Елабужский дневник

Алла Чурлина
(16.09 — 23.09.2018)

Предисловие

Можно по-разному относиться к происходящему — как к случайностям или к закономерностям, — но факт неоспорим: однажды происходят пересечения. Так 10 лет назад совершенно неожиданно пересеклись интересы людей, а затем и организаций в двух городах — в Зальцбурге и в Елабуге. Но всё-таки всё начинается с людей, с конкретного человека, который вдруг открывает для себя что-то стоящее внимания.

В Зальцбурге есть Военно-исторический музей, который тщательно собирает всё, что связано с историей военных кампаний, так или иначе коснувшихся земли Зальцбурга — и в его прошлом как княжества-архиепископства, и в его последующей судьбе в составе Австрийской, а затем и Австро-Венгерской империй, в составе Первой Республики, в тяжёлый период аннексии нацистской Германией (аншлюс 1938 года), в составе Второй Республики, вплоть до вступления 01.01.1995 в состав Европейского Союза и выполнения армейскими подразделениями своего долга в защите границ Республики Австрии, в оказании помощи при катастрофах и в международных миротворческих объединениях.

Главным правопреемником исторического подразделения Императорского и Королевского Пехотного Полка № 59 им. Эрцгерцога Райнера, который в 1913 году был преобразован из кайзерского немецкого Пехотного Полка им. Бекха (существовал с 1682 г.), стали с 1967 подразделения Вооруженных сил Федеральной Земли Зальцбург. С 1960 года в городе Зальцбург казармы носят историческое имя «Райнер казармы». А с 1924 года в крепости Хоензальцбург открыт «Музей полка Райнера». Выходит и печатный орган Австрийского Общества Войсковедения — журнал по военной истории «Pallasch» (= палаш, меч). Каждое войсковое подразделение имеет свои объединения — Общество унтерофицеров Зальцбурга, Общество офицеров Зальцбурга, Традиционный клуб К. и. К. Пехотного Полка № 59 «Эрцгерцога Райнера», Общество военного духового оркестра и т. д. Всё это открывает возможности продолжать активную жизнь среди коллег после выхода в отставку, передавать опыт молодым и проводить историко-исследовательскую и публицистическую работу.

В октябре 1992 года занятия Исторического факультета и русского курса Института Славистики Зальцбургского университета после выхода в отставку стал посещать г-н Бруно Коппенштайнер. Офицер, командир строительного батальона, инженер по строительству мостов после окончания учёбы защитил докторскую диссертацию, пишет книги по истории, в том числе военной, активно печатается как журналист в разных австрийских изданиях. Знания русского языка позволяют ему использовать российские источники в исследовательской работе.

«Десять лет назад,- рассказывает г-н Коппенштайнер, - я впервые получил информацию о Надежде Дуровой, случайно. Я заказал её мемуары и прочёл их с большим интересом. Там было написано, что она жила в Елабуге. «Елабуга» - это название я никогда не слышал раньше. Я нашёл город на карте и написал письмо бургомистру, чтобы получить больше информации об этом удивительном герое войны 1812 года — женщине-гусаре. В ответ мне пришло письмо от руководительницы Музея Надежды Дуровой — Фариды Валитовой. Так завязалась наша переписка. Этот контакт был началом очень интересной и успешной связи между городами Елабугой и Зальцбургом. Госпожа Валитова побывала в Австрии с докладами о Надежде Дуровой — в Вене и в Зальцбурге. Её доклад явился причиной для написания оперы об отважном гусаре».

Елабужский государственный музей-заповедник, на территории которого находится Музей Надежды Дуровой, совместно с Музеем военной истории Зальцбурга и профессорами Международной музыкальной академии «Моцартеум» создали оперу «Кавалерист-девица», посвящённую героине наполеоновских войн, первой русской женщине-офицеру. Автором либретто стала поэтесса Марианна Фигль. В 2010 году она слышала в Зальцбурге выступление г-жи Валитовой, директора елабужского Музея-усадьбы Н.А. Дуровой.

«История нашей героини,- рассказывает г-жа Валитова, - показалась ей настолько интересной и необычной, что она решила написать либретто для оперы об этой неординарной женщине. За музыкальное воплощение этого сюжета взялись профессора Марта Шарп и композитор Адриан Де Вит. К созданию оперы для солистов, хора и камерного оркестра были привлечены студенты и преподаватели вокального отделения и отделения сценического искусства университета «Моцартеум»».

