История Мельниково в воспоминаниях Ларисы на мосту

Любовь Аверьянова
Лариса стояла на Мельниковском мосту, через реки Вуоксы и смотрела на бурное течение под мостом.  Иногда она смотрела вдаль на сосны и ели на острове напротив, и вверх в небо, так она делала зарядку для глаз. Вон, в том доме раньше жил Йорма Хеласвуо - настоятель финской церкви, который умер в 107 лет в Финляндии. И Лариса незаметно для себя задумалась об истории здешних мест. Она заинтересовалась историей этого края ещё давно, когда переехала жить в этот посёлок. Она много читала об истории с разных источников, переводила сама с финских газет, по просьбе автора Свинарёва Ю. П., который не успел написать всю историю Мельниково. Он выпустил небольшую книжку о посёлке, о первых послевоенных жителях, о первых колхозах, о бедности колхозников и об их трудоднях. Лариса всё это читала, но не очень этим интересовалась.
 Она больше интересовалась той части истории, когда здесь до войны жили финны. О, тогда всё было по другому. В лесу было много ягод и грибов, а в Вуоксе было много рыбы. Почти всё это постепенно исчезло, после того, как пришли наши русские.  Один старожил в разговоре сказал про наших(...они, как свиньи, всё разрушили, никто ничего не бережёт, всё заросло крапивой и репеем. А когда мы приехали, то мы всё удивлялись, что финны здесь жили, как в раю. У них был во всём такой порядок, нам раньше такого и не снилось).
 Да сюда после войны переселяли разных людей, в основном из беднейших колхозов России, обещав людям "золотые горы", но всё это не исполнили, и колхозники, как были бедными, так и здесь влачили жалкое существование. По книге Юрия Петровича, Лариса знала, что за тяжёлый трудодень им платили копейки (только что не оставляли умирать их с голоду).Когда-то сразу после войны сюда переселяли всех неблагонадежных и даже высылали сюда, на сто первый километр людей после тюрмы.
Лариса  надеялась прочитать историю Мельниково в книге Юрия Петровича, но он не успел написать книгу, все его записи остались в его компьютере. Он ушёл в Бога(Человек предполагает, а Господь располагает).
 А теперь Лариса вот стоит на мосту через реки Вуокса и делает зарядку для глаз, но мысли в истории. Она представляет себя девчонкой-финкой, и вообразила, что она уже здесь вот так же стояла когда-то и смотрела в воду на бурное течение Вуоксы. Правда не на этом мосту, а на том, финском, остов которого она не раз видела и теперь видит. Она в первое время смотрела на тот финский, полуразрушенный мост и удивлялась тому, как финны сумели хорошо сложить камни-валуны. И эти, вот, каменные многогтонные глыбы будут стоять ещё не один век.
 А теперь вот ей казалось, что она жила здесь давно, вон в том доме,(но, ведь, дом тот построили после войны). Пролетела мысль "что за бред, какое-то раздвоение личности. Это что-то из разряда психологии".
 Да, она знала, что финнов сгоняли с этих мест два раза; после Зимней(финской) войны и после Отечественной войны, когда финны, вернувшиеся на свои насиженные места, вновь построились и начали жить. Но недолго они здесь жили, всего три с небольшим года. Окончательно их изгнали в 1944 году, когда наша 265 дивизия заняли эти места.
