Улыбка. Биографические зарисовки

Арсения Нежданова
Я с детства верила в Бога,но никогда не была фанатически верующей.Веру привила мне моя бабушка-мать моего отца.Она соблюдала все праздники и пока могла ходить,часто, посещала церковь,всегда покупала церковный календарь,  кормила меня просвирками,соблюдала посты и причащалась.Мои родители не ходили в церковь,так как это осуждалось,за это наказывали,выгоняли с работы,из партии,комсомола,пионерской организации,октябрят и не назначали на должности.Но,несмотря на это, моя мать-учительница русского и литературы всё же не запрещала моей бабушке посвещать меня в Православную веру,так как в молодости ей ОТКРЫВАЛИСЬ НЕБЕСА,где она видела СВЯТЫХ. Поэтому сарказма по поводу религии в ней не было.
  Папина сестра тётя Валя и бабушка покрестили меня в младенчестве.Я верила в Бога,но вела себя,как все дети-была и октябрёнком, и пионеркой,и комсомолкой. Иногда я сопровождала свою тётю в церковь и на кладбище,так как она плохо ходила,а все её дети прошли через педучилище и были против церкви.А я ходила с ней на свой страх и риск.Вот эта сердечная тайна и наложила отпечаток на моё поведение,настораживала и настраивала учителей против меня,родила лукавую улыбку на моём лице,которая была расценена ими,как улыбка грехопадения,хотя никакого греха-то и не было. Думая о том,почему учителя относились ко мне отрицательно,я пришла именно к такому выводу.А моя мама относилась ко мне, отрицательно ,по совету учителей,так как они требовали,чтоб она усилила воспитательные меры. Из-за постоянных подозрений  я часто впадала в депрессию,ходила на кладбище,бродила среди могил даже при холодной,дождливой,осенней погоде,но внешне старалась не подавать виду. Моё лицо стала украшать постоянная, дежурная, лукавая улыбка,хотя я сама не осознавала этого.  Даже если случалось горе,мне трудно было изменить свою маску. Даже через слёзы сквозила эта улыбка -улыбка общественного отторжения.