаю эту немолодую спортсменку. Ее зовут Марина, она пенсионерка, живет по-соседству и иногда приводит с собой внучку.
- В доме где я живу, вон он виден за забором, - говорит Марина, - есть большой подвал. Там тепло и сухо. Я могу достать ключи, и мы будем там переодеваться.
Предложение Марины было принято с восторгом, многие жили неподалеку от Парка Победы и далеко ездить не хотели. К следующему занятию мы собрались у Марининого дома. Она открыла большим ключом тяжелые двери и скомандовала:
- Девочки налево, мальчики направо.
Вы, наверное, помните эту команду, она часто звучала в туристских походах где на стоянках не было туалетов. Вообще, проблема туалетов в смешанных группах решалась по-разному. Я видел, как однажды в студенческом строительном отряде установили два временных туалета, на одном из них была написана большая буква «М», а под ней маленькими буквами «Медамский», на другом большая буква «Ж», а под ней – «Жентельменский». Как они не путались?

Но я немного отвлекся.
Подвал не был пустым, в нем стояли стеллажи, на которых были коробки с какими-то бумагами. Переодевшись в уютном уголке между двумя стеллажами, пока еще не была дана команда «На выход», я из любопытства снял с полки одну из коробок. В ней лежали тетради. Обыкновенные школьные тетради в 96 страниц в дерматиновых переплетах. Я открыл одну тетрадь и, как  пишут в сентиментальных романах, обомлел. Это был дневник Антарктической экспедиции. В нем регистрировалась температура воздуха, воды, сила и направление ветра и другие наблюдения. Я представил себе как на морозе в 60 градусов, какой-то советский полярник в меховой одежде и русских валенках держит эту тетрадь и рукой, упакованной в меховую рукавицу и записывает карандашом показания приборов.
- Группа, на выход! – прозвучала команда, и я поспешно сунул одну тетрадь в свою сумку. Меня всегда занимала Антарктида, почитаю дома, решил я, через неделю положу на место. Не всем удается подержать в руках такую реликвию. Покажу жене и детям. Все равно эти тетради тут пылятся и никому не нужны.
Во время занятий я пристроился к Марине.
- Марина, кто вам дал ключи? Вы знаете, что хранится в этом подвале? Здесь лежат дневники Антарктической экспедиции!
- Я знаю, что хранится в этом подвале. Ведь я была в этой экспедиции!
- Вы?! Разве туда принимают женщин?
- Женщины иногда участвуют в антарктических экспедициях, я, например, была поваром в Новолазаревской. Конечно, мужчины помогали мне принести мешок муки или ящик с консервами. Но на американских станциях женщины полностью принимают на себя обязанности без всяких скидок. Они отказываются от любой помощи, так как считают, что это будет расценено как невыполнение рабочих обязанностей. У нас другой менталитет.
- Значит здесь нет дневников, написанных вашей рукой?
- Нет.
- Но вы видели пингвинов?
- Я им скармливала остатки наших обедов.
- Марина, а почему выбрали вас?
- Мой отец был полярник, и я с детства мечтала побывать на Севере, но на Севере не получилось. Тренировалась, закалялась, вы заметили, что я всегда легко одета, даже в морозы. Поэтому меня взяли.
- Ну и что теперь делать с этими дневниками? Они никому не нужны и их скоро сдадут в макулатуру. Зачем было потрачено столько времени, сил и денег?
- Эти дневники могут понадобиться в любую минуту. Сейчас Антарктида ничья, но не исключено, что в будущем в ней появятся зоны влияния и даже государственные границы. Там много полезных ископаемых, колоссальные запасы пресной воды. Мы должны иметь доказательства нашего приоритета. Ведь открыли Антарктиду русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. К сожалению, они не догадались дать русские названия открытым в Антарктиде землям и сегодня русских названий в Антарктиде нет.

После занятий, переодеваясь, я уже с уважением смотрел на тяжелые коробки с документами и положил взятую тетрадь на место. А вдруг из-за ее отсутствия не удастся доказать наш приоритет?