Пять МИГов над Синаем

Сергей Линецкий
  Сейчас,  когда  военно-промышленный  комплекс  России решил  наконец-то(странно,  что  раньше  это  не  произошло) приобрести  нового  противника  в  лице  нашей  крошечной  страны -  в  непрофессионализме обвинил,  не мешало бы вспомнить  события теперь  далекого  1970  года. Я  кстати  всегда,  совершенно ошибочно,   полагал ,  что  военный  профессионализм состоит  в  выполнении  задания и  успешном  возвращении  на базу,  а  героизмом  является полет за  линию  фронта(  так  кстати оценивали  и  героизм  летчиков  во время  2  Мировой  войны ). А  вот  непрофессионализм -  это  сбить  свой  собственный  самолет  своей собственной  ракетой,  ах да  самолет подставили- летчики  ИЛа думали ,  что  шпионят в  зоне чистого  неба  и  случайно  стали  героями- вмешались скоростные израильские  Фантомы , они  летели  не  бомбить  иранские  склады, а  все  думали  как  подставить российских  летчиков  под сирийский огонь-  в  общем без  Льва  Давидовича  тут  не  обошлось.

   Вот  неплохо  вспомнить  в  этой  связи  и  события  50-летней  давности. После  разгрома  Израилем в  ходе  Шестидневной  войны  в  1967 году арабских  стран, СССР лихорадочно пытался  восстановить военный  потенциал  своих  арабских  союзников-  к  ним  шел  поток  вооружений  на  миллиарды  долларов( привет  пенсионерам) .Однако,  развернувшиеся в  1968  году  бои  на  линии  разделения  израильских  и  египетских  войск  показали  полную  несостоятельность  египтян- израильская  авиация  господствовала  в  воздухе, непрерывно  наносились удары по  военным  и  индустриальным  объектам Египта,  ведя  союзника  СССР к новому  краху.

    В  декабре 1969  года президент  Насер  совершил тайный  визит  в  СССР и  умолял  Брежнева  прислать в  Египет советские  войска  ПВО и авиацию. Заседание Политбюро  вместе  с  командованием Вооруженных сил вовлекло  СССР  в  очередную  военную  авантюру( ничего  не  напоминает ?)
 
   Операция по созданию группировки  в  32000 военнослужащих  в  Египте получила  название "Кавказ".Возглавил  группировку  главком  ПВО маршал  Батицкий. В марте  из  порта  Николаев в  обстановке  строгой  секретности(  для  своих,  израильтяне  имели  полную  информацию и  от  агентурной  разведки и  по  каналам американской  воздушно-  космической разведки) отправляли  транспорты  с  личным составом  и техникой.
   
   Военнослужащие  были  переодеты  в  гражданскую  одежду, не  имели  никаких  документов,  был  приказ  стрелять  без  предупреждения в  случае  попыток  дезертирства. В  Египте  этих  наемников- а  как  еще  назвать  лиц  без  документов, переодевали  в  египетскую  форму. Летчиков  предупредил  лично министр  обороны  СССР Гречко- "Имейте  в  виду  товарищи- если  вас  собьют  над Суэцким каналом  и  вы  попадете  в  плен- мы  вас  не  знаем,  выкарабкивайтесь  сами ".
 
   Израильтяне  слушали переговоры советских  летчиков, отслеживали  все  передвижения . Первую " черную  метку "израильтяне  послали  советским летчикам  6  марта  1970 года- в  египетском  аэропорту Каиро- Уэст разгружались прибывшие  транспортные  самолеты и  над  ними  на  высоте  50  метров  прошли  два  Фантома с  голубыми  шестиконечными  звездами на  крыльях.

   Египтяне  за  деньги  продавали  своих союзников  в  совершенной  степени- в  музее  авиации в  Тель-Авиве  я  узнал,  что  советская  авиационная  группа включала  35-ю разведывательную истребительную  эскадрилью, командир  полковник Ю.Настенко , базировавшуюся  на  аэродроме Джанахлис  под  Александрией, а  также  135-ый  истребительный  авиационный полк (  командир полковник К. Коротюк) базировавшийся на  аэродромах Бени - Суэйф и Ком-Аушим  под  Каиром.

   Именно  с  этих  аэродромов  ушли в  свой  последний  бой советские летчики 30  июля  1970  года.

