К 50 - и летию событий на острове Даманский

Николай Кокош
      
 
 
Взгляд лейтенанта.

    Нет - нет да и вспомню  о событиях, связанных с боевыми действиями в районе о. Даманский в марте 1969 года. Это был самый большой вооруженный конфликт за всю многовековую историю наших отношений с Китаем. Ведь здесь, в Приморском крае, в каких-то 10-15 километрах от советско-китайской границы  начиналась моя офицерская служба, куда в 1970 году я прибыл после окончания Сумского артиллерийского училища. Еще в Хабаровске, в штабе Дальневосточного военного округа, кадровики меня предупредили: будешь служить в знаменитой 135 мотострелковой дивизии, отличившейся в боях с китайскими провокаторами в районе о. Даманский.  Официально участие нашей мотострелковой дивизии, а это по меркам мирного времени, где-то семь тысяч человек, в этих   событиях нигде не афишировалось.


 Дело представляли так, что военный конфликт с китайцами был разрешен исключительно силами 57-го Иманского пограничного отряда и небольшой мото - маневренной группы 69 Гродековского погранотряда Тихоокеанского пограничного округа.  В начале боевых действий,  именно, так и было. 2 марта 1969 года пограничники первыми приняли на себя разящий огонь китайских военных, первыми прикрыли собой несколько участков Дальневосточных границ.

       Особенно отличились пограничники заставы Нижне-Михайловки, начальник заставы ст.лейтенант Иван Стрельников и командир отделения мл.сержант Юрий Бабанский. Обоим за мужество и героизм в отражении атак  китайских захватчиков было присвоено высокое звание Героя Советского Союза(И.Стрельникову посмертно). Всего этого звания были удостоены пять пограничников, непосредственно участвовавших в боях  и, несмотря на  численное превосходство противника, сумевшие дать  ему  достойный отпор.


       Однако реально противостоять хорошо вооруженным и подготовленным регулярным подразделениям НОАК (Народно -  Освободительной Армии Китая), которые по численности и вооружению превосходили пограничников в несколько раз,  они не могли. В кульминационный момент конфликта 15 марта  в бой были введены 2-й батальон Верхне-Удинского 199 мотострелкового полка на "бэтээрах" 60-ПБ, 1-ый и  2-й артиллерийские  дивизионы 122 мм гаубиц М-30, 378 артиллерийского полка( 36 орудий), отдельные батальоны разведки, связи, инженерных войск дивизии, а также, что немаловажно, и Отдельный реактивный дивизион БМ-21 "Град"(18 боевых машин, одна машина имела 40 стволов).

 В этом бою геройство и отвагу проявил командир отделения 5-й мотострелковой роты сибиряк мл.сержант Владимир Орехов.  Произошло вот, что: китайцы, имея численное превосходство, нагло пошли в "психическую" атаку, выкрикивая антисоветские лозунги и поливая свинцом  мотострелков. Их не остановило и то, что прицельным огнем наши солдаты  в первые минуты боя  уничтожили  до взвода пехоты. Как потом выяснилось, все китайцы  находились под воздействием спиртного, им, как говорится, и "море было по колена". Неожиданно с правого фланга по нашим воинам ударил, находящийся в засаде взвод китайцев, вооруженный станковыми пулеметами. Обстановка накалялась. В создавшейся критической ситуации командир батальона принял решение на отход 5-й роты, которая была в центре событий.

 Обеспечить этот маневр вызвался мл.сержант Орехов, к тому моменту, имеющий легкое ранение в руку. Выбрав удобную позицию, он до последнего патрона вел прицельный огонь по наступающему противнику из РПК (ручного пулемета Калашникова), " выкосив" больше двух десятков   китайцев. Это  дало возможность вынести с поля боя раненых, перегруппировать силы, зайти  противнику в тыл и уничтожить его. В неравной схватке Орехов погиб. Ему было  посмертно  присвоено звание Героя Советского Союза.

       В те годы, да и намного позже, ходили упорные слухи о применении советскими войсками в ходе конфликта с китайцами сверхсекретного лазерного оружия. Нет, такое оружие на Даманском не применялось. А вот несколько залпов реактивными установками было выпущено. О высокой эффективности применения  залпового огня говорит тот факт, что уже после первого артиллерийского налета, вызвавшего панику и растерянность в рядах противника, китайцы в открытой радиосети, на русском языке начали отчаянно кричать: " Ващенко, не стреляй!"  "Ващенко, не стреляй!" (Фамилия командира дивизиона).


Как рассказывали наши офицеры, после двух  залпов "Градов" с поля боя  были сметены несколько рядов наступающих китайских подразделений вместе с боевой техникой и пунктами управления.  Залп  только одной боевой машины накрывает  площадь  около  одной тысячи квадратных метров. Загоревшийся камыш создал заградительную дымовую завесу, наступил тактический перелом и перевес сил в пользу советских воинов, враг был деморализован!