Премьера оперы состоялась 14 января 2012 года на сцене Малой студии и была повторена на следующий день. Этот замечательный спектакль был исполнен молодыми музыкантами, певцами и артистами с таким профессионализмом и воодушевлением, что никого из переполнявших зал зрителей не оставил равнодушными. По приглашению австрийской стороны на премьеру в Зальцбург приехала делегация Елабужского государственного музея-заповедника, а также художественный руководитель Государственного камерного хора Большого концертного зала им. С. Сайдашева, представители СМИ Елабуги и Татарстана (ГТРК - «Новый век», программа «7 дней»).

Многим студентам-славистам и русскоязычным жителям Зальцбурга также удалось побывать на этой удивительной опере. Она ничуть не походила на любимый россиянами фильм «Гусарская баллада». Её сюжет и динамика действия переносили зрителей то в уютную городскую усадьбу Елабуги, то на поле сражений, то в царский дворец, то в детские воспоминания Дуровой. После премьеры зрители и артисты долго не расходились, обсуждали музыку, постановку, давали интервью. Всем очень хотелось показать этот спектакль на других сценах города и страны. А у Елабужского гусударственного музея-заповедника возникло встречное намерение: при поддержке министерства культуры РТ осуществить этот проект на сценах Татарстана. И хотя из-за недальновидности композитора по отстаиванию своих авторских прав весь практически готовый к реализации проект «забуксовал», идею этого праздника сцены для молодых талантов Австрии и Татарстана не стоит забывать. Как говорится, всему своё время. Наступит и этот час.

По приглашению Музея-заповедника Елабуги через год с визитом в Республику Татарстан отправилась австрийская делегация. И тут, в ходе обширной программы пребывания в нескольких городах, выяснилось, что в Елабуге на кладбище лежат солдаты Австро-Венгрии периода Первой Мировой войны и австрийские солдаты, которые служили в немецкой армии, периода Второй Мировой войны. И родился другой совместный проект двух городов: Организация «Чёрный крест» Зальцбурга поддержала реставрацию кладбища в Елабуге и спонсировала установку памятника павшим воинам и умершим военнопленным. Надо сказать, что на территории Австрии есть много захоронений российских и советских военнопленных обеих Мировых войн и содержатся они в идеальном состоянии.

Теперь практически каждый год происходит обмен делегациями двух городов. Это очень плодотворное сотрудничество, которое помогает понять и принять трагедию солдатских судеб по любую сторону линии фронта. На войнах нет победителей, а памяти достойны все. Делегация из Елабуги побывала в Музее военной истории Зальцбурга, несколько раз посещала захоронение переселенцев из России и советских солдат и офицеров на кладбище бывшего военного лагеря в Санкт-Леонхарде в окрестностях Зальцбурга, возлагала цветы в память о невернувшихся с войны.

Сотрудничество активно развивается и по другим музейным тематикам двух исторических городов. Знакомство с музейными центрами Зальцбурга, с администрациями и сотрудниками музеев, с экспозиционной техникой и разработкой, посещение «Долгой ночи музеев» - всё это стало содержанием культурного обмена. Экскурсионная программа для друзей из Елабуги далеко не исчерпана. Но в этот раз я хочу рассказать об ответном визите зальцбургской делегации в Татарстан по случаю двух юбилеев: 235-летия со дня рождения Надежды Дуровой и 25-летия создания Музея-усадьбы Н.А.Дуровой в Елабуге.

Министерство культуры Республики Татарстан и Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник пригласили своих зальцбургских коллег на праздничные мероприятия и для участия в научно-практическом семинаре. Была разработана недельная программа пребывания с такой степенью подробности знакомства с регионом, с городами и музеями Татарстана, с посещением религиозных, культурных и промышленных центров республики, что создалось впечатление, что мы пробыли в сказке полгода. Всё это явно отражает удивительный рывок Республики Татарстан за последние 30 лет в развитии всех сторон жизни общества, и нам досталось много энергии, достижений и радости бытия от общения с людьми и знакомства с их профессиональной повседневностью. Об этом и путевой дневник с 16 по 23 сентября этого 2018 года.


29.09.2018

(продолжение следует)