Ну, а теперь Ларисе, даже, казалось, что она училась вон в той школе, а вон в тот дом ходила по воскресениям в воскресную школу, потому что все финны тогда были верующие. Вдруг промелькнула мысль; "глупо так думать, ведь я родилась после войны через десять лет". Она была верующей и знала из истории Мельниково, что финны все были верующими, и в каждое воскресенье, бросив все дела, ходили в церковь, даже очень издалека, порой пешком, босиком(жалели свои туфли). Ведь у финнов была у них была хуторная система и 34 деревни в разных местах, принадлежащих к посёлку Мельниково, то есть к Ряйсяля. Лариса знала, что Финны построили себе огромную каменную церковь, который теперь служит Мельниковцам клубом. Красавица-церковь, она простоит ещё долго-долго, (если Богу будет угодно) Эта красавица церковь, дело архитектора Стенбека, главная достопримечательность посёлка Мельниково и всей округи. Лариса знала из истории, и то, что эта церковь-кирха(а по-фински киркко) четвёртая; первая была сразу после того, как Шведы завоевали эти места ещё в 17 веке, а потом, когда Шведы сюда переселяли финнов,(освободив их от военной обязанности) построили для них новую церковь. Это было уже в 18 веке,та, вторая церковь просуществовала 100 лет, и когда она совсем обветшала, решили построить третью церковь, так как для финнов было очень важно, чтобы была церковь, потому что в них с молоком матери входила вера в Бога. Но третья церковь сгорела при грозе, в неё угодила молния. Тогда четвёртую церковь решили построить каменную. Вот она красавица-кирха, и теперь стоит и видна из всех Мельниковских мест, где бы ты не был(во всяком случае её шпиль и купол). Вот и теперь Лариса "видела" её за деревьями, так как знала, что она там.
 Лариса знала, что до финнов, и до войны Руси со Шведами, Мельниковская земля принадлежала Новгороду. Да,эта была Новгородская вотчина, и здесь жили корелы-язычники. Првославную веру привили к ним ещё при князе Ярославле Всеволодовиче в 1227 году. А, потом, после Шведской войны, у которых вероисповедание была лютеранская, и особенно после того, как сюда Шведы стали переселять финнов, карелы не захотели принимать "чужую веру" и, забросив эти места ушли в Русь(и напрасно, ведь Бог-то Один, только богослужения разные. А Бог Сам уже рассудит, кто и как Ему покланяется).
 И теперь Лариса вспомнила, то время, когда она жила одно лето в Ярославской области там есть карельская деревня Дюдиково. Ларису ещё дразнили корелкой, потому что она разговаривает не так, как там. Но, она ведь мордовка, а не корелка. Конечно, тогда для жителей Ярославской области, она не так хорошо разговаривала по-русски. А теперь она подумала о тех корелах, которые ушли отсюда в Дюдиково. Они напрасно забросили свои насиженные места и ушли в Русь, чтобы их не обратили в лютеранскую веру. Насильно никто никого не может обратить(если Сам Бог не призовёт человека).
 Вера одна - ХРИСТИАНСКАЯ. Это только обряды и традиции разные, да церковная служба, но догмы только напрягают мозг, а у людей должна быть единная вера в Бога. Христос рассудит, кто и как служил Ему. Он Один волен рассудить у кого вера правильней и крепче.
 Да, Лариса была верующей, и она думала о мире с точки зрения верующих людей. Но ведь она и другим интересовалась. Она всесторонне развита. Её интересовала не только история, но и политика, и новые исследования учёных, и то что делается в природе, и как весь народ относится к политике, к экономике, к вере и ко всему прочему.
 Теперь Лариса живёт в Мельниково и интересуется историей Мельниково. Она знала, что Мельниково - название послевоенное и назван посёлок в честь погибшего здесь воина красноармейца. А  сразу после войны, назвали было этот посёлок "Отрадное".  Но посёлок недолго был Отрадным, всего лишь два года. Посёлок Отрадное уже был и была страшная путаница. Тогда-то и назвали его Мельниково, в честь погибшего здесь красноармейца Никиты Мельниково(хотя Свинарёв исследовал весь Приозерский архив и не нашёл там Мельниково по имени Никита, (ну и Бог с ним). Здесь погибли другие воины по фамилии Мельниково, они не менее заслужили название этого посёлка. А ещё раньше задолго до Зимней(Финской) войны посёлок называли РЯЙСЯЛЯ. Это, даже, не финское название, а старо-карельское,- подумала Лариса, - а что оно означает никто вразумительно не может сказать, так как учёные до сих пор спорят над правильностью названия. Может это название по реке Вуоксы, которая называлась Ряжель, во всяком случае финны называли РЯИСЯЛЯНЙОКИ. Но, а по - мнении Ларисы - это рай-село. Во всяком случае, она первое время не могла налюбоваться природой, и всё благодарила Бога за то, что Он поселил её в этот райский уголок.