После "выступления" реактивщиков китайцы  свое наступление в глубину острова Даманский прекратили, но исходные позиции для наступления не покинули. Выполнив боевую задачу, отдельный реактивный дивизион, выстроившись в колонну, покинул огневые позиции передав "эстафету" на ведение огня 1-му и 2-му дивизионам  378 артиллерийского полка. Не дав китайцам прийти в себя после
 обработки их позиций реактивщиками, ствольная артиллерия, имея пристрелянные данные,  произвела массированный беглый огонь по соседним китайским позициям и в глубину, и по фронту, нанося поражения резервам и тылам противника. Наблюдавшие за выполнением огневых задач с наблюдательного пункта начальник ракетных войск и артиллерии дивизии полковник Кулиус В.Х. и командир артиллерийского полка подполковник Борисенко В.П. остались  довольными: снаряды точно ложились по целям.В дальномер было видно, как китайцы, бросая станковые противотанковые гранатометы и станковые пулеметы поспешно, в панике бежали прочь подальше от советского берега...

        Служба моя и моих коллег лейтенантов проходила в очень сложной обстановке. По обе стороны пограничной реки Уссури располагалось огромное количество войск, боевые действия могли начаться в любой момент. Например, на нашем участке были сосредоточены части 4-й сельскохозяйственной дивизии армии Китая. До первой половины дня ее солдаты исправно занимались   сельхозработами,  во второй- боевой подготовкой. Все их передвижения на той стороне реки были хорошо видны без оптических приборов. Прошло  полтора года после событий на о.Даманский, а  дух вооруженного конфликта еще витал в воздухе, он наложил заметный отпечаток на отношение офицеров и их подчинённых к  службе. В действиях всех военных куда-то ушли расхлябанность и бесшабашность, на занятиях и полевых выходах все были собраны и сосредоточены. Напряженность, вызванная известными событиями, внесла коррективы и изменения в организацию боевой подготовки. Дальневосточные полигоны Сергеевский и Барановский на долгие месяцы, как летом, так и зимой, становились для нас "родным домом".

Все праздники боевые части дивизии, в том числе и наш артиллерийский полк, проводили в районах боевого предназначения. Без преувеличения можно сказать-в те дни  реально ощущалась  угроза нападения со стороны китайских агрессоров и личный состав полка готовился  к её отражению со всей серьёзностью.

       Мы, молодые лейтенанты артиллерийского полка, завидовали нашим побратимам, окончившим военные училища на два года раньше нас, но уже побывавших в боевой обстановке. Тогда нам казалось, что все они выглядят старше нас, на них лежал заметный  отпечаток  напряжения и особой бравады: мы там были, мы с честью выполнили свой воинский долг!  На  парадных кителях четверых лейтенантов сверкали боевые награды за Даманский, трое были награждены именными часами от Командующего войсками округа. Завидовал боевым лейтенантам и мой однокашник Валерий Пелипенко, выпускник Сумского артиллерийского училища. Пройдет каких-то 12 лет и недалеко от афганского города Герат  майор Пелипенко, израсходовав весь боекомплект и оставшись без обещанной поддержки, поднимет в последнюю штыковую атаку свой поредевший артиллерийский дивизион... Скромная награда орден "Красной  Звезды"  будет посмертно вручена вдове героя Ларисе.

Пользуясь случаем, хочу  вспомнить добрым словом моих сослужицев-офицеров, непосредственных участников тех событий: подполковника Сафронова А.А., майора Власенко П.А., майора Белошкуренко Б.М., ст.лейтенанта Хобту В.И., лейтенанта Шевченко В.Н.,лейтенанта Степаненко В.И., ст.лейтенанта Бабушкина С.П., майора Шевелёва А.Т.,капитана Зелепухина В.М. "Иных уж нет, а те далече"...

        Боевой опыт, приобретенный военными на о.Даманский, а затем закрепленный в ходе многочисленных учений с боевой стрельбой, не раз выручал моих коллег-офицеров в их дальнейшей службе в "горячих" точках. Несмотря на непростые условия  службы на китайской границе, я ее вспоминаю с теплотой и трепетом. Тут мы впервые почувствовали силу и надежность армейского братства, приобрели верных и надежных друзей, с которыми поддерживаем   тесные отношения и до настоящего времени.
 
Фото из интернета : постоянный спутник офицера. С ним связана вся наша служба : вхождение в коллектив, переводы по службе, обмывание воинских званий... Наполним и поднимем его за тех, кто сложил свои головы на о. Даманский!