   По  началу  советские и  израильские летчики придерживались негласного соглашения,  уклоняясь  от  взаимных  столкновений . Но  уже  25  июля  советские летчики  перехватили израильский Скайхок, который  получил  серьезные  повреждения  и  с трудом  дотянул  до  своего  аэродрома.

   Этот  инцидент стал  для  израильтян  сигналом   к  переходу  к  активным действиям против советской авиации. Была  задача  нанести  противнику  серьезный  урон и  навсегда  отбить  охоту  атаковать израильские  самолеты.
   
 Была сформирована группа из летчиков,  сбивших  десятки  самолетов  противника,  были  привлечены  средства радиоэлектронной  борьбы . Изучалась тактика  боевых  действий  противника, основным  и  главным  недостатком  советских  летчиков  был  малый боевой опыт и  незнание климатических особенностей Ближнего Востока.

   Было  решено  заманить  советских  летчиков  в  засаду. Операция  началась 30  июля в  14.00. Четверка  израильских  Фантомов под  командованием  подполковника Авишая Бен-Нуна  атаковала египетскую  радиолокационную  станцию  вблизи  Суэцкого  канала. Ведомым  у  Бен-Нуна был капитан Ави  Села( с  его  сыном  я  многие  годы работал на  одном отделении). Второй  парой  командовал майор  Эхуд Ханкин ,  ведомым  был капитан  Галь. Для  введения  противника  в  заблуждение Фантомы медленно  маневрировали ,  выдавая себя  за  устаревших Скайхоков. К  звену  намерено тихоходный  Фантомов  присоединилась  четверка  Миражей, которые  шли  в  сомкнутом  строю и  на  радарах они  выглядели  как один  самолет. И. наконец, еще  четверка  Миражей  шла  на  бреющем  полете и  не  отражалась на  радарах.

   Одинокий  израильский самолет  стал приманкой  для  советского командования. С  аэродрома  Ком- Аушим  в  15.28 вылетело звено капитана Каменева , к  нему  присоединилось звено капитана Юрченко  в  составе  капитанов Макара,  Яковлева,  Сыркина,  взлетевших с  аэродрома Бени- Суэйф. Позднее  к  ним  присоединились  еще  три  квартета  советских МИГов ,  взлетевших с  аэродрома Ком -Аушим.

   Герои  и  не  подозревали,  что  летят  в  ловушку. За  считанные  секунды  ситуация  изменилась . Советские асы  из  охотников превратились  в  дичь .
 
   Миражи  атаковали  МИГи ,  четверо  сверху, а  четверо  снизу. Фантомы  набрали нужную  высоту,  перевернулись и  начали  пикировать  на  отдельные самолеты  противника.

   Фантомы  произвели  ракетную  атаку на звено  капитана Юрченко. Первым  был  сбит  на  высоте  10.000 метров  МИГ  капитана  Юрченко- майор  Ашер  Снир угодил  в  него  ракетой  и  самолет  взорвался в  воздухе . Второй  победы  добился  Ашер  Снир- он  дал  парам  МИГов  проскочить,  чтобы  не  быть  зажатым  в  клещи,  а  затем  начал  преследование  ведущего  на  крутых  виражах  и  в  крутом  пике,  пока  не  сбил  его  ракетой,  летчик  успел  катапультироваться.

   Летчики  звена  капитана Юрченко,  капитаны Яковлев и Сыркин были  сбиты,  но  успели  катапультироваться. Яковлев  погиб  при  приземлении. Самолет  капитана  Макара  был поврежден,  но  летчик  сумел  посадить  самолет.  Ведущий  второго  звена  капитан Каменев  был  сбит и  его  самолет  превратился  в  огненный  шар.  Летчик  его  звена  капитан Журавлев  долго  уходил  от полковника Бен-Нуна,  был  сбит  ракетой  на  малой  высоте,  катапультировался, но  парашют  не  раскрылся.

   Конечно  можно  было  бы  сказать,  наподобие  ура-  патриотов  - можем повторить. Можем,  но  не хотим. А  вот  что  произойдет можно  легко  предсказать- новые  комплексы  С -300  в  руках полубандитов приведут  к  катастрофе-  собьют   гражданский  самолет над  Кипром  и  тогда  придется славным  асам  капитально поработать.

   А вообще  всем  успехов  и  удачных  пенсионных реформ. Слава российским  летчикам- героям !