 Ей трудно теперь представить, что все эти места когда-то были под Ладожской водой, и видны были только несколько островов. На одном осровке в четырнадцатом - пятнадцатом веке, русичи построили Тиверскую крепость, которую ещё в 1411 году сожгли Шведы при Руско-Шведской войне. Потом, больше его не стали перестраивать, а построили новую крепость в устье Вуоксы(там где указала кукушка), поэтому город финны называли Кякисалми, а тогда русские назвали крепость Корела, а теперь это большой, зелёный городок Приозерск. Но это было уже в пятнадцатом веке, а перовые люди селились сюда по берегам Вуоксы и торговали, то есть меняли пушнину и рыбу на металические и разные необходимые изделия.  Лариса удивилась, когда читала историю, что первые люди здесь были саамы или лопари, а потом ижорцы и вепсы. И, якобы при ассимиляции с разными финскими племенами они формировали предков древних корел. Лариса была в ижорских и вепских деревнях, они недалеко от Луги, почти на границе Эстонии. А саамы, вобще живут на севере Финляндии.
 Да, а Мельниково-Ряисяля являась и является соеденяющем звеном между Западом и Востоком, так что здесь всегда были стычки и войны за стратегический объект - Карельский перешеек. И может быть Лариса стоит на чьих-то костях. Она стряхнула голову и изгнала эти мысли. И мысль другая пролетела в голове; "Да, нет, наверное, я, же стою на мосту, а, если в воду и бросали труппы людей, то они давно уплыли".
 Ещё до эпохи викингов, - вспомнила Лариса, - у которых по Вуоксе-Узерье проходил путь из Варяг в Греки, и которые безусловно, влияли так или иначе, на развитие культуры этих мест, ведь тогда цивилизация здесь только - только зарождалась, "видимо были стычки и в них погибали местные крестьяне, так что враги могли и бросать в воду трупы местных людей" - снова подумала Лариса.
 И насчёт офицального первого правителя Руси ведутся споры, -  опять подумала она, - кто был Рюрик? Некоторые говорят, что Швед(во всяком случае Лариса помнит это из школьной программы). Но многие придерживаются того мнения, что историю надо переписывать, а Лариса верит Михаилу Задорнову, который доказал, что слово "Варяг" происходит из слова "ВАР"и что Рюрик был русич. Да, только русский может быть во главе русского народа! Неизвестна и могила Рюрика, не то в Кореле, не то в Старой Ладоге.
  А ещё Лариса знала из истории, что в 14 веке Шведы проиграли войну Русси, и в 1323 году был заключён Ореховецкий мирный договор, согласно которому Северная часть Карельского перешейка была закреплена за Новгородом и Мельниковская волость оказалась в Новгородской части. Но этим Шведы не ограничились, и Карельский перешеек, неоднократно переходил то к Шведам, то к Русским, пока  в результате Ливонской войны 1558-1583 года, бездарно проигранной царём Иваном Грозным, Карельский перешеек на 17 лет не перешёл под власть Шведской короны. И только 1590 году в результате новой  Шведско-Русской войны Карельский перешеек снова перешёл к России.
 Конечно, всё это интересно, но время зарядки кончилось, и Ларису дома ждут не менее важные дела. Она шла домой и любовалась природой и красивой финской церковью, которая теперь служит клубом Мельниково, но надолго ли? Ведь Господь хотя и много-терпелив, но Своё никому не отдаст