Сейчас, когда военно-промышленный комплекс России решил наконец-то(странно, что раньше это не произошло) приобрести нового противника в лице нашей крошечной страны - в непрофессионализме обвинил, не мешало бы вспомнить события теперь далекого 1970 года. Я кстати всегда, совершенно ошибочно, полагал , что военный профессионализм состоит в выполнении задания и успешном возвращении на базу, а героизмом является полет за линию фронта( так кстати оценивали и героизм летчиков во время 2 Мировой войны ). А вот непрофессионализм - это сбить свой собственный самолет своей собственной ракетой, ах да самолет подставили- летчики ИЛа думали , что шпионят в зоне чистого неба и случайно стали героями- вмешались скоростные израильские Фантомы , они летели не бомбить иранские склады, а все думали как подставить российских летчиков под сирийский огонь- в общем без Льва Давидовича тут не обошлось.
Вот неплохо вспомнить в этой связи и события 50-летней давности. После разгрома Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 году арабских стран, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников- к ним шел поток вооружений на миллиарды долларов( привет пенсионерам) .Однако, развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность египтян- израильская авиация господствовала в воздухе, непрерывно наносились удары по военным и индустриальным объектам Египта, ведя союзника СССР к новому краху.
В декабре 1969 года президент Насер совершил тайный визит в СССР и умолял Брежнева прислать в Египет советские войска ПВО и авиацию. Заседание Политбюро вместе с командованием Вооруженных сил вовлекло СССР в очередную военную авантюру( ничего не напоминает ?)
Операция по созданию группировки в 32000 военнослужащих в Египте получила название "Кавказ".Возглавил группировку главком ПВО маршал Батицкий. В марте из порта Николаев в обстановке строгой секретности( для своих, израильтяне имели полную информацию и от агентурной разведки и по каналам американской воздушно- космической разведки) отправляли транспорты с личным составом и техникой.
Военнослужащие были переодеты в гражданскую одежду, не имели никаких документов, был приказ стрелять без предупреждения в случае попыток дезертирства. В Египте этих наемников- а как еще назвать лиц без документов, переодевали в египетскую форму. Летчиков предупредил лично министр обороны СССР Гречко- "Имейте в виду товарищи- если вас собьют над Суэцким каналом и вы попадете в плен- мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами ".
Израильтяне слушали переговоры советских летчиков, отслеживали все передвижения . Первую " черную метку "израильтяне послали советским летчикам 6 марта 1970 года- в египетском аэропорту Каиро- Уэст разгружались прибывшие транспортные самолеты и над ними на высоте 50 метров прошли два Фантома с голубыми шестиконечными звездами на крыльях.
Египтяне за деньги продавали своих союзников в совершенной степени- в музее авиации в Тель-Авиве я узнал, что советская авиационная группа включала 35-ю разведывательную истребительную эскадрилью, командир полковник Ю.Настенко , базировавшуюся на аэродроме Джанахлис под Александрией, а также 135-ый истребительный авиационный полк ( командир полковник К. Коротюк) базировавшийся на аэродромах Бени - Суэйф и Ком-Аушим под Каиром.
Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой советские летчики 30 июля 1970 года.
По началу советские и израильские летчики придерживались негласного соглашения, уклоняясь от взаимных столкновений . Но уже 25 июля советские летчики перехватили израильский Скайхок, который получил серьезные повреждения и с трудом дотянул до своего аэродрома.
Этот инцидент стал для израильтян сигналом к переходу к активным действиям против советской авиации. Была задача нанести противнику серьезный урон и навсегда отбить охоту атаковать израильские самолеты.
Была сформирована группа из летчиков, сбивших десятки самолетов противника, были привлечены средства радиоэлектронной борьбы . Изучалась тактика боевых действий противника, основным и главным недостатком советских летчиков был малый боевой опыт и незнание климатических особенностей Ближнего Востока.
Было решено заманить советских летчиков в засаду. Операция началась 30 июля в 14.00. Четверка израильских Фантомов под командованием подполковника Авишая Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Ави Села( с его сыном я многие годы работал на одном отделении). Второй парой командовал майор Эхуд Ханкин , ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение Фантомы медленно маневрировали , выдавая себя за устаревших Скайхоков. К звену намерено тихоходный Фантомов присоединилась четверка Миражей, которые шли в сомкнутом строю и на радарах они выглядели как один самолет. И. наконец, еще четверка Миражей шла на бреющем полете и не отражалась на радарах.
Одинокий израильский самолет стал приманкой для советского командования. С аэродрома Ком- Аушим в 15.28 вылетело звено капитана Каменева , к нему присоединилось звено капитана Юрченко в составе капитанов Макара, Яковлева, Сыркина, взлетевших с аэродрома Бени- Суэйф. Позднее к ним присоединились еще три квартета советских МИГов , взлетевших с аэродрома Ком -Аушим.
Герои и не подозревали, что летят в ловушку. За считанные секунды ситуация изменилась . Советские асы из охотников превратились в дичь .
Миражи атаковали МИГи , четверо сверху, а четверо снизу. Фантомы набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные самолеты противника.
Фантомы произвели ракетную атаку на звено капитана Юрченко. Первым был сбит на высоте 10.000 метров МИГ капитана Юрченко- майор Ашер Снир угодил в него ракетой и самолет взорвался в воздухе . Второй победы добился Ашер Снир- он дал парам МИГов проскочить, чтобы не быть зажатым в клещи, а затем начал преследование ведущего на крутых виражах и в крутом пике, пока не сбил его ракетой, летчик успел катапультироваться.
Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин были сбиты, но успели катапультироваться. Яковлев погиб при приземлении. Самолет капитана Макара был поврежден, но летчик сумел посадить самолет. Ведущий второго звена капитан Каменев был сбит и его самолет превратился в огненный шар. Летчик его звена капитан Журавлев долго уходил от полковника Бен-Нуна, был сбит ракетой на малой высоте, катапультировался, но парашют не раскрылся.
Конечно можно было бы сказать, наподобие ура- патриотов - можем повторить. Можем, но не хотим. А вот что произойдет можно легко предсказать- новые комплексы С -300 в руках полубандитов приведут к катастрофе- собьют гражданский самолет над Кипром и тогда придется славным асам капитально поработать.
А вообще всем успехов и удачных пенсионных реформ. Слава российским летчикам- героям !